Картофелеуборочный комбайн своими руками

Особенность схемы вот в чем. Двигаясь за мини-трактором по междурядьям, прицепной агрегат своим лопатообразным лемехом поднимает боровок (рядок картофеля) и высвобождает клубни. Они вместе с землей и остатками ботвы попадают на цепочно-прутковый транспортер элеватора. В других картофелекопалках клубни после транспортера направляются через проходной лоток в барабан-очиститель, на входе в который они постоянно скапливаются, задерживая уборку. В моей же нет барабана-очистителя — земля просыпается сквозь прутья еще на транспортере, жухлая ботва больших помех не создает, и очищенные клубни оказываются в бункере-накопителе.

Комбайн прост конструктивно — в нем много узлов и деталей от списанных сельхозагрегатов, прежде всего от промышленной картофелекопалки, а также технологически — для его изготовления в домашней мастерской достаточно иметь ножовку по металлу, электродрель и сварочный аппарат (токарных работ здесь — минимум).

Основу кинематики составляют три цепные и одна цепочно-прутковая передачи (с использованием роликовых цепей и звездочек от мопедов, велосипедов и сельхозтехники).

Главный из них — элеватор. Он выполняет две функции: транспортную — перемещает и очищает картофель — и несущую — к его раме крепится весь моторно-ре-дукторный блок. Элеватор установлен асимметрично относительно колесного лафета. Это связано с особенностью работы тягача — ширина его колеи обычно больше расстояния между боровками, поэтому одни колеса трактора и лафета всегда идут по междурядью, а другие — по убранному полю.

Рама элеватора сделана из уголков 45×45 мм. К ней привинчены лемех и корпуса опорных и тяговых звездочек на ведущем валу транспортера.

Цепочно-прутковый транспортер или гусеница — от списанного картофелеуборочного комбайна. Цепи ее укорочены примерно до 1670 мм (оставлено 44 прутка), а прутки — до 300 мм. Гусеница снабжена лопатками захвата клубней (без них крупные картофелины будут скатываться вниз) и установлена на опорные звездочки, передние из которых — регулируемые (ими определяется степень натяжения цепей). Перемещается транспортер тяговыми звездочками на ведущем валу. Причем со скоростью большей, чем скорость движения трактора по междурядью, иначе комбайн не справится с потоком поступающих клубней.

К уголкам рамы приварены борта из листовой стали толщиной 1 мм, к бортам — скаты, прикрывающие цепи, чтобы туда не попадали картофелины, а кроме того — четыре кронштейна: два для планок, которыми регулируется угол наклона относительно колесного лафета, и два — для крепления элеватора к лафету.

Как уже сказано выше, к элеватору крепится моторно-редукторный блок со своей рамой. Двигатель — мопедный, Д-6, без каких-либо доработок (хотя было бы полезно установить вентилятор принудительного охлаждения). Мощности его с лихвой хватает для привода транспортера. Заводится он самым простым способом — пусковым рычагом. Усилия руки для этого вполне достаточно.

Редуктор представляет собой комбинацию из трех цепных передач (все цепи мопедные, а звездочки — велосипедные, доработанные) и двух промежуточных валов — верхнего и нижнего. Назначение редуктора — передать крутящий момент от Д-6 к ведущему валу элеватора.

Топливо поступает самотеком из бензобака, установленного чуть выше двигателя.

Грузовой блок тоже конструктивно прост. Он состоит из колесного лафета и бункера-накопителя. Рама лафета сварена из уголков 40×40 мм, а стенки бункера вырезаны из кровельного железа и прикручены к передним и задним стойкам толстой проволокой через специальные отверстия (такого крепления вполне достаточно, использовать здесь болты или заклепки мне показалось нерациональным). Для разгрузки бункера решетчатое днище опускается, а клубни собираются в заранее приготовленные мешки.

Лемех изготовлен из четырех деталей: обрезанного диска культиватора, стальной пластины толщиной 4 мм, передняя кромка которой отбита молотком по форме диска, и двух кронштейнов из уголков 45×45 мм. Сталь диска — каленая, ей не страшны ни камни.ни ссохшиеся земляные комья. Полукруглая же форма режущей кромки при копке картофеля наиболее эффективна. К раме элеватора лемех крепится четырьмя болтами.

Сцепное устройство специально описывать не буду. У всех техника разная, и навесные орудия, как правило, крепятся по-разному. Скажу только, что ведущий элемент узла — это шарнир от рулевой тяги грузовика, удобная и надежная деталь.

Картофелеуборочный комбайн эксплуатируется уже два сезона и значительно снизил тяжесть сельского труда нашей семьи.

Картофелеуборочный комбайн — специальная многофункциональная сельскохозяйственная машина, с помощью которой убирают картофель. Бывает прицепной и самоходной. Убыстряет и облегчает заготовку овоща.

Принцип работы

Способ уборки картофеля заключается в захватывании и передаче слоя почвы с клубнеплодами вверх на транспортер. Последний выполнен из металлических стержней с зазорами 2-3 см между ними. Перемещаясь по полотну элеватора, частицы грунта проваливаются в щели между прутьями, а картошка выбрасывается на поверхность почвы или перемещается в специальный бункер.

Захват и передача слоя земли выполняется дисковыми ножами, которые расположены в передней части корпуса агрегата. Их 2, имеют направление вперед и установлены с небольшим углом к горизонтальной плоскости.

Технология обработки поля с клубнеплодами включает предварительное удаление ботвы. Подготовку к работе картофелеуборочного комбайна выполняют отдельным прицепным агрегатом. Он содержит кожух, внутри которого имеется быстро вращающийся поперечный вал с радиально размещенными параллельно ему пластинами.

Картофелеуборочная техника выпускается в прицепном, навесном, полунавесном и самоходном варианте. В первом случае она присоединяется к трактору и его валу отбора мощности. Получила широкое распространение из-за невысокой цены, оптимального качества работы. Неприхотлива в эксплуатации, может иметь накопительный бункер, сокращающий время на сбор и разгрузку собранных корнеплодов.

Навесные модели с низкой производительностью. Полунавесные связаны с комбайном только через ось. Самоходные картофелекомбайны передвигаются сами за счет имеющегося силового агрегата и движителя. Содержат бункер, в который собирают урожай, или могут сразу грузить овощи в кузов автомобиля.

Картофелекопалки выпускаются однорядными и способными убирать овощ сразу с нескольких рядов. Первые отличаются простотой конструкции, удобны в использовании, подходят для обработки небольших площадей. Вторые эффективнее на больших полях.

Популярные марки

На российских полях используется много разных марок машин для уборки картофеля. Есть импортные агрегаты с хорошим оснащением, удобным управлением. Имеются отечественные, больше приспособленные к местным условиям. Последние их модификации мало чем уступают зарубежным аналогам. В то же время стоят немного дешевле.

Машины для сбора картофеля этой марки производит Польша. Они однорядные, прицепные. Предназначены для работы на полях:

  • с рядами овощей, высаженных при возделывании в полугребни или гребни, расстояние между которыми 75 см,;
  • имеющих средний или мягкий вид почвы;
  • предварительно очищенных от крупных камней, валунов, предметов нерастительного происхождения.

Самая продаваемая модель — ANNA Z-644. Ее производительность — 0,2 га/ч. В основе машины рама, оснащенная в задней части 2 пневматическими колесами. У нее:

  • прямой подкоп рядов картофеля;
  • есть возможность регулировать глубину подкопа, отделять и удалять ботву;
  • предусмотрен инспекционный стол для сортировки урожая;
  • имеется бункер, в котором собираются комки, камни.

Эту марку машин производит предприятие Рязсельмаш из Рязани. Первые 3-рядные картофелеуборочные комбайны КПК-3 он выпустил в 1987 году, позже добавил в линейку двухрядные. Обе в разных модификациях поставляет на рынок до сих пор.

КПК-3 с производительностью 0,44-0,8 га/ч, габаритами 8х5х3,3 м, весом 6,0 т. Имеет бункер на 1,5 т клубней, рабочую скорость передвижения — 2-6 км/ч, при транспортировании — 25. Обладает шириной захвата 2,1 м, может убирать урожай:

  • овощей, высаженных с междурядьями до 70 см, с грядок предварительно быть удалена ботва;
  • на почвах, имеющих даже высокую влажность;
  • при отсутствии на поле камней, размер которых больше 5 см;
  • в паре с тяговым трактором марки ДТ или МТЗ.

КПК-2-01 — 2-рядная полуприцепная модель. Имеет сзади опорные колеса, спереди — устройство для соединения с трактором МТЗ-82, 80. За один проход поднимает пласт земли с клубнями шириной 1,4-1,5 м. Масса агрегата — 5,8 т, размеры — 8х6х4,1 м. Для сбора урожая предусмотрен бункер вместимостью 1,5 т картофеля. Производительность машины — 0,3-0,8 га/ч.

Машины такой марки выпускает завод Рязсельмаш с 1960 года. Они элеваторного типа, полуприцепные. Работают в сцепке с тракторами Т-74, ДТ-75, ЮМЗ-6, МТЗ-80, 82. Их производительность — 0,32-0,43 га/ч. Агрегаты собирают урожай одновременно с 2 рядов, передвигаясь со скоростью 1,8-4,0 км/ч, отделяют клубни от картофельной ботвы, комьев грунта, камней, других примесей. Укомплектованы 2 транспортерами и отбойниками, борта которых закрыты резиной. Имеют размеры 7,63х4,75х2,57 м, бункер рассчитан на 700 кг клубней, автоматическую перегрузку клубней в автомобиль.

Существует несколько модификаций агрегатов:

  • ККУ-2А-1 с пассивным лемехом, позволяющий убирать картофель при посадке на гребнях и без них;
  • картофелеуборочный комбайн ККУ-2А-3, разработанный специально для торфяно-болотистых почв;
  • ККУ-2А-4, который убирает овощи, возделываемые на грядках.

В линейке производимых машин есть и 4-рядные комбайны. Это ККУ-4-1, который появился в 1882 году. Он самоходный, способен качественно выполнять работу на любых, в т.ч. влажных землях. От других комбайнов отличается отсутствием бункера-накопителя и стола для перебирания. Модель:

  • с мощностью силового агрегата 110 кВт;
  • способна за проход убирать урожай с полосы 2,8 м;
  • с производительностью 0,8-1,6 га/ч.

Кабан

Это существующий пока самодельный агрегат, впервые описанный Л. М. Максимовым в 2007 году. Имеет простую конструкцию, в которую входит лемех, механизм привода, 2 элеваторных полотна, 5 ремней ботвоотделителя. Все перечисленное смонтировано на общей раме, которая снабжена двумя опорными колесами. Может быть 2-рядным, в котором дополнительно предусматривается поперечный выгрузной транспортер для отвода клубней.

«Кабан» имеет отличающуюся от классической схему, в которой клубни отделяются от почвы. Происходит это на восходящем участке потока между основным и клубнеприемным элеватором, куда за счет сил трения через щель затягивается пласт земли с картофелем.

Ворох уплотняется при перемещении, уменьшаясь по толщине. При этом происходит просеивание мелких частиц грунта и разрушение земляных комков. Последнему способствуют и центробежные силы, действующие на компоненты вороха в кольцевом канале клубнеприемного транспортера.

Машина испытана автором на влажном поле после 2-недельных дождей. Показала пригодность и высокую производительность в тяжелых условиях.

Bolko

Комбайн польский. Чаще используется модель Z-643, отличающаяся боковым подкопом и шириной захвата 62,5-75 см. Производительность зависит от влажности земли. Предлагается производителем владельцам небольших участков, фермерским хозяйствам.

Машина может работать не только на уборке картофеля, но и моркови, свеклы, лука. Последнее выполняет, используя специальные приставки.

У агрегата имеется:

  • возможность регулировать глубину копания;
  • инспекционный стол, служащий для сортировки клубней;
  • отдельный бункер для сбора камней, комков грунта;
  • приемный бункер для картофеля.

Это прицепные картофелеуборочные комбайны, выпускаемые под брендом «Палессе» в Гомеле (Беларусь) вместе с агрегатами для посадки картофеля, ухода за ним.

Работают они с высокой производительностью, рационально, удобно и экономически выгодно.

Особенно при высокой урожайности клубнеплодов. Рассчитаны на посевы овощей с междурядьями 70, 75 и 90 см. Имеют переборные столы, площадки для обслуживающих механизмы работников, накопительные бункеры, оборудованные выгрузными транспортерами в нижней части.

Сегодня на полях можно встретить ряд модификаций агрегатов:

  • ПКК-2, являющийся копателем-погрузчиком, оборудованный выгрузным транспортером;
  • ПКК-2-01 — комбайн, в конструкцию которого добавлен накопительный бункер;
  • картофелеуборочный комбайн ПКК-2-02, отличающийся от предыдущей модификации присутствием переборочного стола;
  • ПКК-2-03 с усиленной рамой, балкой оси колес, шинами, имеющий хорошие показатели при урожайности картофеля более 300 ц/га и укомплектованный большим (4,5-5 т) бункером;
  • ПКК-2-05, отличие которого — вместительный (2-2,5 т) накопительный бункер.

Под такой маркой выпускается серия машин Spirit, имеющая новую систему транспортеров для просеивания почвы с картошкой, отвода ботвы и подачи клубней и горизонтальные сортировочные столы. Агрегаты 2-рядные показывают наибольшую эффективность при уборке ранних сортов овоща. Производятся в России (Коломна) в 3 модификациях AVR-6200 Spirit, 5200 и 9200, отличающихся емкостью бункеров 6,2, 5,2 и 9,2 т соответственно.

Другие модели

Среди широко используемой в России продукция компании Grimme из Германии, поставляющей машины для возделывания и уборки картофеля. Последние чаще прицепные, подсоединяются для работы к тракторам мощностью 55-90 кВт. Имеют производительность до 2,5 т/ч. Отличаются бережным воздействием на клубнеплоды и минимальными потерями урожая.

Среди наиболее востребованных моделей:

  • агрегаты SE-140 SB и UB, в которых предусмотрен один транспортер щеточного или пальчикового типа;
  • комбайн SE 150 в модификациях UB, SB и NB, имеющий несколько элеваторов или, как в модели 150-60, — инспекционный стол.
  • SE-75-30 с 4 транспортерами, гидравлической системой, автоматическим возвратом колес в исходное положение после подруливания на разворотах, широкими шинами, позволяющими работать на влажных почвах, многоступенчатой системой удаления примесей, производительностью до 4 га/день;
  • SE-75/85-55, на которой установлено подкапывающее устройство бокового типа, с простым управлением всеми системами, 2 транспортерами, резиновыми защитными элементами, минимизирующими повреждения клубней.

Как сделать своими руками

Вариантов, предлагаемых умельцами, много. Самый простой содержит лопатообразный лемех, функция которого — поднять рядок картошки и высвободить клубни. Дальше они попадают на элеватор, сделанный самостоятельно из двух цепей, между которыми расположены прутки. Его рама служит одновременно для крепления редуктора и мотора.

Для изготовления рамы элеватора используют уголки 45х45 мм. На ней размещают лемех, поднимающий ворох земли с картофелем, и звездочки, через которые транспортер приводится в движение. По бокам делают борт, используя листовую сталь, к ним крепят скаты, служащие для прикрытия цепей. Кроме того, предусматривают 4 кронштейна, 2 из которых служат для планок, регулирующих угол наклона к лафету, другие 2 — для крепления транспортера к последнему.

Элеватор делают из прутково-цепочного транспортера, применяемого в фирменных комбайнах. Укорачивают своими руками цепи, оставляя 44 прутка, последние делают короче — 30 см. Устанавливают его на размещенные на раме звездочки.

Двигатель подходит от мопеда, Д-6. Его мощности достаточно для привода элеватора. Мотор крепят в передней части элеватора вместе с редуктором, передающим вращение приводному валу транспортера. Редуктор делают из 2 цепных передач и звездочек. Первые подходят от мопеда, вторые — от велосипеда с небольшой переделкой.

Отзывы и цены

Сергей, 40 лет, Ставрополь

Работаю на комбайне DR-1500 от компании Grimme, Германия. Лучше, в сравнении с КПК российского производства, в управлении, качестве работы.

Иван, 54 года, Серпухов

Занимаюсь выращиванием картофеля уже 5 лет. Приобрел для уборки польский комбайн Волко. Удобный, подходящий по производительности. Пока работает без отказа.

Стоимость картофелеуборочных машин имеет большой разброс. Самый простой картофелекопатель продается за 39,2 тыс. рублей. Комбайн с полным набором опций, немецкий Е-686, за — 9,1 млн. рублей. Есть модели с промежуточными ценами.

На рынке предлагается услуга проката механизмов. Минимальная цена аренды в зависимости от их конструкции и возможностей — 0,5-1,5 тыс. рублей.

Просмотров: 286 913

04 октября 2015

S.D.F 12V

Голова что ту сказать. Эту голову главным конструктором на машиностроительный завод

Олег Клешнев

Да ты что. Красавчик!! Восхищайтесь люди!

Тихий Дон

Всё с колхоза спиздил. Умелец, мля.

Дмитрий Казинов

Как связаться с автором

Назымбек Қаракесек

Класс лучше чем заводской молодец дальше модернизируй 👍

nic nic

Спасибо за видеоролик, если людей подержать пособием быт подыматься, а умелые ручки сделаю своё, только трудолюбивые, извините, спасибо за видеоролик

Александр кузнец

В Крыму картоха нежная,такое издевательство не выдержит.

Евгений Витко

Голимая туфта, при союзе в совхоза использовались такие агрегаты

Александр Жулин

Классно сделано но для этого нужно ркс разобрать

Наташа Лысенко

день добрый.сколько будет стоить такой заказать?

Чупс Нексен

Вот таким надо Нобелевские премии давать. Толково.

Сергей Рещетников

Ну за труд лайк,а вот побитая картошка будет гнить итд,

Viktor Ustum

Лайк. Уважуха творцу даного комбайна. Й картошка тоже супер, дай Боже кожному такий урожай.

Сергей Гусев

Японский-сами соби рати!

Леонид простой парень

Leszek Styrcula

МавлавиМухаммад Махмадов

Здравствуйте народ скажите пожалуйста как делать такой есть инструкция или чертеж итд спасибо

Дамир Ибрагимов

Пять с плюсом молодец

Александр Овчинников

Молодец Сергей! Комбайн хороший и простой.просмотривал видео много раз .в сельхозтехнике не сильно разбираюсь больше в автомобилях .если можете поделиться чертежами за вашу идею готов оплатить. Мой мобильный +77015163193.

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий