Под каким деревом сидел будда

Дерево Бодхи — в буддизме — легендарное дерево в роще Урувелла, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Предполагают, что в этом предании упоминается вполне реальное дерево, относящееся к виду Ficus religiosa . Дерево Бодхи — самое почитаемое место паломничества в Анурадхапуре ( 8°20′41″ с. ш. 80°23′50″ в. д. H G Я O L ). Из семени этого дерева был выращен саженец, и посажен в Индийском городе Бодх-Гая, возле храма Махабодхи ( 24°41′45″ с. ш. 84°59′28″ в. д. H G Я O L ).

Дерево Бодхи — один из главных символов в буддизме, он присущ всем буддам. В буддийских монастырях дерево специально культивируется и высаживается [1] .

То дерево, под которым Гаутама достиг просветления в Бодх-Гая, не сохранилось, однако из его семени было выращено дерево в Анурадхапуре на Шри-Ланке во времена царя Ашоки. Примерно через 50 лет после смерти Ашоки к власти пришли цари династии Шунга. По приказу царя Пушьямитра дерево было уничтожено. После смерти царя из Шри-Ланки был доставлен новый росток, из которого выросло дерево, стоявшее около 800 лет, но срубленное в VI веке во время правления бенгальского царя Шашанги. Позднее из Анурадхапуры был доставлен ещё один росток, из которого выросло дерево, просуществовавшее до 1876 года, когда оно было повалено бурей. Новый росток был посажен в Бодх-Гая из того же материнского дерева в Анурадхапуре, которое стоит до сих пор [1] .

Он улыбнулся и взглянул вверх, где на фоне голубого неба был хорошо виден лист дерева пиппала. Он покачивался вперёд и назад, как бы зовя Сиддхартху. Внимательно посмотрев на лист, он ясно увидел присутствие в нём солнца и звёзд — без солнца, без света и тепла лист не мог существовать. Он также увидал в листе присутствие облаков — без облаков не было бы дождя, а без дождя также не было бы и листа. Он увидел, что земля, время, космос и разум — все присутствует в листе. Фактически, в этот самый момент вся вселенная существует в этом листе.

Тит Нат Хан. Древний Путь. Белые Облака. По следам Будды

Н а Земле есть зоны, имеющие особую сконцентрированную энергетику, влияющую на сознание живых существ, и даже способные изменить жизнь человека — Места Силы. Когда вы находитесь в энергетическом поле такого места, вы можете пережить важный духовный опыт, ощутить на тонком плане уровень сознания тех людей, которые жили когда-то в этом месте. Именно усиленная практика реализованных мастеров делает обычное место «Сильным», напитывая его энергиями и вибрациями высокого порядка. Влияние распространяется на предметы и растения, которые находились в поле действия такой энергии.

Знакомясь со скульптурами Будды, можно отметить, что на многих изображены различные деревья: баньян, манго, сал, гулар. Чаще всего можно заметить манговое дерево. Везде, где развит буддизм, растениям уделяется особенная роль. К священным деревьям приезжают тысячи паломников, чтобы преклониться святыни, углубить свою духовную практику, часто попросить исполнение заветного желания.

В Махападана сутте говорится: «Монахи, девяносто одну кальпу назад Благословенный, Арахант, полностью пробуждённый Будда Випасси появился в мире. Тридцать одну кальпу назад Благословенный Будда Сикхи появился в мире. В ту же самую кальпу появился в мире Благословенный Будда Вессабху. А в нашу счастливую кальпу в мире появились Благословенные Будды Какусандха, Конагамана и Кассапа. И, монахи, в нашу счастливую кальпу теперь и я тоже появился в мире как полностью просветлённый Будда. Благословенный Будда Випасси обрёл полное пробуждение под деревом патали. Благословенный Будда Сикхи – под деревом белого манго. Благословенный Будда Вессабху – под саловым деревом. Благословенный Будда Какусандха – под акацией. Благословенный Будда Конагамана – под смоковницей. Благословенный Будда Кассапа – под бенгальским фикусом. А я достиг полного пробуждения под священным фикусом (смоковница, носящая научное название Ficus Religiosa)».

В ведийской и индуистской мифологии сакральное фиговое дерево асваттха (ашваттха) — наиболее частый и представительный вариант мирового древа. Упоминается уже в «Ригведе», нередко встречается в брахманах, упанишадах и эпосе. Также это дерево называют Пиппала. Испокон веков это дерево имело сакральное значение в тех регионах, где оно произрастало (особенно в Египте, Индии, Юго-Восточной Азии и части Океании) и считалось священным, символизируя “Древо Жизни». Это было дерево-«табу», единственное дерево, за умышленное уничтожение которого полагалась неминуемая смертная казнь для любого виновного, кем бы он ни был. Фиговое дерево олицетворяет Древо Знания и соединяет в себе символику как мужского, так и женского принципов, поскольку фиговый лист имеет мужскую символику лингама, а фига — женскую символику йони. В христианской символике фига используется вместо яблока в Саду Эдемском. Фиговый лист фигурирует и в греко-римской традиции. В Индии фигу связывали с созидательной силой Вишну и Шивы.

Смоковница обладает особым химическим составом своих плодов. Смоквы (инжир) являются плодами, не знающими себе равных по содержанию серотонина,— вещества, играющего огромную роль в работе головного мозга человека и являющегося одним из основных так называемых «неспецифических катализаторов психических процессов». Дополнительное поступление серотонина в организм с плодами смоковницы неизменно повышает эффективность работы мозга и иногда даже способно мощно катализировать духовное развитие личности.

Дерево интересно по своей структуре, так как корни выпускаются не только под землёй, но и непосредственно на внешней части ствола дерева, образуя хитросплетённые комбинации.

Сидя под деревом Пиппала, которое после назовут древом Бодхи (“Пробужденный” на языке Магадха произносится как “Будх”), Сиддхатха (санскр. Сиддхартха) Готама (санскр. Гаутама) из рода Шакьев стал Буддой. Он оставил царский дворец в поисках духовного освобождения, и после нескольких лет суровой аскезы, йоги и медитации испытал просветление, совершенное состояние сознания, предшествующее нирване, и ему открылся путь спасения человечества. Под этим же деревом Будда произнёс свою первую проповедь. Произошло это в местности Гая, которая сегодня называется Бодх-Гая (Бихар, Северная Индия) недалеко от реки Неранджары. Существует предание, что Гаутама всегда чувствовал в себе небывалую и сверхъестественную силу и энергию, но до конца не был уверен в этом. Он решил проверить свои предположения и отправился к дереву Бодхи, потому, что оно обладало магическими свойствами. Перед тем как приступить к молитве Гаутама трижды обошел Дерево Бодхи, и только затем сел на землю под его ветвями.

Дерево бодхи

У дерева Бодхи были прочные глубокие корни. Его ствол был прямым, округлым и без узлов, как колонна из сандалового дерева. Птицы кружили вокруг этого дерева, но ни одна не смогла перелетать над ним. Кора дерева была превосходной и переливалась разными цветами, словно прекрасный шелк. Густая ярко-зеленая листва занимала многочисленные ветви. Прекрасные цветы в полном цвете обрамляли это дерево и излучали прекрасные запахи. Они были очень красивы. За исключением божественных деревьев Ковидара и Париджата, ни одно другое дерево не могло сравниться с этим деревом. Кроме того, в окружении беЗчисленных небольших деревьев, это дерево-король казалось величественным и превосходным, как чудесная высокая гора, возвышающаяся над другими горами. Все могли видеть его с расстояния одного йоджана. Среди ароматов, проникающих повсюду, оно излучало чудесный свет. В ночное время его можно было принять за связку фейерверков издалека. Вокруг этого дерева на все четыре стороны простирался красивый ландшафт, подобный саду, наполненному радостью. Помимо ароматных цветов, сама трава была сочной и великолепной, как шея короля павлинов. Те, кто видел это дерево, не уставали любоваться им.

Это предсказанное место, где достигали высшей точки реализации все предшествующие Будды. Считается, что именно здесь достигнет Просветления и грядущий Будда Майтрейа.

Сидя вначале на Месте Пути,
Смотря на Дерево,
Ходя вокруг него,
В течение трижды по семь дней [я] думал:"Мудрость, которую я обрел,Чудесная, наивысшая.
А "корни" живых существ тупые.
[Живые существа] привязаны к удовольствиям,
Слепы в своей глупости,
Как же можно привести к спасению таких существ?"

Сидя под деревом Бодхи в городе Гая,
Я обрел наивысшее просветление.
Вращая Колесо Не Имеющей Высшего [Предела] Дхармы,
[Я] учил и обращал их
И впервые пробудил [у них] мысли о Пути.

Будда провозгласил закон взаимозависимого происхождения — это закон Срединного Пути, который основывается на положении о том, что всё многообразие бытия зиждется не на внутренней (духовной или материальной) основе, а связано между собой неразрывной цепью взаимозависимостей и взаимообусловленности (своеобразие понимания причинно-следственной связи). Отрицание субстанциональности всего сущего приводит к мысли о его относительности, нереальности. Этот закон открылся Будде в ночь его просветления, и он стал основанием всей его системы.

После Просветления Будда оставил дерево Бодхи и ушёл искать своих друзей, а затем стал проповедовать, указывая путь к Пробуждению всему миру.

Благодаря непрерывной цепи перерождений тело Будды Гаутамы приобрело необычные свойства, скрытые под внешней оболочкой человеческого существа. Согласно поверьям, это «духовное тело» могли видеть только истинно верующие: «великолепное тело» Будды было около пяти с половиной метров высотой, золотистого цвета, от него исходили лучи, освещая огромные пространства. Такое представление о «духовном теле» Будды является отражением древнеиндийских представлений о том, что тела великих людей излучают свет, а при медитации созерцающих интенсивность свечения увеличивается.

Согласно известной легенде, дерево Бодхи было сожжено великим Ашокой перед его обращением в буддизм, а затем чудесным образом оно возродилось из пепла. На святое дерево обрушивались и другие бедствия, но оно постоянно возобновлялось, как рассказывают, с помощью отростков и так дожило до сегодняшнего дня. Родственница той самой смоковницы и сегодня растет в храмовом комплексе Махабодхи в Бодх-Гае, точно на месте того самого дерева, под которым сидел Будда. Нынешнему дереву Бодхи более 120 лет. Эта смоковница, потомок в четвертом поколении от оригинала. Её отросток привезен из Анурадхапура на Цейлоне (Джетаван, Шри-Ланка). Считается, что дерево на Шри-Ланке посажено Анандой, личным помощником Будды. По другой версии, привезено в Бодх-Гаю монахиней Сангамиттой (Sanghamitta, дочерью индийского императора Ашока (Ashoka) в III в. до н.э. из Индии. Посадил его король Деванампия Тисса (Devanampiya Tissa, пр. 307-267 до н.э.) в 249 до н.э. Дерево традиционно выращивают на территории многих монастырей.

Бодхи

Дерево Бодхи стало почти повсеместно символом дерева мудрости и в индийских языках даже имеет связанные с этим значением названия — Пундарика и Ашваттха. В буддизме деревом мудрости может быть не только фига-пиппала: древо мудрости может изображаться как сверкающее «дерево» из золота, хрусталя и драгоценных камней. Дуань Чэн-ши, всегда интересовавшийся буддийскими легендами, оставил описание чудесной истории величайшего из всех пиппал. Там рассказывалось, как оно потеряло листву, когда Будда погрузился в нирвану, как его сжёг Ашока и как оно воскресло, как его в VI в. хотел уничтожить царь Шашанка, а также приводились его различные названия и многое другое. Он сообщает также: «В высоту это дерево имеет четыреста чи. Под ним стоит серебряная ступа, и оно обвивается вокруг неё, опоясывая её со всех сторон. Жители этой страны постоянно во все четыре времени года жгут здесь благовония, разбрасывают цветы и оказывают ему почести, обходя дерево кругом. В Благородное Обозрение при династии Тан мы неоднократно направляли туда посланцев, чтобы принести подношения святилищу храма, а также для распределения кашайа. В пятый год Явленное Благоденствие у храмового святилища мы воздвигли стелу, чтобы прославить священные свойства дерева».

В первоначальном буддизме не было традиции изображения Учителя, поклонялись лишь символам Будды. Некоторые из этих символов и священных предметов значительно древнее самого буддизма. На буддийских барельефах (Санчи, Центральная Индия, 250 г. до н.э.) даже слоны приходят поклониться священной смоковнице. Обратите внимание — именно смоковнице, а не самому Будде. В буддизме Будде не поклоняются, и поэтому в некоторых духовных школах, например, в дзэн-буддизме, парадоксально советуют ученикам: «Встретишь Будду — убей Будду», то есть уничтожь предмет поклонения и собственные иллюзии.

Деревья Пиппала были привезены в Китай из Индии. Впервые некий индийский махараджа послал дерево китайскому императору в 641 г., ещё одно дерево было прислано из Магадхи в 647 г. Китайские источники отмечают, что листья дерева Бодхи из Магадхи напоминают листья «белого тополя». Кроме того, китайское название для дерева Бодхи было перенесено и на другие виды деревьев, в особенности на липы.

На территории России священный экземпляр произрастает в Бурятии и служит не только местом преклонения религиозных людей, но и достопримечательностью.

Существует поверье, что используя чётки из семян дерева Будды, можно достичь высшей концентрации во время медитации и приблизиться к святому.

И также [ему] приснится, Что [он] станет царем, Который оставит свой дворец и свиту, А также [удовлетворение] пяти изысканнейших желаний, И направится на Место Пути, Воссядет на Место Льва под деревом Бодхи И будет искать Путь.

Глава 14. Сутра Лотоса (Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы)

Считается, что Будда просидел 7 недель под деревом и на 49 день обрёл просветление. Всё это время ему помогали двое детей из близлежайшей деревни — одиннадцатилетний мальчик из семьи неприкасаемых, которого звали Свасти и Суджата, дочь местного старосты.

Свасти был первым, кто увидел Будду, сидящего под деревом. Именно Свасти собрал охапку травы куша, из которой Будда сделал себе подстилку. Дети приносили Сиддхартхе еду и слушали его наставления. Также они приводили к Будде и других детей — своих друзей и близких родственников.

Сидя под деревом Будде пришлось преодолеть множество испытаний, насланных на него Марой. Сначала со всех сторон его атаковали бесы, которые чем-то были похожи на людей, бросавшие в него стрелы и камни. Будда не уклонялся и даже не шевелился, а долетавшие до него стрелы и камни, превращались в нежные цветы. После были посланы дочери Мары, чтобы искусить юношу у подножия дерева, но и им не удалось это совершить. Позднее разыгралась неведомая ранее в этой местности буря, но и её выдержал Будда, от потоков воды его укрыл Царь Змей, Мукалинда. В конце сам Мара спустился к Будде и попросил уйти в мир иной, но тот отказался, сказав, что он не готов, так как после себя желает оставить учеников и передать самые важные ценности.

Вот, что описывают тексты, рассказывая о последней ночи перед Пробуждением Будды: В первую стражу ночи он направил свой сосредоточенный ум на познание предыдущих жизней. Постепенно пред его внутренним взором раскрылся опыт многочисленных прошлых рождений, которые длились многие циклы существования вселенной. В середине ночи он развил «божественный глаз», с помощью которого смог увидеть то, как другие существа умирают и перерождаются вновь в соответствии со своей кармой. В последней страже ночи он проник в глубинные истины существования, в фундаментальные законы реальности, и таким образом уничтожил в своём уме тончайшую пелену невежества. На рассвете фигура, сидящая под деревом Бодхи, уже более не была Бодхисатвой, ищущим просветления, но была Буддой, Совершенно Самопробуждённым, достигшим Безсмертного в этой самой жизни.

Согласно легенде, когда Будда Шакьямуни достиг освобождения от страстей под деревом Бодхи, божества преподнесли ему восемь благоприятных символов, ставших символами Дхармы.

В течение нескольких недель только что пробуждённый Будда сидел под кроной дерева Бодхи, созерцая под разными углами Дхарму — то есть истину, которую он открыл. Затем на его дальнейшем духовном пути появилась развилка: учить ли других, поделиться ли своими знаниями с людьми, или же просто остаться в лесу и наслаждаться блаженством освобождения в одиночестве.

Будда понял, что необходимо будет вернуться в мир, чтобы привести колесо Дхармы в движение и посеять семена освобождения. Путь Освобождения, обнаруженный Буддой, необходимо было разъяснять различными способами, чтобы он был понятен разным людям. Различные методы учёбы — это ворота, через которые разные люди могут войти и понять Учение. Создание “Ворот Дхармы” будет зависеть от непосредственных встреч с людьми, так как не существует готовых методов.

Теперь пришло время покинуть Урувелу, оставив прохладный лес на берегах реки Неранджары, дерево Бодхи и детей…

Позднее Будда несколько раз возвращался к дереву, у которого достиг просветления и каждый раз проповедовал там знание Дхармы.

После того, как Будда прожил какое-то время в Сарнатхе в Оленьем парке, где Учитель обратился со своей первой проповедью, он навещает дерево Бодхи. В Сарнатхе с Буддой жило шестьдесят бхикшу, а несколько сот мужчин и женщин были приняты Буддой в светские последователи.

Когда Свасти исполнился двадцать один год, Будда вернулся в Урувеллу, чтобы выполнить своё обещание и принять Свасти в сангху. Свасти был посвящён и вскоре стал ближайшим другом Рахулы (сына Сиддхартхи).

На этом месте величественно сидел Татхагата в окружении множества прибывших, как луна среди звезд. Между тем, Будды из других миров, многочисленные, как частицы пыли в десяти землях Будды, с целью украсить собой большое собрание в bodhimanda Вайрочаны, приняли форму бодхисаттв и прибыли для участия в нём. Среди них были Бодхисаттва Авалокитешвара, Манджушри Бодхисаттва, Бодхисаттва Сущность Земли (Кшитигарбха), Бодхисаттва Сущность Пространства (Акашагарбха), Бодхисаттва Ваджрагарбха, Бодхисаттва Вималакирти, Бодхисаттва Хорошего Высокого Света, Бодхисаттва Устраняющий Затемнение, Бодхисаттва Драгоценная Рука, Бодхисаттва Великой Мудрости и Бодхисаттва Самантабха́дра. Бодхисаттвы-Махасаттвы, такие как эти, были во главе этого собрания. Кроме того, бесчисленные тысячи коти бодхисаттв в качестве слушателей также пришли для участия в этом собрании. Во главе этой группы были Шарипутра, Маудгальяна, Субхути, Рахула, Аджната Каундинья, Махакашьяпа, Упали, Анируддха, Ревата, Ананда, Девадатта, Упананда и другие. Они долго развивали шесть парамит и были близки к просветлению Будды. Для преобразования живых существ на этой оскверненной земле они проявились в форме слушателей. Более того, во главе с Махапраджапати там также присутствовали бесчисленные тысячи монахинь (bhiksuni). Все эти монахини совершили поступки великих мужей. Для укрощения неадекватных живых существ они проявились в женской форме. Кроме того, там также присутствовали бесчисленные Брахма-цари, Индры (Sakras) и защитники миров, а также боги, драконы, гандхарвы, асуры, гаруды, кимнары, махораги, люди, нелюди, и другие. Все они были великими Бодхисаттвами, и ни один из них не был обычным существом.

В это время Почитаемый в Мирах, сидя под деревом бодхи, был возвышен, чист и чудесен, как драгоценный камень исполнения желаний под деревом Париджата. Устойчивый как гора Сумеру, Его ум всегда находился в правильной осознанности. Для того, чтобы Бодхисаттвы и живые существа смогли понять удивительную духовную силу всепроникающей тайной дхьяны Будд, Он вошел в самадхи, которое называется Непостижимое Состояние Татхагаты. Мгновенно тридцать два основных знака Почитаемого в Мирах, в каждом из которых были проявлены бесчисленные Земли Будды в десяти направлениях и их Будды, отразились как изображения в чистом зеркале. Кроме того, восемьдесят второстепенных признаков появились и каждый отображал Его подготовку на Пути Бодхисаттвы в прошлом, с того времени, когда он был царем Великое Сияние, и до времени [когда он преподавал] в том месте, где находился Дипоамкара Будда. Все его сложные деяния и аскетические практики были проявлены, такие как лишение головы, глаз, тела, кожи, плоти, рук и ног, а также жен, слуг, престолов, дворцов и так далее.

Множество паломников стекается в Бодхгаю, чтобы посетить Место Силы, и почувствовать особенную энергию этого места, хранящего духовный опыт великого Учителя. Первую неделю Будда оставался в медитации под деревом Бодхи. Говорят, что на месте, где росло первоначальное дерево, люди действительно испытываю разные возвышенные состояния, а медитации становятся более длительными и глубокими. Практика под деревом Бодхи позволяет накопить благоприятную карму и большое количество заслуг. Возможно, вам удастся осознать свой собственный путь, сидя под этим деревом. Множество людей верит, что Дерево обладает сознанием.

Аджита! Если после моего ухода добрый сын [или] добрая дочь получит, будет хранить и декламировать эту Сутру и, кроме того, имеет такие чудесные добродетели, то [ты] воистину должен знать: этот человек уже направился к Месту Пути, близок к ануттара-самьяк-самбодхи и уже воссел под деревом Пути.

Глава 17 . Сутра Лотоса (Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы)

Если вы заглянете в путеводитель или попробуете набрать «дерево бодхи» поиском в интернете, практически на 100% получите иноформацию навроде: «дерево бодхи – священный баньян». Иногда она дополняется информацией типа « .. под таким же отдыхал Александр Македонский во время похода на Индию», «… вырастает до размеров целой рощи в несколько гектаров ..» и т.п. Однако на самом деле это не так.

Немного истории и преданий

Дерево бодхи (bodhi tree, дерево пробуждения) – священное дерево в индуизме, буддизме и джайнизме, хотя эпитету «бодхи» оно обязано все-таки буддизму, поскольку последний Будда нашего времени – индийский принц Сиддхартха Гаутама – именно под ним достиг пробуждения (в европейских источниках чаше пишут «просветления», но слово «бодхи» означает именно «пробуждение»).

Само дерево, как вид, имеет несколько традиционных современных и древних имен. В религиозных текстах оно именуется на санскрите «ашваттха» (ashvatha), а на пали – «ашаттха» (assattha) и «руккха» (rukkha).

Современное название на хинди и близких ему языках звучит как «пипал» (Peepal), на английском – «sacred fig» , на русском – «фикус священный» , а его научным названием на латыни является «Ficus religiosa» .

Пипал (ашваттха) упоминался уже в «Ригведе» и является «мировым деревом» в космологии брахманизма.

Само дерево имело важное значение в культовой практике, а его древесина использовалось в различных ритуалах.

Практика медитации под этим священным деревом известна с еще добуддийских времен, т.е. Будда Гаутама медитировал под священным деревом, а не пипал (как вид) стал священным, потому что под его сенью медитировал и достиг пробуждения Будда Гаутама.

Пипал, под которым достиг пробуждения Будда Гаутама, (а ныне – уже потомок этого дерева) называется Дерево Махабодхи (Mahabodhi-tree). Вместе с Ваджрасаной (Vajrasana, Алмазный трон – каменная плита, находящаяся под деревом на месте пробуждения Будды) оно является самой почитаемой святыней для буддистов всего мира.

Второе по священности Дерево Бодхи находится на Шри Ланке, в Анурадхапуре. Согласно буддистской традиции оно выросло из южной ветви Дерево Бодхи, которое доставила на Шри Ланку в 3-ем веке до н.э. дочь индийского императора Ашоки Сангхамитта.

На фото: слева – Дерево Бодхи в Бодх-Гае (Индия), справа – в Анурадхапуре (Шри Ланка)

Дерево Махабодхи расположено с западной стороны храма Mahabodhi в Бодх-Гае (Bodhgaya, штат Бихар, Индия). Его высота составляет около 80 метров, возраст – приблизительно 130 лет (подробно об истории храма Махабодхи и Дерева Бодхи см. Бодх Гая – место просветления Будды Гаутамы). Хотя наверное правильнее было бы сказать, что храм находится в нескольких метрах к востоку от дерева, а между ними расположено место, где медитировал и достиг пробуждения Будда (его лицо было обращено туда, где сейчас находится западная стена храма).

Существует два основных предания о восстановлении нынешнего Дерева Махабодхи. Согласно первому отросток дерево был привезен из Анурадхапуры (со Шри Ланки), согласно второму – взят на территории расположенного близ Шравасти монастыря Джетвана (Jetavana) от дерева Анандабодхи (Anandabodhi).

На самом деле, в 1880-х годах по завершению реставрационных работ над храмом Махабодхи тогдашний руководитель Археологической службы Индии (ASI) А. Каннингэм лично посадил рядом с внешним Ваджрасаной (Алмазным троном) небольшой саженец, выросший из семени прежнего Дерева Бодхи (предварительно определив место, где раньше росли предыдущие Деревья Бодхи). Сегодня именно это дерево, которому сейчас уже около 130-ти лет, раскинуло свои ветви над внешним Алмазным троном у западной стены храма Махабодхи.

В буддисткой традиции считается обязательным иметь на территории монастыря Дерево Бодхи, отросток которого должен быть взят из Бодх-Гаи.

К примеру, в Иволгинском дацане (Бурятия) есть специальная оранжерея, в которой растет Дерева Бодхи. В 1970-ом году тогдашний Хамбо Лама Доржи Гомбоев привез из Индии крохотный отросток, из которого оно и выросло.

Немного об архитектуре …

Лист пипала имеет довольно изящную форму, которая считается прототипом для архитектурных компонентов буддистских религиозных сооружений (и в том числе для входных порталов пещерных храмов).

На фото: один из самых ранних буддистских пещерных храмов в Бхадже (конец 3-го – начало 2-го века до н.э.)

А вот одна из трактовок листа пипала, которая взята из книги о Бодхгайе, написанной президентом Буддистского общества Индии Шанти Сварупом Бауддхой (Shanti Swaroop Bauddh) (высказывание о брахманах – на совести автора).

… и о ботанике

Дерево бодхи (пипал) – это Ficus religiosa (Фикус священный) и баньяну является только родственником (по виду развития – так и не самым близким). Оба относятся к роду фикусов, семейства тутовых.

Вечнозеленое дерево, произрастающее в Индии, Непале, Шри Ланке, юго-западном Китае и странах полуострова Индокитай. Отличается сильными ветвями сероватого цвета с сердцевидными листьями размером 8—12 см, имеющими гладкие края и длинное капельное острие. Прожилки листа видны отчетливо. Соцветия в форме котелка дают несъедобные соплодия, которые, созрев, приобретают фиолетовую окраску (Википедия).

Семейство фикусов очень огромно и каждый вид имеет еще и множество разновидностей. Фикусы имеют первостепенное значение в обеспечении пищей обитателей тропических лесов – практически все фикусы обильно плодоносят.

Фикусами является и инжир (фига, смоква) (Ficus carica), и Фикус каучуконосный (Ficus elastica), выделяющий сок, содержащий латекс – популярное ранее комнатное растение с огромными толстыми глянцевыми листьями темно-зеленого цвета.

Бенгальский фикус–баньян (Ficus benghalensis) и фикус бенджамина (Ficus benjamina) – тоже из этого семейства. И это наверное самые экзотические и самые обращающие на себя внимание туристов его представители.

B противовес им Ficus religiosa – довольно обычное дерево, лично на меня он особого впечатления, как представитель флоры, не произвел (почему-то присутствует ассоциация с большой разлапистой осиной).

А о двух упомянутых выше красавцах хочется рассказать немного поподробнее.

Вообще фикусы начинают свою жизнь двумя способами наземной (из семени, проросшего в земле) и эпифитной (с ветки дерева-опоры).

Эпифит — это какое-либо растение, которое произрастает на другом растении и при этом не получает от него никаких питательных веществ. Эпифиты используют фотосинтез для получения энергии и питательных веществ, а влагу – из воздуха и осадков. Эпифиты не являются паразитными растениями . Они растут независимо от растения-опоры и используют её исключительно в качестве физической опоры. на эпифитах меньше сказывается влияние травоядных (Википедия).

Обычно переносчиками семян фикусов-эпифитов являются птицы, животные, летучие мыши и пр. при чем переваренные семена прорастают лучше.

Далее эпифит может развиваться в двух видах: баньян (здесь это не название дерева, а форма вегетативного размножения) и душитель.

Баньяны ( к ним относится и бенгальский фикус-баньян) – это фикусы, развивающиеся как наземным так и эпифитным способом и при этом выпускающие из ствола и ветвей многочисленные воздушные корни (см. фото выше слева).

Формирование баньяна собственно и начинается с образования на ветвях о дерева воздушных корней. В определённые моменты жизни дерева их появляется очень много, и они гирляндами свисают с горизонтальных ветвей.

Воздушные корни растут очень медленно, и через некоторое время большая часть их засыхает, так и не достигнув почвы. Единичные воздушные корни дорастают до земли и укореняются, после чего надземная их часть интенсивно утолщается, приобретая облик стволов.

Баньян может разрастись в целую рощу, при этом гибель основного ствола никак не сказывается на жизни проросших воздушных корней.

Самым известным представителем этого вида является Великий баньян (Great Banyan Tree) – дерево с самой большой в мире площадью кроны – который находится в Индийском ботаническом саду.

Возраст этого дерева оценивается в 200—250 лет. Благодаря большому количеству воздушных корней Великий баньян больше похож на рощу, чем на отдельное дерево, причем на данный момент он живёт без своего главного ствола, который был удалён в 1925 году. Площадь дерева составляет примерно 1,5 га. Крона дерева имеет длину окружности около 350 метров, наибольшая высота достигает 25 метров. В настоящее время Великий баньян имеет 2880 воздушных корней, доходящих до земли. Вокруг баньяна проложена дорожка протяжённостью 330 метров, но дерево продолжает разрастаться и за её пределы.

Душители (к ним относится фикус бенджамина) – всегда начинают свою жизнь как эпифиты на ветках высоких деревьев (высота определяет доступность света для фотосинтеза).

Как у баньяна, у душителя – воздушные корни, но они не свисают, а «ползут» вниз, разветвляясь, переплетаясь и охватывая ствол дерева, а достигнув земли – укореняются.

На ранней стадии это похоже на оплетенное лианами дерево, но в дальнейшем картина становится довольно сюрреалистичной, когда объем оплетающих корней возрастает настолько, что в отдельные «окошки» только проглядывается кора «хозяина».

Далее, лишенный света, «хозяин» гибнет и разлагается в труху, а центральная часть фикуса остается полой, со множеством входов-выходов на разных уровнях (см. фото выше справа).

На последней стадии фикус срастается в практически монолитный ствол.

«Душителями» такие фикусы называют не совсем справедливо, на самом деле они не сдавливают дерево-опору, т.е. не душат, а «морят голодом в темнице» – препятствуют питанию и фотосинтезу «хозяина».

Наверное многие видели символ Аютхайи (Аютии) – голову Будды, вросшую в ствол фикуса бенджамина.

После разгрома Аютхайи бирманцами 230 лет назад по-видимому кто-то из монахов спрятал эту голову в дупло фикуса. Было это в те же годы или позже – не известно.

Скорее всего в фикусе была пустота или труха дерева-хозяина. За многие годы фикус сросся в монолитное дерево и выдавил из себя скульптуру.

Но это только мои предположения. Как было на самом деле – не знает никто.

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий