Из ада алан мур читать

1888 год, Лондон. Наследник Британской империи принц Альберт позволил себе не только нагулять бастарда, но и жениться на простолюдинке Энни Крук, не подозревающей о его происхождении.

Когда весть доходит до королевы Виктории, та поручает доктору Уильяму Галлу избавиться от девушки. Энни отправляют в сумасшедший дом. Но подруги Энни, проститутки, пытаются шантажировать художника, приятеля принца. Доктору Галлу придётся заставить женщин замолчать… навсегда.

From Hell

Жанр: детектив, готика
Сценарист: Алан Мур
Художник: Эдди Кэмпбелл
Выход оригинала: 1989–1996
Издательство: XL Media, 2018

Когда я впервые взялся читать «Из ада», Алан Мур для меня был автором «Хранителей» и «Убийственной шутки» — важных комиксов о супергероях, созданных в 1980-х, но не утративших свежести и сегодня. Я также знал, что Мур написал «V — значит вендетта» и «Из ада», экранизации которых я видел. Фильм «Из ада» оказался, мягко говоря, средненьким и не давал понять, чем комикс заслужил восторженные отзывы. С первой попытки графический роман я не одолел — в такую тоску меня вогнал чёрно-белый рисунок Кэмпбелла, сопровождающий почти 600 страниц бытописания викторианской Англии.

Вернулся к роману я уже подготовленным, ознакомившись с «Лигой выдающихся джентльменов», «Мираклмэном», «V — значит вендетта» и «Потерянными девочками» — произведениями, не похожими друг на друга, дающими представление о Муре как об универсальном творце, которому подвластны любые миры. Излюбленный его приём — деконструкция жанра, постройка из знакомых элементов совершенно неожиданных сюжетов. На сей раз Мур деконструировал детектив. Он провёл читателя в «самую сердцевину человеческого разума, в тёмный мир подсознания. В зияющую пропасть, где человек встречается лицом к лицу с самим собой». В ад.

Здесь нарушены все законы детектива, незыблемые как раз со времени действия романа. Вы, наверное, подумали, что в описании сюжета мы допустили спойлер. Но нет, личность Потрошителя известна с самого начала (и даже до начала — взгляните на обложку), как и мотив, и обстоятельства, при которых совершались преступления. Не будет ни погонь, ни перестрелок, ни хитроумных ловушек. В «аду» мы больше времени проведём с убийцей, чем со следователями.

Впрочем, Мур не ограничился его точкой зрения. Мы видим ситуацию со всех возможных ракурсов: глазами полисменов и проституток, особ королевской крови и работяг. В этом плане «Из ада» отдаёт должное концепции «Детективного агентства Дирка Джентли» Дугласа Адамса: чтобы раскрыть преступление, ты должен понять среду, в которой оно совершалось. Убийства были во все времена. Почему же именно Джек-потрошитель стал хрестоматийным серийным убийцей? И почему вообще наступила эпоха маньяков? Как зло путешествует сквозь время и что вообще есть зло?

В том и состоит интрига. Читателю предстоит узнать ответ самому. Мур открывает ему больше, чем незадачливому инспектору Эбберлайну, но для понимания всех аспектов без эрудиции и воображения не обойтись.

На страницах книги мы встретим знаменитых современников Джека-потрошителя: поэта Уильяма Йейтса и писателя Оскара Уайлда, будущего оккультиста Алистера Кроули (в те годы он был ещё мальчиком) и участников американского шоу Баффало Билла. Масоны и уличные банды, чопорные денди и охочие до сенсаций журналисты — кто использует убийства себе на пользу, кто сокроет их так, что и спустя сто лет ситуация не прояснится?

Потрошитель видит себя на рубеже веков. Кровавые ритуалы открывают ему тайны будущего, течения, которые он желал бы остановить. Например, женскую эмансипацию. «Я приблизил XX век», — говорит убийца своему подельнику. И как тут поспорить? Зверства в Уайтчепеле вызвали истерию в обществе, дали пищу газетчикам и авторам бульварной литературы, заставили криминалистов применять в расследованиях новые методы. Показателен эпизод, когда Эбберлайну советуют снять отпечатки пальцев с места преступления, а тот отмахивается от этого как от очередного бреда.

Мур провёл масштабное исследование, изучил множество источников, сопоставил разрозненные факты, восстановил в том числе архитектурную картину Лондона того времени, прежде чем выработать свою версию событий и дополнить её фантазией. Временами комикс можно принять то за перенос мемуаров в более доступную форму, то за научно-популярную литературу. И только мистические галлюцинации сэра Уильяма Галла напоминают, что немалая часть истории построена на домыслах.

«Из ада» не заканчивается после эпилога. Читателя ждёт 60-страничное приложение, где Мур подробно рассказывает, какими источниками пользовался, какие фрагменты можно считать чистым переложением фактов, а какие — выдумкой. Часть приложения, «Охотники на Потрошителя», оформлена Энди Кэмпбеллом в виде комикса и рассказывает, как разные авторы преподносили личность убийцы.

Из ада
From Hell
История
Издатель Top Shelf Productions.
Формат Ограниченная серия
Периодичность Ежегодная
Даты публикаций 1989 — 1998
Персонажи Уильям Галл, Фредерик Эбберлайн, Мэри Джейн Келли, Роберт Лиз, Виктория (королева Великобритании), Джон Нетли и др.
Создатели
Сценаристы Алан Мур
Художники Эдди Кэмпбелл
Автор Алан Мур

«Из ада» (также «Мелодрама в шестнадцати актах» англ. From Hell) — ограниченная серия комиксов, написанная Аланом Муром, проиллюстрированная Эдди Кэмпбеллом, издавалась отдельными выпусками с 1989 — 1998 год, а позже в 1999-м переиздавалась графическим романом компанией Top Shelf Productions. Действия романа происходит в Викторианской эпохе в Англии и описывают убийства в Уайтчепеле, а также в произведении рассматриваются мотивы и личность маньяка Джека-потрошителя. Показаны реальные события, люди и убийства, хотя отдельные фрагменты были выдуманы автором комикса. Название «Из ада» является отсылкой к первой строчке известного подтвержденного письма Джека-потрошителя, отправленного в Скотленд-Ярд. Также в романе появляются многие исторические личности того времени: Королева Виктория, Оскар Уальд, Алистер Кроули, Джозеф Меррик и др.

В 2001 году вышла экранизация «Из ада» с Джонни Деппом в главной роли. Сам же Алан Мур остался недоволен экранизацией.

Содержание

Сюжет [ править | править код ]

Пролог «Старики на берегу». Сентябрь 1923 года. Престарелые инспектор в отставке Фредерик Эбберлайн и медиум Роберт Джеймс Лиз гуляя вдоль берега реки вспоминают прошлое. Внезапно Лиз рассказывает Эбберлайну, что свой дар ясновидения выдумал, а все припадки искусно изображал, но иронизирует над тем, что все его предсказания всегда сбывались.

Основное действие происходит в 1884 — 1888 годах. Известный художник Уолтер Сикерт знакомит Принца Альберта Виктора, герцога Кларенского, также известного как «принца Эдди», с простолюдинкой и продавщицей «Кондитерской Моргана» Энни Крук. Принц влюбляется в нее и решает тайно с ней пожениться, у них рождается дочь, которую они называют Алисой. Об этом узнает бабушка принца королева Виктория, она наказывает Альберта и по ее приказу Энни отправляют в психушку. Алису же приютила подруга Энни Мари Барнетт, так как она не может содержать девочку, отдает ее Уолтеру Сикерту, считая его виновником трагедии. Уолтер отдает Алису на попечение родителям Энни и решается ее иногда навещать.

Попутно в романе описывается жизнь сэра Уильяма Уити Галла, который посвятил жизнь одной цели — стать «сверхчеловеком». С ранних лет у Галла был интерес к медицине и маньячные наклонности: он ловил мышей и потрошил их. Уильям становится успешным хирургом и входит в братство масонов. Гуляя возле дома у Галла случается сердечный приступ, во время которого он видит божество Ябулона. Вылечив сына королевы Виктории от лихорадки, Галл становится королевским врачом, после королева дает ему задание сделать операцию по удалению щитовидной железы у Энни Крук, чтобы она «замолчала навсегда».

Чтобы избавится от нищеты и выплатить долги уличным бандам, проститутки — Мэри Джейн Келли, Энни Чэпмен, Мэри Энн Николз («Полли») и Элизабет Страйд («Долговязая Лиз»), знавшие про дочку-бастарда принца Альберта, решают шантажировать художника Уолтера Сикерта и требуют от него выплату в 10 фунтов, иначе они расскажут общественности о скандале, который может запятнать репутацию королевской семьи. Сикерт обращается за помощью к королеве. Ее величество дает задание доктору Галлу избавится от девушек. Галл берет в помощники кучера Джона Нетли, по заданию тот должен разузнать о девушках и заманить их к Галлу. Попутно врач рассказывает кучеру историю масонства, свои размышления о божествах Аполлоне и Дионисе, также указывает ему, что многие церкви Лондона построены язычниками и что их архитектура выполнена по акультистическим требованиям.

Заманивая девушек к себе в карету и угощая их виноградом Галл убивает одну за другой, но делает это по древнему масонскому ритуалу, удушив, перерезав горло и вспоров живот, вынимая некоторые органы. После убийства Полли, Энни Чэпмен, Долговязой Лиз и Кэтрин Эддоус в Уайтчепеле начинается паника. Газетчики дают таинственному убийце прозвище «Джек-потрошитель». Заниматься исследованием убийств дают инспектору Фредерику Эбберлайну. Журналисты, чтоб возбудить интерес общественности к преступлениям, пишут письмо, якобы написанное Джеком-потрошителем и отправляют его в Скотленд-Ярд, таких писем Эбберлайну приходят сотнями, но он сразу распознает их мистификацию.

Уильям Галл решает написать письмо в Скотленд-Ярд и именует его «Из ада», также, чтоб власти поверили в подлинность письма, Галл вложил в конверт кусочек человеческой почки. Экстрасенс Роберт Лиз приходит в участок к Эбберлайну и предлагает помощь, но инспектор скептически относится к его дару ясновидения. Найдя место жительства последней жертвы — Мэри Джейн Келли, Галл убивает девушку. Потрошит ее и раскладывает органы по всей комнате. Во время ритуала, Галл видит будущее Англии через 100 лет, он узнает о вычислительной технике, офисах, архитектуре, нравах общества и моде одежды будущего.

Экстрасенс Роберт Джеймс Лиз знакомится с сэром Уильямом Галлом и после неприятного разговора, Лиз затаил на него обиду из-за того, что тот сразу признал его шарлатаном. Лиз решает подставить Галла и идет к Эбберлайну, Лиз изображает в кабинете Эбберлайна припадок и ведет его к дому Галла. Инспектор решает устроить допрос и на удивление Галл сознается в убийствах. Ошарашенный Эбберлайн и Лиз идет в участок и рассказывает все начальнику мистеру Андерсону (который является масоном). Но мистер Андерсон решает замолчать это дело. Проведя расследование, Эбберлайн допрашивает продавца «Кондитерской Моргана» и узнает от него о незаконном ребёнке принца Альберта. Шокированный Эбберлайн приходит к мистеру Андерсону, но тот приказывает Эбберлайну об этом деле молчать, иначе его устранят, за молчание Фредерик получит повышение и приличную пенсию. Над Уильямом Галлом масоны проводят суд, но Галл отказывается слушать и заявляет, что никто из братства ему неровня. Под страхом, того что Галл может обо всем разболтать, братство решают инсценировать смерть Галла и отправляют его в психушку под другим именем. Также масоны приняли решение найти «козла отпущения» и выдают за гомосексуалиста учителя в школе для мальчиков Монти Дрюитта (объяснение мотива женоненавистничества). После утопляют его в Темзе, выдав это за самоубийство (якобы из-за угрызений совести). Тем временем Галл находится в психушке под именем Том Мейсон. Во время смерти у Галла появляются ведения, где он разговаривает с отцом, превращается в чешуйчатое чудовище, потом снова становится самим собой, видит смерть своего помощника Джона Нетли. Также Галл видит женщину с маленькими девочками (их имена как у девушек, которых он убил), после Галл возносится на Небеса, там он видит Ябулона и становится богом.

Эпилог. Снова 1923 год. Престарелые Эбберлайн и мистер Лиз гуляя по кладбищу, навещают могилу Монти Дрюитта. После рассуждают о жизни после смерти, также у Лиза предчувствие, что грянет большая война (намек на Вторую мировую войну).

История создания [ править | править код ]

Осенью 1988 года, Алан Мур всерьез задумал создать длинную историю об убийствах Джека-потрошителя в честь столетия совершения преступлений. В основу сюжета легла книга Стивена Найта «Джек Потрошитель: окончательный вывод». Муру приглянулась теория того, что убийцей является королевский врач сэр Уильям Галл, и что убийства были частью заговора, чтобы скрыть незаконного королевского ребёнка, рожденного от Принца Альберта Виктора, герцога Кларенского. В приложении к книге Мур отметил, что не принял теорию Найта за чистую монету, но это история показалось ему интресной для сюжета комикса.

1888 год, Лондон. Наследник Британской империи принц Альберт позволил себе не только нагулять бастарда, но и жениться на простолюдинке Энни Крук, не подозревающей о его происхождении.

Когда весть доходит до королевы Виктории, та поручает доктору Уильяму Галлу избавиться от девушки. Энни отправляют в сумасшедший дом. Но подруги Энни, проститутки, пытаются шантажировать художника, приятеля принца. Доктору Галлу придётся заставить женщин замолчать… навсегда.

Мур написал "Лигу выдающихся джентльменов», «Мираклмэном», «V — значит вендетта» и «Потерянными девочками» — произведения, не похожие друг на друга, дающие представление о Муре как об универсальном творце, которому подвластны любые миры. Излюбленный его приём — деконструкция жанра, постройка из знакомых элементов совершенно неожиданных сюжетов. На сей раз Мур деконструировал детектив. Он провёл читателя в «самую сердцевину человеческого разума, в тёмный мир подсознания. В зияющую пропасть, где человек встречается лицом к лицу с самим собой». В ад.

Здесь нарушены все законы детектива, незыблемые как раз со времени действия романа. Вы, наверное, подумали, что в описании сюжета мы допустили спойлер. Но нет, личность Потрошителя известна с самого начала (и даже до начала — взгляните на обложку), как и мотив, и обстоятельства, при которых совершались преступления. Не будет ни погонь, ни перестрелок, ни хитроумных ловушек. В «аду» мы больше времени проведём с убийцей, чем со следователями.

Впрочем, Мур не ограничился его точкой зрения. Мы видим ситуацию со всех возможных ракурсов: глазами полисменов и проституток, особ королевской крови и работяг. В этом плане «Из ада» отдаёт должное концепции «Детективного агентства Дирка Джентли» Дугласа Адамса: чтобы раскрыть преступление, ты должен понять среду, в которой оно совершалось. Убийства были во все времена. Почему же именно Джек-потрошитель стал хрестоматийным серийным убийцей? И почему вообще наступила эпоха маньяков? Как зло путешествует сквозь время и что вообще есть зло?

В том и состоит интрига. Читателю предстоит узнать ответ самому. Мур открывает ему больше, чем незадачливому инспектору Эбберлайну, но для понимания всех аспектов без эрудиции и воображения не обойтись.

На страницах книги мы встретим знаменитых современников Джека-потрошителя: поэта Уильяма Йейтса и писателя Оскара Уайлда, будущего оккультиста Алистера Кроули (в те годы он был ещё мальчиком) и участников американского шоу Баффало Билла. Масоны и уличные банды, чопорные денди и охочие до сенсаций журналисты — кто использует убийства себе на пользу, кто сокроет их так, что и спустя сто лет ситуация не прояснится?

Потрошитель видит себя на рубеже веков. Кровавые ритуалы открывают ему тайны будущего, течения, которые он желал бы остановить. Например, женскую эмансипацию. «Я приблизил XX век», — говорит убийца своему подельнику. И как тут поспорить? Зверства в Уайтчепеле вызвали истерию в обществе, дали пищу газетчикам и авторам бульварной литературы, заставили криминалистов применять в расследованиях новые методы. Показателен эпизод, когда Эбберлайну советуют снять отпечатки пальцев с места преступления, а тот отмахивается от этого как от очередного бреда.

Мур провёл масштабное исследование, изучил множество источников, сопоставил разрозненные факты, восстановил в том числе архитектурную картину Лондона того времени, прежде чем выработать свою версию событий и дополнить её фантазией. Временами комикс можно принять то за перенос мемуаров в более доступную форму, то за научно-популярную литературу. И только мистические галлюцинации сэра Уильяма Галла напоминают, что немалая часть истории построена на домыслах.

«Из ада» не заканчивается после эпилога. Читателя ждёт 60-страничное приложение, где Мур подробно рассказывает, какими источниками пользовался, какие фрагменты можно считать чистым переложением фактов, а какие — выдумкой. Часть приложения, «Охотники на Потрошителя», оформлена Энди Кэмпбеллом в виде комикса и рассказывает, как разные авторы преподносили личность убийцы.

Казалось, достойная локализация и издание «Из ада» — почти непосильная задача. Даже читать столь многослойное произведение в оригинале непросто из-за его объёма, обилия диалектизмов, жаргонизмов и устаревших слов. Однако издательство XL Media приложило максимум усилий, чтобы русскоязычный читатель мог ориентироваться в лабиринте имён и смыслов, который построил автор.

Переводить такую глыбу — это само по себе тяжёлая работа, а качественный перевод говора лондонского Ист-Энда, вплоть до ругательств, — труд, заслуживающий отдельной похвалы. Переведены и приложения, без которых роман не понять. Кроме того, есть раздел примечаний к российскому изданию.

Специально для книги создали отдельный шрифт, подобный использованному в оригинале. Но и впечатляющая локализация, конечно, не сделала «Из ада» лёгким чтивом. В нём практически нет юмора (кроме чёрного английского, с бергамотом), он выполнен в двух цветах от начала до конца. Даже кровь на страницах чёрная. Чтобы получить от чтения настоящее удовольствие, этому комиксу придётся уделить немало времени, как живому собеседнику.

«Из ада» слишком грандиозен, чтобы проглотить его наскоро или брать его с собой в дорогу, — этому противится сама память о жертвах. Но для быстрого потребления он и не создан. «Из ада» — графический роман, который самим своим существованием оправдывает этот, в общем-то, искусственный термин (сам Мур такой категории не признаёт). Место «Из ада» не на полке с другими комиксами. Его законные соседи — тяжеловесные романы и альбомы с репродукциями живописи, он сочетает черты и одних, и других.

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий