Лес дом для растений и животных

Отношение к природе, лесу

В современном обществе природа нас окружающая рассматривается как источник ресурсов.
В данной парадигме лес не более чем источник стройматериала. Такой подход слишком примитивен.
Как следствие порождает множество проблем.

Симбиоз растений и животных

Ведь лес, прежде всего, ДОМ для миллионов живых существ -это слаженная экосистема,основанная на взаимодействии многих представителей флоры и фауны.

Особи разных видов существуют в биоценозах не изолированно, они вступают в разнообразные
прямые и косвенные взаимоотношения. Исчезновение из экосистем даже одного вида
растения может привести к дестабилизации. Дестабилизация становится хорошо понятной,
когда звено цепи питания исчезает из экосистемы. Кроме деревьев, большое значение в ее
существовании имеют кустарники, травянистые растения, лишайники, насекомые, животные
и даже микроорганизмы.

Понимание законов функционирования биоценозов очень важно в практической
деятельности человека. Мы эксплуатируем всё природное сообщество даже в том случае, когда интересуемся лишь отдельными представленными в нем видами, так как изменение численности любого из них сказывается на других. Возникают так называемые цепные реакции, и часто результат воздействия на биоценоз оказывается прямо противоположным ожидаемому.
Например, в прибрежных водах Берингова моря с начала 1990-х гг. почти в 10 раз сократилась численность охраняемого вида – калана. Исследования показали, что на них стали активно охотиться хищные дельфины – касатки, которые раньше добывали преимущественно сивучей и нерпу. Причиной переключения касаток на новую добычу стало сокращение численности питающихся рыбой ластоногих в результате перевылова человеком минтая и других видов рыб в этом районе моря. Падение численности каланов, в свою очередь, послужило причиной резкого возрастания численности их жертв – морских ежей, поедающих бурые водоросли.
В результате заросли бурых водорослей, дающих приют многим видам морских
животных и защищающих берега от размыва, уменьшились за 10 лет в 12 раз.

Почти исчезнувшие виды

— Интересно, видели Вы Земляничное дерево? Земляничное дерево не заморский
пришелец, а исконный обитатель Южного берега Крыма и причерноморской части Кавказа.

В настоящее время, в связи с интенсивным строительством в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа санаториев и домов отдыха, происходит быстрое сокращение ареала вида. В заповедниках Мартьян, Пицундско-Мюссерском земляничное дерево взято под охрану.
Несомненно, что требуется строгая охрана от порубок всех оставшихся участков леса, где земляничное дерево еще встречается.

Большое значение в экологии планеты играют северные леса, Самые богатые зеленью
страны в мире — это Финляндия и Канада. В России же находятся около 25% мировых запасов
леса. Меньше всего осталось деревьев на территории Европы. Сейчас леса занимают только
треть ее территории, хотя не так давно она была полностью покрыта деревьями. А, например,
в Англии их почти не осталось, всего 6% земли отдано под парки и лесопосадки.

Такое варварское отношение приводит к тому, что некоторые виды растений и животных
находятся на грани исчезновения, а некоторых уже не стало…

Что же мы оставим в наследство нашим детям?

Смешанный лес

В чём же кроется причина такого катастрофического снижения численности растений и
животных? Гармоничное существование леса как экосистемы возможно только при условии формирования его по смешанному типу.

Отличие смешанного леса от монокультурного

Смешанный лес-

В подавляющем большинстве случаев древостой могут и должны быть многоярусными,
смешанными, с подлеском. Разные древесные и кустарниковые породы, обладающие
неодинаковыми экологическими особенностями, при смешении более полно используют
занятую ими среду.

Смешанные насаждения богаты жизнью, а поэтому и устойчивы. Здесь не существует
резко выраженного доминирования какого-нибудь одного вида и не формируются очаги
вредителей и болезней. Возникает симбиоз различных растений и животных. В таком
лесе богатая кормовая база, следовательно нет угрозы сокращения численности какого
либо вида животных. В нём присутствуют различные виды грибов, ягод, орехов, семян, трав.

К сожалению, в настоящее время если где-то и происходит высадка на месте вырубок,
пожарищ, высаживают монокультуры, для того чтобы лет через несколько десятков лет
снова пустить на доски..

Чем же опасны посадки одного вида деревьев на больших
площадях (монокультура)?

Чаще всего сегодня высаживается ель. Приведу здесь цитаты из статьи Алексея Ярошенко,
руководителя лесного отдела Гринпис России:
Монокультуры хвойных при качественном уходе позволяют в кратчайший срок получить максимальное количество хозяйственно ценной древесины. Однако, создавая монокультуры, особенно на большой площади, работники леса обрекают и себя, и своих последователей на максимальный риск — поскольку именно чистые одновозрастные хвойные насаждения в первую очередь страдают от вредителей, болезней, пожаров и ураганов. Этот риск усиливается отсутствием качественного пространственного планирования — отсутствием между участками культур разрывов или барьеров, позволяющих сдерживать распространение огня или вредителей, снижать риск повреждения лесов порывами ветра.

Существует несколько рисков:

В первую очередь высокая пожароопасность.

Пожарная катастрофа в лесах европейской части России 2010 г. в очередной раз
подтвердила давно известный факт: наиболее подверженными горению лесами
являются чистые хвойные молодняки, в особенности сосновые. На лесных участках, занятых монокультурами сосны в возрасте от 20 до 60 лет, особенно загущенными, пожар быстрее всего распространяется, легче всего переходит в верховой и, как правило, приводит к полной гибели насаждений.
Проводимые защитные мероприятия в принципе не могут обезопасить лес от пожаров.
Смешанный лес в этом отношении намного более устойчив возгоранию и
распространению пожаров.

Если повезет, монокультуры сосны доживают до третьего класса возраста. К этому времени на поверхности почвы скапливается огромное количество мертвого органического вещества — сухой хвои, мелких веток, упавших стволов. В таких культурах пожар потушить невозможно — он почти с гарантией превращается в верховой и распространяется со скоростью поезда.

Подверженность различным болезням

Монокультуры ели — это будущий корм для короеда-типографа. Именно ослабленные деревья ели, выросшие в условиях сильной конкуренции с себе подобными, становятся первыми жертвами короеда.
В загущенных монокультурах ели создаются идеальные условия для распространения разнообразных болезней, вызываемых дереворазрушающими грибами, в особенности — корневой губкой. Идеальные условия для ее распространения создаются благодаря срастанию корней близко расположенных деревьев друг с другом, в результате чего гриб получает возможность легко передаваться от одного дерева к другому. Это
многократно усиливает ветровальность ели, и так не очень устойчивой к воздействию сильных ветров — в очагах поражения загущенных монокультур ели дереворазрушающими грибами ряды деревьев, сросшиеся корнями, могут вываливаться большими кусками.

Логика эпидемиологии культур в принципе проста. У всех растений есть некоторая сопротивляемость болезнетворным микроорганизмам, в противном случае и они, и
микроорганизмы (если бы они паразитировали только на этих растениях) исчезли бы. В то же
время все растения генетически подвержены действию определённых микроорганизмов.
Если поле засажено исключительно генетически идентичными особями, простыми гибридами
или клонами, то каждое растение уязвимо одинаковым образом и тем же самым микроорганизмом,
будь это вирус, грибок, бактерия или нематода. Такое поле – идеальная генетическая среда
для быстрого размножения микроорганизмов при питании этой культурой. Единообразная
среда обитания, особенно такая, где посадки растений делаются слишком густыми, вызывает
действие естественного отбора, благоприятствующего таким микроорганизмам. С поправкой
на сезонные условия размножения микроорганизмов (температура, влажность, ветер и так далее),
налицо классические условия для роста эпидемии в геометрической прогрессии.
Монокультурные и генетически однообразные посевы способствуют распространению
эпидемий. Недостает только появления на сцене паразита, который может воспользоваться
их уязвимостью. Если вся культура одинаково подвержена заболеванию, тем лучше для паразита.

Малая кормовая база для животных.

Выращивание поликультур значительно обогащает кормовую базу животным. Список дикорастущих растений подходящих для питания человеку и животным поистину внушителен, включает несколько сотен! В последующих статьях хочу рассказать об некоторых ярких примерах симбиоза растений и животных.
Считаем важным возвращать в леса в первую очередь фруктовые и ягодные растения, леса раньше были фруктово — ягодными! И человеку и животным в лесу должно быть комфортно.

анна себина
Лэпбук «Лес — дом для растений и животных»

В нашем детском саду прошёл конкурс по экологии "Лучший лэпбук". Все воспитатели приняли активное участие и проявили творческий интерес. Я выбрала актуальную тему: "Лес — дом для растений и животных", подготовила и показала разнообразный, познавательный материал доступный для детей. Лэпбук очень удобно использовать в подгрупповой и индивидуальной НОД, коррекционной работе воспитателя, в самостоятельной деятельности детей. Цель моей интерактивной папки: расширить представление у детей, многообразие растительного и животного мира, познакомить с Красной книгой Вологодской области.

Считаю, что формирование экологической культуры, интереса и бережного отношения к животным и растениям, имеет большое значение для человека.

Лэпбук предназначен для работы с детьми 3-7 лет. Взрослому следует ознакомить ребенка с правилами игр, поиграть с ним в них. В ходе дидактических игр взрослый должен стимулировать речевую активность ребенка, поощрять правильные ответы. Усвоив правила, дети затем могут играть самостоятельно. Так как пособие содержит большое количество игр и заданий во избежание утомляемости рекомендуется использовать их дозировано. Очень надеюсь, что мой материал будет полезен коллегам!

Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений» Фотоотчет по организации познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для человека, животных, растений» в подготовительной.

Конспект образовательной деятельности «Роль снега и льда в жизни растений и животных» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Роль снега и льда в жизни растений и животных» Задачи: Образовательные:.

Конспект ОД по познавательному развитию «Значение погоды и климата для жизни человека, животных и растений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Значение воды для человека, животных, растений» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия «Сбережём удивительный мир растений и животных леса» (старший дошкольный возраст) Тема. Сбережём удивительный мир растений и животных леса Цели: воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства.

Лэпбук «Мой дом» для первой младшей группы Согласно рабочей образовательной программе, по которой мы работаем в нашей группе «Малыши-карандаши», одна из тем комплексно-тематического.

Лэпбук «В мире животных» для детей 2–4 лет Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы по изготовлению лэпбука "В мире животных". Лэпбук планирую использовать с.

Лэпбук «В мире животных» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «В мире животных» для детей старшего дошкольного возраста подготовила Ташбулатова Лилия Радифовна. Уважаемые педагоги предлагаю.

Схема изучения знаний детей в кружке по экологии животных и растений. " Мир окружающий ребенка — это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Описание материала: материал будет полезен педагогам, с целью закрепления знания детей о растительности и животном мире лесов.
Задача: закрепить знания детей о животном и растительном мире лесов Урала.
Цели: развивать вопроса — ответную форму речи; восприятие — на основе упражнений в узнавании, различение, прививать навыки бережного отношения к окружающей нас природе
Оборудование:
Пословицы:
— Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте»;
— Кто природу губит, тот свой край не любит
«Д/и» Собери цветок.»
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с дикими животными, растениями наших лесов. Чтение рассказов Скребицкого «Длинноухий зайка»,» Белочка хлопотунья.» Экскурсии на луг, в парк, в музей природы.

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть Вас на нашей викторине: «Лес -дом для животных и растений.»
Как прекрасен летний лес. в нем полно красивых мест
Там и зайцы, и лисицы, сказки там и небылицы!
Так и хочется сказать как прекрасен Лес.
В викторине участвуют две команды, давайте поприветствуем их.
Команды наши сильные и здесь сомнений нет.
Сегодня будет — дружба владычицей побед.
И пусть сильней кипит борьба, сильней соревнование,
успех решает — не судьба, а только ваши знания.
Вам сегодня доверено блеснуть своими знаниями. Пусть вашими спутниками сегодня будут: смекалка, удача, успех. 1 конкурс-приветствие. Вы, веселые ребята! Вы не любите скучать.
Вот вам первое заданье, свою команду представлять.
Команда «Знаек»
Мы команде, «почемучек» шлем пламенный привет
И от души желаем знать правильный ответ.
Команда «Почемучек»
Мы пришли на викторину будем не лениться.
На вопросы отвечать петь и веселиться.
Мы соперникам своим «Знайкам» громко говорим:
«С вами мы сразимся, но просто не дадимся.»

2 Конкурс. Разминка.
"Что растет в лесу?"

Чтоб пыл веселья не угас,
чтоб время шло быстрее.
Друзья, я приглашаю вас к разминке поскорее.

Лес-это наш зеленый друг. Он помогает получить высокий урожай хлеба. Лес- это бумага, книжки с картинками, мебель. Но лес дает человеку не только все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. Лес любимое место детей и взрослых; прогулки в лесу радуют людей. А что же растет в лесу?
1. Дышит, растет, а ходить не может? (растение)
2. Что не сеяно родиться? (трава)
3. Какой колокольчик не звенит? (цветок)
4. Много рук, нога одна? (дерево)
5. В лесу на одной ножке выросла лепешка? (гриб)
6. Сижу меж трав, нагнись и сорви? (ягода)
7. Мягок, а не пух, зелен, а не трава? (мох)
8. Весной веселит летом холодит, осенью засыпает весной оживает? (деревья)

3. Конкурс "Узнай дерево по листику"
1 ком. Лист березы.
2 ком. Лист осины.
Болельщики: Принесла я вам веночек из красивейших цветов; если их названья сможете узнать будем мы все вместе весело играть. (ромашка, колокольчик, ландыш, клевер)
4. Конкурс "Капитанов"
Кто вам в трудностях поможет?
Кто всегда вам даст совет?
Ваши знания умножит?
На вопросы даст ответ?
Ну конечно, это он-
в команде — капитан родной.

«Все обо всем»
Какой гриб называем именем животного? (лисички)
Санитар леса? (дятел)
Птица, которая бросает своих птенцов? (кукушка)
Какое животное нашего леса носит рога? (лось)
Животное, которое любит малину? (медведь)
Какой первый цветок расцветает весной в лесу? (подснежник)
Он как елка весь в иголках? Кто это? (Еж)
Зимой и летом одним цветом? (Ель)

5 Конкурс.
Проверим еще раз сноровку, проверим ваше внимание. Еще, по одному человеку от команды нужны для соревнования. Д./и» Собери цветок.»
1 команда. Собирает только те лепестки с птицами, которые живут в наших лесах.
2.команда. Собирает только те лепестки с животными, которые живут в наших лесах.

ЛЕСНЫЕ ПРАВИЛА, для болельщиков.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки.
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай;
мусор с травки убирать,
зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять, ты пришел не убивать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают.
Здесь не нужно всех ловить: топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу -всего лишь гость.
Здесь хозяин — Дуб и Лось;
Их покой, побереги– здесь они нам не враги!

6 конкурс. «Лечебная поляна»
1 команда: «Я ногу поцарапал, когда бежал к друзьям, но я совсем не плакал.
Я вылечился сам.
На ранку-травку листик приложил, перевязал бинтом.
Скакать по кочкам можно и бегать у ракит.
Спасибо, лекарь, добрый, мой добрый Айболит!
Какое растение помогло мальчику залечить ранку? (подорожник.)
2 команда. Если случится тебе простудится, привяжется кашель, поднимется жар, подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. Какое растение от простуды? (малина, ромашка)
Подведение итогов. (Награждение.)
Заключение: вот настал момент прощанья; будет кратка наша речь: говорим мы «До свидания», до счастливых, новых встреч»!
Как прекрасно в лесу, как светло и тепло: отдыхаем в лесу, но и портим его. Так давайте же все охранять будем лес, берегите природу -в ней столько чудес!

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий