Флористические работы из природного материала

Что такое гербарий, знают, наверное, все, кто когда-то учился в школе. Мы собирали листочки и веточки, старательно засушивали их, переложив старыми газетами и журналами, а потом аккуратно наклеивали в альбомы и подписывали названия растений. Но природные материалы можно использовать не только в познавательных целях. В умелых руках они превращаются в букеты и декоративные композиции для украшения интерьера, в открытки и картины


Природные материалы можно использовать для украшения интерьера

Кстати, если с осени запастись сухоцветами вы не успели, еще не все потеряно. Особенно там, где снег пока не выпал. Посмотрите вокруг: вот колышутся на ветру «метелки» полевых злаков, вот на ясене остались семена… У кого-то, может быть, стоит букет в вазе, у кого-то цветут комнатные растения… А еще, отправившись в выходные на дачу, можно прогуляться за шишками и веточками в ближайший лес… В общем, было бы желание — а материал найдется! Давайте посмотрим, как собранными «сокровищами» можно распорядиться…

Букеты и композиции из сухоцветов

Некоторые растения, высыхая, отлично сохраняют природную форму и даже цвет — именно они чаще всего становятся материалом для зимних букетов и декоративных композиций. Эти цветы и злаки обычно даже не требуют каких-то специальных усилий — их достаточно просто поставить в вазу (без воды!) или подвесить где-нибудь в сухом помещении.


Некоторые растения, высыхая, сохраняют природную форму и даже цвет

Самый популярный, пожалуй, однолетник-сухоцвет — гелихризум, который часто называют бессмертником. Но есть и множество других однолетних и многолетних растений, которые можно использовать для зимних букетов: лимониум (он же кремек или статица); тысячелистники; гипсофила; хорошо смотрятся соцветия и семенные коробочки декоративных луков (аллиумов); великолепны в композициях злаки — трясунка, зайцехвост, ячмень гривастый и многие, многие другие.

Семена сухоцветов, которые можно вырастить на своем дачном участке, вы найдете в нашем каталоге, объединяющем предложения крупных садовых интернет-магазинов. Посмотреть подборку и выбрать сухоцветы.

О целебных травах, которые можно использовать для создания различных зимних композиций, расскажет статья Лечебные иммортели. Практикум по изготовлению стильного элемента интерьера вы найдёте в публикации Как составить композицию из сухоцветов: мастер-класс.


Великолепны в композициях злаки

Не всегда удается сохранить природный цвет растений — многие из них даже при правильной сушке обесцвечиваются. Что с этим делать? Зависит от ваших вкусов, предпочтений и творческих замыслов. Можно любоваться фактурой, подобрав соответствующее обрамление для поблекших цветов. Подобные композиции отлично сочетаются с керамикой, неотбеленным льняным полотном, деревянными предметами интерьера.


Не всегда удается сохранить цвет растений — многие из них даже при правильной сушке обесцвечиваются

Любите яркое? Тоже нет проблем — можно сушить те растения, которые не теряют своей окраски, а можно окрашивать листья и сухие соцветия теми красками, которые вам кажутся наиболее подходящими для задуманной композиции. Своими советами о том, как и при помощи каких материалов это лучше делать, наши читатели делятся в обсуждении вопроса как правильно окрашивать листья для зимних букетов.


Можно окрашивать листья и сухие соцветия красками

Чтобы композиция была долговечной и хорошо смотрелась в интерьере, важно правильно подобрать для нее вазу или другую подходящую емкость. И здесь стоит учитывать все: и цветовую гамму букета, и фактуру растений, и особенности той обстановки, где планируется его разместить. Не бойтесь оригинальных, ярких, нестандартных решений — используйте неожиданные сочетания и материалы для воплощения своих творческих фантазий


Важно правильно подобрать для композиции вазу или другую подходящую емкость

Оформляя интерьер при помощи сухоцветов, не ограничивайтесь только засушенными растениями. Шишки, веточки деревьев и кустарников, яркие грозди рябины или калины, плоды декоративной тыквы, даже красивые камни — многое из того, что подарила нам природа, может быть использовано для таких натюрмортов и аранжировок. А знаете ли вы, что даже из овощей можно сделать роскошный зимний букет? Удивлены? Смотрите публикацию А вы букет собрать смогли бы из баклажанов с чесноком? — и удивляйтесь еще больше!


Для зимних букетов и аранжировок могут использоваться самые разнообразные природные материалы

Кстати, в ожидании приближающихся новогодних праздников стоит вспомнить о традиционных рождественских венках и гирляндах— вот уж где сухоцветы и другие природные материалы окажутся более чем уместны! А использовать такой венок в декоре можно самыми разными способами: повесить на входную дверь или на стену; сделать основой композиции из свечей или фруктов; маленькие веночки — замечательный декор для праздничного стола


Не стоит забывать о традиционных рождественских венках и гирляндах

Подробно о том, как составить эффектную осеннюю композицию из сухоцветов, какие материалы для этого выбирать, какие профессиональные приемы стоит использовать, расскажет в следующем видео флорист Ирина Воробьева

Композиции из сухоцветов в интерьере

Мало составить красивый букет — важно подобрать для него удачное место в доме. И это — тоже увлекательный творческий процесс, который способен заставить нас по-новому взглянуть на привычные интерьеры. Возможно, при этом даже захочется что-то переделать, изменить, дополнить обстановку новыми деталями…


Мало составить красивый букет — важно подобрать для него подходящее место в доме

Например, как вам вот такая напольная ваза с сухоцветами? Огромный букет оживляет однотонные серые стены; его цветовая гамма «перекликается» с цветом, в который окрашена спинка садовой скамьи, и яркими красками придверного коврика


Напольная ваза с сухоцветами

Или вот такая милая и нежная цветочная композиция в плетеной корзинке — изящное дополнение к водопроводному крану необычной формы, сделанному «под старину»


Цветочная композиция в плетеной корзинке

Кстати, в ванной сухоцветы могут стать хорошей альтернативой живым растениям, которые здесь будут страдать от недостатка освещения. Только стоит помнить: повышенная влажность для сухих композиций губительна, поэтому использовать подобный декор можно лишь при условии хорошей вентиляции.

В нашем каталоге, представляющем товары крупных садовых интернет-магазинов, вы можете подобрать подходящие вазы для своих цветочных композиций. Посмотреть подборку и выбрать вазу.

Взгляните, как строгие, лаконичные линии букетов из злаков и лунарии (лунника) могут стать элегантным дополнением к праздничной сервировке стола


Сухие букеты могут стать элегантным дополнением к праздничной сервировке стола

Выбирая место для цветочной композиции, очень важно удачно подобрать фон. Он должен гармонично сочетаться с ней, не соперничая в яркости и выразительности, а также выгодно подчеркивать фактуру природного материала


Выбирая место для цветочной композиции, очень важно правильно подобрать фон

А еще можно дать волю фантазии, представить себя живописцем и заняться составлением натюрмортов, достойных кисти мастера. Не владеете живописью? Попробуйте фотографировать свои шедевры!


Попробуйте фотографировать свои шедевры

Посмотрите, как по-разному может выглядеть одна и та же ваза с лунарией. Дополняя аранжировку различными элементами, меняя фон, комбинируя всевозможные предметы интерьера, аксессуары и природные материалы, можно получить бесконечное количество образов, каждый из которых отличается собственным характером и настроением


Одна и та же ваза с лунарией может выглядеть по-разному

Те, кто хоть раз пробовал составлять такие композиции, наверняка подтвердят: это очень интересное, творческое занятие. Как раз для долгих зимних вечеров.

А интересную подборку разноплановых идей использования сухоцветов и природных материалов в декоре интерьера вы можете найти в следующем коротком видео:

Картины из сухих листьев и цветов

Нежные цветы и листья, бережно расправленные и высушенные под гнетом, могут стать замечательным материалом для создания настоящих картин, выполненных в технике аппликации. Самый простой вариант — изображения букетов или стилизованных клумб. Для таких картин лучше подбирать некрупные растения и сочетать их так, чтобы добиться максимально естественной композиции, «похожей на настоящую»


Самый простой вариант — изображения букетов или стилизованных клумб

Другой вариант — композиция в духе старинного гербария. Это изысканное украшение интерьера или оригинальный подарок любителю растений. Для такого рода картин лучше выбирать неброские растения — дикорастущие травы, злаки. А если хочется более ярких красок, разместите растения на контрастном черном фоне.


Композиция в стиле старинного гербария

Флористическая живопись, или ошибана — вид искусства, в котором вместо кистей и красок используются засушенные травы и цветы. Использовать можно и части высушенных растений, и другие природные материалы — бересту, солому, мох и так далее. И здесь уже фантазия флориста практически ничем не ограничена — природный материал подчиняется воле художника, преображаясь в соответствии с его замыслами


Ошибана — вид искусства, в котором вместо кистей и красок используются засушенные растения

Это очень интересная техника, позволяющая создавать уникальные произведения, которые украсят ваш интерьер или станут оригинальным творческим подарком. Подробный мастер-класс по созданию картин из растений — в следующем видео

Те, кого заинтересовал этот вид творчества, могут посмотреть еще один мастер-класс. На наших глазах рождается картина, а наблюдать за работой флориста — увлекательное и познавательное занятие. У каждого мастера — свои приемы, секреты и хитрости, так что почерпнуть для себя что-то важное и полезное вы сможете непременно. И пусть не смущает, что этот урок состоит из двух частей: времени на просмотр обеих потребуется не больше, чем для предыдущего сюжета

Во второй части — завершение работы над картиной, а также важные тонкости подготовки и хранения природных материалов для творчества

Ну а чтобы в полной мере представить возможности ошибаны, стоит посмотреть подборку произведений, представленную в следующем небольшом видео. Глядя на некоторые картины, невозможно поверить, что написаны они не кистью и красками, а лепестками и листьями. Удивительные, завораживающие, фантастические творения умелых рук художников-флористов — смотрите, восхищайтесь, заряжайтесь вдохновением

Делаем вместе с детьми

Природные материалы отлично подходят для детского творчества. Способность увидеть цветок или птицу в разрозненных веточках, шишках и семенах — это проявление творческих способностей, которые желательно выявлять и развивать с самого раннего возраста. Чем старше становится ребенок, тем сложнее идеи, которые он способен придумать и воплотить. Самым маленьким, конечно, потребуется помощь взрослых — и в подготовке материалов, и в воплощении замыслов.

Букет из природных материалов и пластилина

Таким поделкам малыши учатся уже с детсадовского возраста. Это занятие очень полезно для развития ребенка, а из созданных его руками композиций вы можете сделать целую выставку дома или на даче. Интересный и доходчивый видеоурок станет вам подспорьем, если собственное детство уже подзабылось.

Открытка с сухоцветами

Ребенок постарше может сделать панно или открытку с элементами природных материалов. Здесь используется техника аппликации, которой малыши тоже овладевают достаточно рано. Чем крупнее детали будущего изделия, тем проще с ними справиться начинающему флористу. Ну а те дети, у которых уже есть навыки подобного творчества, могут использовать для декора и мелкие цветы, тонкие веточки и листья.


Ребенок может сделать панно или открытку с элементами природных материалов

Стоит сразу предупредить ребенка, что материал этот очень хрупкий, а работа с ним требует терпения, усидчивости, аккуратности. Зато как приятно собственными руками сделать красивый подарок маме, бабушке или любимой учительнице!

Заготовка материала

Но воплощение любой из этих замечательных идей невозможно, если не собраны и не заготовлены должным образом необходимые природные материалы. Поэтому давайте немного поговорим и о том, как правильно подойти к этому вопросу.


Природные материалы необходимо заготовить должным образом

Как мы помним, флористические композиции бывают объемными (например, букеты) или плоскими (панно, открытки, картины). Соответственно, и материал для них потребуется разный. В любом случае, конечно, нужно позаботиться о том, чтобы наши растения сохранили свое очарование, не потеряли при сушке ни форму, ни цвет. А вот способы могут быть разными


Нужно позаботиться о том, чтобы растения не потеряли при сушке ни форму, ни цвет

Растения для объемных флористических композиций чаще сушат, подвесив «вниз головой» в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Важно помнить, что солнечные лучи не должны попадать на стебли и соцветия, иначе те утратят свой цвет. Обязательно следим и за влажностью воздуха: в сыром помещении травы побуреют, могут покрыться плесенью, их декоративные качества будут безнадежно утрачены.

Ну а для ошибаны растения удобнее всего сушить так же, как сушили в школе для гербария: перекладываем заготовки листами бумаги (вкладываем между страниц журналов, газет, старых книг и так далее) и оставляем под прессом в сухом помещении. Время сушки во многом зависит от самого растения.

Как правильно заготовить сухоцветы для поделок и засушить гербарий, подробно рассказано в следующем видео

Еще идеи для поделок и декора из природных материалов смотрите вот в этой подборке. Увлекательного вам творчества!

Оксана Тюгаева
Флористика как средство работы с природным материалом

Флористика как средство работы с природным материалом.

Выполнила воспитатель 1 категории Тюгаева Оксана Геннадьевна, МАДОУ №4 г. Бердск, Новосибирская область

Флористика — это художественное творчество, основой для которого служат засушенные цветы, листья, стебли и другие природные материалы. Слово «флористика» происходит от имени древнеримской богини цветов, весны и юности – Флоры. Интересные пейзажи, натюрморты, портреты, сложные композиции из комбинаций цветов, листьев, трав, соломы и других материалов живой природы с большим мастерством могут быть созданы без кисти и красок и, как бы, в новом виде продолжить вторую жизнь.

Когда и кому пришла идея сделать из сухих растений букетик, история умалчивает. А вот мода на сухие букеты пришла в Европу в 19 веке, когда из Австралии завезли много настоящих сухоцветов.

Сейчас ими занимаются многие любители и профессионалы (флористы). Флоризм доступен не только для взрослых, но и детей дошкольного возраста, конечно, в простейших его формах, под руководством взрослых.

Искусство создания оригинальных поделок и картин из природного материала сейчас всё чаще называют загадочным словом «флористика». Это одно из немногих искусств, доступных всем всегда и везде. В любом возрасте, в любое время года, в любом уголке земли – в лесу, в степи, на морском берегу — можно найти занятие по душе, по своему вкусу и способностям.

Флористика — одно из любимейших занятий детства. Дошколята постарше с увлечением мастерят желудёво — шишечные игрушки. Малыши старательно выкладывают камешки и раковины на песке, восхищаясь неожиданными картинами.

Флористика – разновидность декоративно — прикладного искусства, создание букетов, композиций, панно, коллажей из различных природных материалов (цветов, листьев, плодов, и т. д.)

2. Материал для поделок можно заготавливать круглый год, но лучшее время для заготовки природных материалов — лето и начало осени (до первого снегопада). В разных природных зонах нашей страны произрастают многие растения, плоды, листья, корни и семена которых можно использовать для поделок. Для поделок, заготавливают следующие природные материалы:

ШИШКИ: еловые, сосновые, кедровые, пихтовые, ольховые, лиственницы, кипариса, можжевельника, тиса ягодного;

ЖЕЛУДИ дуба с плюсками (чашечками у основания плодов);

КАШТАНЫ: сладкие (съедобные) и декоративные (несъедобные). Незрелые каштаны имеют зеленую колючую оболочку;

ОРЕХИ: фисташки, миндаль, лесные орехи, буковые орешки (с колючей оболочкой, кедровые орешки, орехи грецкие, фундук, маньчжурский орех, арахис;

КОСТОЧКИ: персиковые, абрикосовые, вишневые, кизиловые, сливовые, от хурмы;

ВЕТКИ различных деревьев и кустарников;

КОРНИ деревьев и кустарников;

КОРА деревьев: сосновая (старая — толстая и молодая — тонкая, золотисто-красная, дубовая, еловая, осиновая и кора березы — береста;

КОЖУРА лука репчатого и чеснока;

СЕМЕНА деревьев (например, семена-крылатки клена, ясеня, липы); трав и злаков

СОЛОМА пшеницы, овса, ржи;

ЦВЕТЫ садовых и дикорастущих растений (например, соцветия чертополоха и репейника (лопуха);

РАКУШКИ речные и морские;

РАКОВИНЫ садовых (наземных) улиток;

РЫБА чешуя, кожа, плавники, хвосты и жаберные роговые пластинки морских и речных рыб;

ПЕРЬЯ лесных и декоративных (канареек, попугаев, павлинов) птиц, домашних уток, гусей, кур и индюков;

МХИ и ЛИШАЙНИКИ: разнообразные мхи и лишайники, стебли плауна (ликоподиума).

Кроме того, вам понадобятся семечки арбуза, тыквы и подсолнечника (они пригодятся в качестве дополнительного материала для изготовления отдельных деталей, кукурузные початки (с зернами и листьями); плоды желтых водяных лилий (кубышки); плоды декоративной тыквы, картофель, яблоки, яичная скорлупа и многое-многое другое.

Для изготовления картин и композиций из семян запаситесь крупами, используемыми в домашнем хозяйстве: гречневой, овсяной, рисовой, пшеничной, манной, пшеном, чечевицей, а также зернами кофе.

В детском саду дети знакомятся:

с основными цветами и их оттенками, с формой, с понятиями — цвет, тон, насыщенность, светлота, форма, композиция, перспектива, развивается чувство цвета, линии и формы, формируется навык композиционно правильно строить свой рисунок, умение видеть и передавать в своих работах красоту окружающего мира, развивается творческое воображение.

Используются разнообразные материалы (восковые мелки, фломастеры, акварель, гуашь, свечи, цветная тушь) .

Нетрадиционные техники (рисование «по-сырому», совмещение изо материалов, рисование пальцами, ватными палочками, и т. д…

На занятиях по творчеству совершенствуется умение совмещать различные способы и техники изображения при изготовлении коллажа, применять в своих работах основы композиции.

На занятиях используется совмещение таких изобразительных видов как рельефная лепка, пластилинография, конструирование из природного материала, бумаги и картона, мозаичная аппликация, работа с крупами и папье-маше, а также тестопластика.

Мастер-класс по пластилинографии с природным материалом «Осенний лес» Осень — самое красочное и волшебное время года. Осень вдохновляет художников и поэтов. Детям моей группы, так же как и мне очень нравится.

Конструирование из природного материала. Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом. Детский сад, являясь начальной ступенью общей системы образования,.

Консультация для педагогов «Кружковая работа с природным материалом» Консультация для педагогов Кружковая работа с природным материалом Кружковая работа с природным материалом — это хорошая почва для расширения,.

Консультация «Развитие детей в процессе работы с природным материалом» Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережливого, за-ботливого.

Фотоотчет «Кружок «Фантазеры». Работа с природным материалом» КРУЖОК «ФАНТАЗЕРЫ» Старшая группа №6, руководитель воспитатель Шиленко Наталья Петровна Пояснительная записка На сегодняшний день развитие.

Осенняя корзина. Работа с природным материалом. Совместная деятельность педагога и ребенка Сейчас вы тоже делаете поделки на тему «осень» в школу или для детского сада? Ведь скоро в школах и детсадах начнутся конкурсы и выставки.

Фотоотчет «Работа с природным материалом» Мир природы очень разнообразен и красив. Он привлекает детей своими красками,природными объектами. Они хотят не только видеть эту красоту,но.

Урок технологии в 1 классе «Работа с природным материалом» Проводился урок технологии в первом классе. Ребята были разделены на группы с целью формирования коммуникативных навыков в первом классе.

Упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками С древних времен на русской земле детей забавляли шишками, желудями, орехами, камешками и прочим природным материалом. Из него строили,.

Флористика — это художественное творчество, техника создание картин, основой для которого служат засушенные цветы, листья мох, семена растений, чешуйки луковиц, тополиный пух, солома и другой природный материал. Из него художники- флористы создают прекрасные картины, пейзажи, портреты.

«Картинами без кисти и красок называют такие произведения, так как традиционная краска — масляная, акварельная, гуашь — с успехом заменяет богатая палитра и разнообразие фактуры природного материала.

Флористика является одним из самых молодых видов аппликации. Эту технику придумал и дал ей название — художник Юрков Александр Николаевич. В 1960 году в России было впервые организовано общество художников — флористов. Их творчество основано на использовании необычного для аппликации материала — засушенных растений, оболочек от чеснока, репчатого лука, мха, соломы.

Понятие флористика происходит от слова «флора». В древнеримской мифологии так называли богиню цветов, весны, любви. Флористикой называется как раздел ботаники, изучающей виды растений, так и искусство комбинирования засушенных растений для создания панно и композиций.

За двадцать пять лет работ в этой технике Александр Николаевич создал более сотни таких полотен. Особая тема в творчестве художника Юркова – родные места, родительский дом. Простые, но близкие каждому сердцу сюжеты: деревеньки, дороги, храмы, милые старые дворики, на удивление сохранившиеся в глубинах современного высотного города. Как важно удержать это, сберечь навсегда в собственной душе, не утратить, не растерять…

Всмотритесь внимательнее в природу — каждый цветок, травинка неповторимы по-своему. Природа дает нам неповторимое многообразие красок и форм. Эту красоту мастер перенносит на картину.

Этот вид творчества стремительно и многогранно развивается. Он стал популярным, подлинно народным стилем, близким всем. Произведения флористов остаются в памяти на долгие годы. А научил нас этому искусству мастер с прекрасным названием ПРИРОДА.

Скачать:

Вложение Размер
floristika_kartiny_iz_prirodnogo_materiala.doc 74 КБ
illyustratsii_rabot.doc 2.06 МБ

Предварительный просмотр:

ученика 7-б класса ГБОУ СОШ№19 г. Москвы

Флористика – изготовление картин из природного материала.

Флористика — это художественное творчество, техника создание картин , основой для которого служат засушенные цветы, листья мох, семена растений, чешуйки луковиц, тополиный пух, солома и другой природный материал. Из него художники- флористы создают прекрасные картины, пейзажи, портреты.

«Картинами без кисти и красок называют такие произведения, так как традиционная краска — масляная, акварельная, гуашь — с успехом заменяет богатая палитра и разнообразие фактуры природного материала.

Флористика является одним из самых молодых видов аппликации. Эту технику придумал и дал ей название — художник Юрков Александр Николаевич. В 1960 году в России было впервые организовано общество художников — флористов. Их творчество основано на использовании необычного для аппликации материала — засушенных растений, оболочек от чеснока, репчатого лука, мха, соломы.

Понятие флористика происходит от слова «флора». В древнеримской мифологии так называли богиню цветов, весны, любви. Флористикой называется как раздел ботаники, изучающей виды растений, так и искусство комбинирования засушенных растений для создания панно и композиций.

За двадцать пять лет работ в этой технике Александр Николаевич создал более сотни таких полотен. Особая тема в творчестве художника Юркова – родные места, родительский дом. Простые, но близкие каждому сердцу сюжеты: деревеньки, дороги, храмы, милые старые дворики, на удивление сохранившиеся в глубинах современного высотного города. Как важно удержать это, сберечь навсегда в собственной душе, не утратить, не растерять …

Всмотритесь внимательнее в природу — каждый цветок, травинка неповторимы по-своему. Природа дает нам неповторимое многообразие красок и форм. Эту красоту мастер перенносит на картину.

Этот вид творчества стремительно и многогранно развивается. Он стал популярным, подлинно народным стилем, близким всем. Произведения флористов остаются в памяти на долгие годы. А научил нас этому искусству мастер с прекрасным названием ПРИРОДА.

Заготовка природных материалов

При создании декоративных композиций пользуются засушенными растениями: цветами и их лепестками, листьями, ветками, мхом, пленками и султанчиками от кукурузных початков, тополиным пухом, березовой корой и т.д. Листья сушат преимущественно осенней расцветки. Они могут быть различной формы, с различными краями и жилкованием, простыми и сложными.

При засушке цветов и других растений важно знать, как долго они сохраняют свой цвет. По стойкости цвета растения делятся на три группы:

  • Стойкие — сохраняют цвет в течение нескольких десятков лет: пионы, георгины летние и осенние, астры, мальвы, васильки.
  • Средней стойкости — сохраняют цвет 10 и более лет: жасмин, черемуха, розы, бархатцы (тагетес), ромашки садовые.
  • Малостойкие — сохраняют цвет до нескольких лет: анютины глазки, флоксы, настурция. Можно использовать цветы всех групп.

Первый этап подготовки материала прост и приятен — это сбор цветов, веток, листьев.
Заготовками можно заниматься с ранней весны до поздней осени, собирая бутоны, цветы, плоды, листья с нарядной осенней окраской. Растения собирают в сухую погоду, на них не должно быть капель росы. Влажные листья при сушке буреют.

Перед тем как положить на сушку, их надо очистить от пыли и грязи мокрой ватой, мягкой тряпочкой. Если растения собирают вдали от дома, их сразу же кладут в книгу или газету. При этом лучше сохраняется форма цветов, листьев и стеблей. Лепестки, листья, стебли сушат отдельно.

Никогда не выбрасывайте увядшие букеты! Прежде посмотрите, что из них можно взять для будущих панно. Летом и осенью постарайтесь запастись разнообразными семенами, плодами. Не упустите и время сбора пуха — от тополей, пушицы, иван-чая, мать-и-мачехи, одуванчика, осота. Это удивительная «белая краска». Белую, серую, серо-голубоватую окраску имеют с нижней стороны листья серебристого тополя, осенней малины, мать-и-мачехи, остролистного клена, девясила. Листья клена обыкновенного бывают разных цветов и оттенков, что дает возможность создавать прекрасные фоны для композиций.

Следующий этап работы – самый ответственный – обработка и сушка растений. Известно несколько способов плоскостной сушки: в бумаге, вате, гербарной сетке, книгах, под прессом, горячим утюгом. Но необходимо соблюдать правило — сушить как можно быстрее. Только при этом сохраняется красящий пигмент. В сухую погоду растения сохнут 3-4 дня. После засушки растения становятся достаточно прочными и из них можно вырезать элементы различной конфигурации.

Засушенный материал хранят в закладках. Чтобы легче ориентироваться в накопленном материале, закладки помещают в картонные папки, нумеруют их и составляют опись. Затем в блокноте или тетради делают перечень папок с указанием растений. Папки укладывают горизонтально одна на другую. Периодически надо проверять, не завелись ли в папке моль или другие насекомые.

Коротко о длинной истории клеёв

С тех самых пор, как человек слез с дерева и стал преобразовывать мир, его окружают предметы (вещи), созданные его руками. При их изготовлении человеку пришлось научиться соединять части предметов. Характерно, что вещам свойственно ломаться. И вот с тех самых давних пор люди, хуже или лучше, занимались склеиванием. По своему значению для человечества открытие возможности склеивать, клеить, приклеивать, можно сравнить с изобретением колеса. Этот способ соединения позволяет делать то, что никакими другими способами не удастся.

Вещества, которые можно было использовать в качестве первых клеев, человеку обнаружить было нетрудно: смола деревьев, природные битумы в местах выделения нефти, соки растений, содержащие природные каучуки, клейкие выделения животных (шкура рыб, жилы животных). На основе палеонтологических раскопок можно утверждать, что клеить люди научились раньше, чем вязать узлы. Найдены наконечники стрел и копий, закрепленные на древках волокнистым материалом, пропитанным древесной смолой, или жилами животных, без помощи узлов.

Клеи природного происхождения были известны человечеству с самых давних времен.

Археологические исследования поселений эпохи палеолита показали, что древние люди умело, применяли смолы, жильные и костные выварки для быстрого ремонта посуды, одежды, оружия и т.п. В южноафриканской пещере Сибуду обнаружен доисторический клей, изготовленный из смолы акации и красной охры. Ему около 70 тыс. лет. Клей покрывал не все каменное орудие, а лишь его часть, ту самую, где рубило крепилось к рукоятке. Таким образом, древний человек получал топор. Находка доказывает, что люди каменного века прекрасно разбирались в химии.

В эпоху нашествий кочевников появляются «составные» (композитные) луки. Компактные и очень тугие луки состояли из десятка деталей и стреляли на пару сотен шагов, причем на дистанции 50-70 метров стрелы с гранеными железными наконечниками пробивали кольчуги. Руководствуясь изощренными рецептами, в которых предписывалось буквально все, мастера тратили на изготовление одного лука несколько лет! А самым охраняемым секретом каждого мастера был способ изготовления клея. Например, изготовление жильного клея требовало нескольких десятков операций, в том числе недельного вываривания в дождевой воде. Сборку луков, содержащих разнородные материалы — кость, рог, древесину, жилы, удавалось произвести только благодаря этому клею.

Растение омела поселяется на ветках растений. В сентябре созревают белые липкие ягоды, из которых делают клей и ловят на него птиц. Еще белая омела называется «птичий клей» Необходимость заставила человека в зависимости от решаемой задачи комбинировать и улучшать уже известные ему рецепты. Применение огня позволило сильно расширить ассортимент клеев и разнообразить способы их применения. Горячий битум, расплавы самородной серы — это то, что мы сейчас назвали бы клеями-расплавами. Овладев огнем, люди научились производить из животного сырья группу клеев, существующих до настоящего времени. Это так хорошо всем известный столярный клей, изготавливаемый из костей, мездровый — из мездры, жил и сухожилий животных. Памятен нам по русским народным сказкам рыбий клей. Из крупной чешуи сазана, карпа делали рыбный клей, который был как желе во многих блюдах. Рыбий клей всегда был дорог. В средние века новгородские купцы вывозили его за границу в числе самых дорогих товаров. Клей использовался для рисования икон.

Современную историю клеев принято отсчитывать с 1750 года, когда в Англии был запатентован рыбный клей — варево из рыбьих костей, испускавшее зловоние на несколько кварталов. Под давлением домовладельцев, не желавших терпеть малоприятные «ароматы», производство клея предписывалось законом выносить за городскую черту.

К древнейшим клеям следует отнести казеиновый клей, получаемый из молочного белка казеина. С тех пор как известна мука — пшеничная, рисовая — известны и клейстеры соответствующего названия.

Грамотное использование (сплющить, сложить крест-накрест спрессовать, высушить) природных свойств папируса, имеющего волокнистую структуру и внутри стебля клейкий сок, позволило древним египтянам дать человечеству первую «бумагу».

Не все знают, что появление покровных красок (т.е. красок, которые не впитываются в окрашиваемый материал, а образуют защитно-декоративную пленку на его поверхности) изначально обязано существующим на тот момент клеям, которые составляют основу таких красок и используются как связка для красочной композиции.

Левкас — смесь толченого мела с животным клеем, чаще всего мездряным, сваренным из обрезков кожи с липкой подкожной пленкой — мездрой, или из рыбьей чешуи. От того, хорош или плох левкас, в еще большей мере, чем от своевременного устранения дефектов доски, зависела прочность, хорошая сохранность живописи. Коли плох левкас, «препона в [живописном] деле бывает, левкас сечется [осыпается]», — поучает мастер XVII в.

Поэтому, хотя у разных художников были свои излюбленные способы приготовления левкаса, все они сходились на одном: любой вид левкаса надо готовить долго и со всем возможным тщанием.

Простейший способ: « Клей в печи попарите да мел толки да через сито чистое просеивати — чтобы крупинок не было, — а потом мешать одно с другим и мешать долго, пока левкас не станет «как сливки тянуться равно ». С наступлением этого долгожданного момента можно было начинать левкасить доску, что было также делом довольно канительным. Левкас накладывали в несколько слоев. Каждый из них выглаживался, когда клепиком — специальной металлической или деревянной лопаточкой, а когда и просто ладонью. Убедившись, что все слои равномерно просохли, мастер выглаживать пемзой грунт при непрерывном смачивании его. Наконец, на сухую уже поверхность наводили лоск хвощом.

В начале этого столетия основными в практике склеивания считались животные и растительные клеи, которые и до этого времени были в употреблении тысячи лет. И в настоящее время они широко применяются для
склеивания пористых материалов, например бумаги. В период первой мировой войны казеиновые клеи широко использовались для изготовления деревянных каркасов самолетов. При их эксплуатации выяснилось, что клеи
такого типа недостаточно стойки к действию влаги и обрастают плесневыми грибками. Недостатки клеев природного происхождения послужили важным стимулом для создания новых клеев.

Развитие химии, и в первую очередь органической химии, открытие длинных цепных молекул — полимеров явилось важнейшим шагом в развитии науки о клеях. Именно натуральные полимеры были основой всех первых природных клеев. Например — каучук.

Ученые изучили его свойства, что позволило получить новые, отличные от природных полимеров и производить на их основе клеи с заранее заданными свойствами, получить которые в прежние времена не представлялось возможным.

В 1930-е годы на основе синтетических смол создаются новые клеи. Первыми синтетическими соединениями, применявшимися в склеивании, стали фенолоформальдегидные смолы. Их главным преимуществом являлась их исключительная стойкость к действию влаги, к обрастанию плесневыми грибками. В 1950-е годы в качестве основы клеев стали применяться эпоксидные смолы. Сейчас синтетические полимеры — основа большинства выпускаемых промышленностью клеев. Полимеры используются и для изготовления липких лент и наклеек. Нанесенный на них клеевой состав не высыхает и не затвердевает со временем.

Мы пользуемся клеем, наверное, каждый день. Чаще всего простым, канцелярским. Но ведь клеев существует множество. Одни из них скрепляют бумагу, другие — ткани, стекло, металл. С помощью клея, без единой заклепки, был изготовлен корпус самолета длиной 13 метров. Все алюминиевые детали его склеены. В опытных полетах такой самолет выдерживал нагрузки и перегрузки лучше, чем самолеты с клепаным корпусом. К тому же соединение алюминиевых листов таким клеем обходится намного дешевле, чем соединение заклепками.

Современные клеи выпускают жидкими, желеобразными и пастообразными, в виде прутков или лент (клеи-расплавы), в виде порошков, из которых клеящий состав готовят непосредственно перед употреблением. Качество клея — его вязкость, время жизни, водостойкость, цвет и прочность клеевого шва — зависит от его состава, в первую очередь, от основы клея.

Места склейки необходимо тщательно очищать от пыли и в особенности от жирных пятен; деревянный предмет или высушенный листок к моменту склейки следует хорошо просушить; чем тоньше и равномернее слой клея, тем он прочнее; на пористые материалы надо наносить больше клея, чем на металлы, стекло и другие материалы с гладкой поверхностью.

Рецепты изготовления клея.

Приведем несколько рецептов приготовления клея в условиях домашней мастерской.

Казеиновый клей представляет собой светлый порошок, который разводят в холодной воде до густоты сметаны, подливая воду небольшими порциями и тщательно перемешивая в течение 40—50 мин. Готов клей к применению через полтора часа.

Казеин — белковое вещество, выделяется в виде творожной массы при скисании молока. Казеин не растворяется ни в холодной, ни в горячей воде. Чтобы получить клей, к воде, в которой растворяют казеин, добавляют какую-либо соду. Казеиновый клей применяют для окраски фасадов, так как он образует очень прочное, несмываемое покрытие, а также для склеивания древесины.

Клей столярный широко используется для склеивания древесины. Качество клея во многом зависит от правильности его приготовления. Нужное количество сухого плиточного клея измельчают, заливают чистой холодной водой и выдерживают в ней в течение 6—12 ч. После набухания клея верхний слой воды сливают. Посуду с клеем помещают в "водяную баню", т. е. сосуд с клеем помещают в сосуд с водой, и нагревают на небольшом огне, периодически помешивая, пока не растворятся все кусочки клея. В процессе приготовления температура клея не должна превышать 60-70 град., иначе клеящая способность его ухудшается.

Клей переплетный приготовляют из столярного, добавляя к жидкому горячему клею (прямо в "водяной бане") глицерин.

Клей П ВА — раствор поливинилацетата в воде и специальными добавками. Клей ПВА канцелярский (ПВА-К) применяется для склеивания бумаги, фотобумаги, картона. По внешнему виду представляет собой вязкую жидкость белого цвета. Клей неводостоек, неморозоустойчив.

Клейстер из крахмала — клей для бумаги. Картофельный крахмал из расчета 60-80 г/л растворяют в холодной воде, тщательно размешивают, заваривают крутым кипятком и добавляют буру. Применяют клейстер обычно холодным.

Клейстер из муки — клей для бумаги и картона. Для приготовления 1 л клейстера берут 200 г пшеничной муки и 50 г сухого столярного клея. Муку разводят в холодной воде и при тщательном размешивании добавляют кипяток до образования жидкой кашицы. Затем добавляют растворенный в воде столярный клей. Полученную массу, варят на слабом огне, непрерывно помешивая. Когда кашица начнет пузыриться и станет синеватой, клейстер готов.

Выполняя работы по аппликации, я познакомился с современным направлением декоративного творчества — флорийской мозаикой. Я научился правильно заготавливать и хранить природный материал для различных поделок, узнал историю возникновения клея, научился приготавливать клей в домашних условиях. Теперь смогу подобрать клей для сборки модели, ремонта книги, игрушки и даже поломанного стула.

Мне очень понравилось проводить такую исследовательскую работу.

1. Петер Асманн. Современная флористика. Книга для начинающих и
совершенствующихся в профессии флориста. Изд: Культура и традиции, 2003г

2. Юлия Фомина Флористика вокруг света. Изд: Ниола 21 век, 2005 г.

3. Д.Л.Орлов Выбрать клей и приклеить. Изд. Додека,2006г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Учимся рисовать горный пейзаж акварелью

Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий