Поделки из древесины на уроках технологии

МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Творческий проект по технологии

«Изготовление декоративной тарелки из дерева с элементами резьбы»

Выполнил: Нарватов Андрей, 13 лет

Руководитель: Жбанов Александр Семенович,

руководитель кружка «Резьба по дереву

2016-2017 учебный год

Цель проекта : Изготовление декоративной тарелки из дерева.

Обрести более глубокие знания об истории деревянной посуды, совершенствовать навыки в резьбе по дереву, развивать творческие способности.

1.Обоснование выбора проекта

Мне давно хочется, чтобы у нас на кухне появилось что то-подобное и радовало глаз хозяйки кухни – моей мамы. Она очень любит изделия, сделанные своими руками. Пусть мое изделие станет началом моих дальнейших достижений в мастерстве декоративно-прикладного творчества!

2.Историческая справка по теме

Первым материалом, обработку которого освоил человек, является древесина. Именно из дерева делались первые орудия труда, строились жилища, деревянные городки и даже крепости. Дерево также хорошо шло на изготовление посуды и других предметов домашнего обихода. Археологические раскопки показывают, что человек уже в 8 веке до нашей эры пользовался деревянной утварью, при этом отмечается, что была даже декоративная резьба на посуде.

На Руси деревянную посуду делали в основном из лиственных пород древесины. Наибольшее распространение имели деревянная кружка, стакан, ведро, лохань, деревянный бочонок и другие. Они изготавливались разными методами: долбление, вырезание, точение. И, конечно же , бондарное производство. Свое мастерство и секреты ремесленники передавали из поколения в поколение, они всегда пользовались уважением среди жителей городов и деревень.

Самыми распространенными на кухне были деревянные ложки и миски разных видов: для салатов, супа, рыбы, десерта, горчицы и т.д. Деревянную тарелку в то время называли ставцем. По размеру тарелки были различные, внешне напоминали чашу с плоским дном, были виды с рукоятями.

Древние традиции продолжают жить и в наши дни. Современные мастера бережно хранят и развивают их, создавая новые изделия, украшающие быт человека.

3.При изготовлении изделия учитывается

Экономичность- заключается в том, что доски небольшого размера можно найти среди отходов производства.

Экологичность- при изготовлении изделия применяется экологически чистый материал (Липа)

Универсальность- изделие можно использовать не только по прямому назначению , но и как украшение интерьера.

Конструктивность- изделие должно быть удобным и прочным.

Эстетичность- изделие должно быть красивым.

Технология изготовления- технология изготовления довольна проста. Некоторые операции делаются с помощью электроинструментов.

4.Инструменты материалы:
1.Деревянная доска (липа)
2. Лобзик
3.Резцы по дереву.
4.Наждачная бумага

5.Последовательность выполнения изделия

Нанесем нужный рисунок на доску. Мы привыкли видеть тарелки круглой формы. Будет интересней, если мы немного пофантазируем и изменим ее.

Воспользуемся лобзиком электрическим, либо ручным. Пиление производить только под присмотром учителя, соблюдая технику безопасности. Основное правило: пиление производить плавно, без рывков, надежно закрепив заготовку. Обработаем наждачной бумагой и нанесем рисунок

Вырезаем угловым резцом, соблюдая технику безопасности. Треугольники вырезаем в технике геометрической резьбы.

Углубление начинаем вырезать по всему полукруглым резцом по кругу овала, постепенно прибавляем глубину

«Сглаживаем» канавки и поработаем наждачной бумагой.
Придадим «благородный» тон. Для увеличения срока службы подобные изделия пропитывают горячим льняным маслом. Мы же затонируем обыкновенным крепким чаем.

После полного высыхания отшлифуем «мелкой» наждачной бумагой. Наше изделие готово!

На праздничном столе будет выглядеть совсем неплохо! Обратная сторона тарелки может послужить в роли разделочной доски, либо для подставки под горячее.

Самооценка выполненной работы

В наши дни, когда товары промышленного производства заполнили наш быт, я предлагаю сделать нужные нам вещи своими руками, внеся элементы творчества и индивидуальности в окружающий нас мир. Именно это я старался продемонстрировать сегодня. При работе я проявил фантазию, творчество, а самое главное, получил огромное удовольствие.

Автор проекта: Нарватов Андрей, воспитанник Центра дополнительного образования детей "ЮНИТЭР".

Рководитель: Жбанов А.С., руководитель творческого объединения "Художественная резьба по дереву"

Пояснительная записка

Цель проекта: Изготовление декоративной тарелки из дерева.

Задачи:

Обрести более глубокие знания об истории деревянной посуды, совершенствовать навыки в резьбе по дереву, развивать творческие способности.

1.Обоснование выбора проекта

Мне давно хочется, чтобы у нас на кухне появилось что то-подобное и радовало глаз хозяйки кухни – моей мамы. Она очень любит изделия, сделанные своими руками. Пусть мое изделие станет началом моих дальнейших достижений в мастерстве декоративно-прикладного творчества!

2.Историческая справка по теме

Первым материалом, обработку которого освоил человек, является древесина. Именно из дерева делались первые орудия труда, строились жилища, деревянные городки и даже крепости. Дерево также хорошо шло на изготовление посуды и других предметов домашнего обихода. Археологические раскопки показывают, что человек уже в 8 веке до нашей эры пользовался деревянной утварью, при этом отмечается, что была даже декоративная резьба на посуде.

На Руси деревянную посуду делали в основном из лиственных пород древесины. Наибольшее распространение имели деревянная кружка, стакан, ведро, лохань, деревянный бочонок и другие. Они изготавливались разными методами: долбление, вырезание, точение. И, конечно же , бондарное производство. Свое мастерство и секреты ремесленники передавали из поколения в поколение, они всегда пользовались уважением среди жителей городов и деревень.

Самыми распространенными на кухне были деревянные ложки и миски разных видов: для салатов, супа, рыбы, десерта, горчицы и т.д. Деревянную тарелку в то время называли ставцем. По размеру тарелки были различные, внешне напоминали чашу с плоским дном, были виды с рукоятями.

Древние традиции продолжают жить и в наши дни. Современные мастера бережно хранят и развивают их, создавая новые изделия, украшающие быт человека.

3.При изготовлении изделия учитывается

  • Экономичность- заключается в том, что доски небольшого размера можно найти среди отходов производства.
  • Экологичность- при изготовлении изделия применяется экологически чистый материал (Липа)
  • Универсальность- изделие можно использовать не только по прямому назначению , но и как украшение интерьера.
  • Конструктивность- изделие должно быть удобным и прочным.
  • Эстетичность- изделие должно быть красивым.
  • Технология изготовления- технология изготовления довольна проста. Некоторые операции делаются с помощью электроинструментов.

4.Инструменты материалы:
1.Деревянная доска (липа)
2. Лобзик
3.Резцы по дереву.
4.Наждачная бумага

5.Последовательность выполнения изделия

1.Нанесем нужный рисунок на доску. Мы привыкли видеть тарелки круглой формы. Будет интересней, если мы немного пофантазируем и изменим ее.

Воспользуемся лобзиком электрическим, либо ручным. Пиление производить только под присмотром учителя, соблюдая технику безопасности. Основное правило: пиление производить плавно, без рывков, надежно закрепив заготовку. Обработаем наждачной бумагой и нанесем рисунок

2.Вырезаем угловым резцом, соблюдая технику безопасности. Треугольники вырезаем в технике геометрической резьбы.

3.Углубление начинаем вырезать по всему полукруглым резцом по кругу овала, постепенно прибавляем глубину

4.«Сглаживаем» канавки и поработаем наждачной бумагой.
5.Придадим «благородный» тон. Для увеличения срока службы подобные изделия пропитывают горячим льняным маслом. Мы же затонируем обыкновенным крепким чаем.

После полного высыхания отшлифуем «мелкой» наждачной бумагой.

На праздничном столе будет выглядеть совсем неплохо! Обратная сторона тарелки может послужить в роли разделочной доски, либо для подставки под горячее.

Экономические расчеты

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

При подготовке к ежегодному муниципальному этапу олимпиады по технологии учащиеся 9-х. классов выполняют творческие проекты. Проектный метод обучения технологии – это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. Организация проектной деятельности учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, помогает создать положительную мотивацию для самообразования. При выполнении творческих проектов на уроках технологии, учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, а также делают что-то интересное и полезное для школы, себя и своих близких максимально используя свои возможности.

Успешность проектной деятельности на уроках технологии полностью зависит от учителя, его умения планировать занятия с учетом имеющихся возможностей школы, умения организовать и стимулировать познавательную работу учащихся, его творческих возможностей и использования современных технологий.

Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат. При выборе материала для изготовления проектного изделия мальчишки часто останавливаются на древесине. Они с большим удовольствием работают с этим материалом. Уже четыре года в качестве проектной работы ребята выбирают – деревянную мозаику. Им очень нравится изготавливать и собирать различные композиции из кусочков древесины разных пород. В этом году я предложил ученикам выбрать темой своих проектных работ сувениры из дерева. Дерево – это великолепный материал для сувениров, он стильный, прочный и экологичный, к тому же дерево – это доступный для нас материал. Красивые сувениры из дерева своими руками – это возможность порадовать своих близких и удивить их, а также возможность найти для себя великолепное хобби, приносящее радость и удовольствие.

Идея по изготовлению сувениров из дерева своими руками в первую очередь подходит учащимся старших классов, которые уже имеют опыт в деревообработке. В процессе изготовления сувениров из дерева есть много тонкостей, которые надо понимать, так же в данном деле каждый ученик сможет, задействован весь свой творческий потенциал. Сувениры, которые мальчишки сделают своими руками, могут стать великолепным украшением школьных кабинетов или своего дома. Также такие сувениры могут стать прекрасным подарком на день рождения, новоселье, новый год, рождество.

Чтобы окунуться в процесс обработки дерева и увидеть уникальные вещи, мы посещаем музей народного творчества, где своими глазами можем увидеть те предметы, которые можно изготовить. А также работаем с необходимой информацией в сети интернет, где можно увидеть очень много интересных работ различных народных умельцев и профессионалов деревообработки.

Одним из сувениров, которые изготавливают учащиеся на уроках технологии являются цветы из дерева. Для изготовления цветов из дерева вначале мы самостоятельно делаем эскизы листьев и лепестков различной формы и по ним изготавливаем детали из фанеры или тонких деревянных дощечек.


(Рис 1).

Главное правильно подобрать дерево для своей поделки, это должно быть мягкое дерево (липа, береза, тополь). Затем с помощью копирки переносим рисунки на фанеру или древесину.

Из квадратной рейки, сквозь металлическую пластину с отверстием, прогоняем стебель цветка, закрепив его в патрон шуруповёрта или электродрели. ( Рис 2-3).

С помощью лобзика выпиливаем лепестки и листья различной формы. Количество лепестков у каждого цветка может быть различным. (Рис 4-5).

Итого должны получиться следующие детали: лепестки, две сердцевины, два – три листочка и стебель.

Затем придаём форму деталям на шлифовальном станке. (Рис 6-7).

Для сердцевины цветка можно к обычной светлой фанере приклеить шпон поярче, так будет интереснее смотреться все изделие. В листочках лучше отверстия просверлить под углом, это удобно сделать дрелью через брусок с заранее просверленным наискосок отверстием. (Рис 8).

А в сердцевинах отверстия тоже разные: в нижней — сквозное, в верхней — глухое. (Рис 9).

Теперь надеваем на стебель детали со сквозными отверстиями и начинаем склеивать. Для склеивания деталей можно использовать клей ПВА, но мы для скорости используем пистолет с термоклеем. (Рис.10-11).

Лепестки приклеиваются довольно прочно, и сборка готового изделия проводится быстро. (Рис 12).

С готовыми цветами по желанию можно провести декоративную отделку: окраской, выжиганием, лакированием. (Рис 13-18).

Лучшая работа была представлена на районной олимпиаде по технологии, при защите проектов. Работа очень понравились жюри и участникам олимпиады, и получила высокую оценку.

Опыт изготовления сувениров из дерева показал, что данный вид проектной деятельности интересен для учащихся, создает условия для развития их творческих способностей и эстетического вкуса.

Для того чтобы изготовить изделие, необходимо выполнить ряд действий, то есть ряд этапов.

Прежде всего, продумать из какого материала будет состоять изделие, какие инструменты и приспособления нужны и на каком оборудовании, можно его изготовить.

Вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Составляют план работы по изготовлению изделия – технологическую карту.

Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз. Затем строгают, пилят, зачищают, и отделывают её, превращая в готовую деталь.

Просмотр содержимого документа
«Поделки из древесины»

«Поделки из древесины»

Урок по технологии (мальчики) в 5 классе

Тема урока: Поделки из древесины

сформировать представление об этапах создания изделий из древесины;

развивать умения разрабатывать технологическую карту и выбирать оптимальный вариант изделия;

совершенствовать умения работать с текстами.

использование кейс-метода в обучении для активизации познавательной деятельности учащихся.

формировать у учащихся знания об этапах создания изделия

формировать у учащихся знания о рациональной организации рабочего места для проведения проектных работ;

формировать практические умения по обработке древесины, соблюдением правил безопасности труда.

развивать мышление (наглядно- образное, наглядно — действенное)

развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность;

развивать внимание, память, логическое мышление, умение обосновывать свои действия, делать выводы, обеспечивать самоконтроль;

совершенствовать умения и приемы учебной работы (планировать, организовывать учебную деятельность, воспринимать и перерабатывать информацию – выделять главное).

воспитывать интерес к предмету, собранность, чувство ответственности за товарища.

Тип урока: урок целевого применения изученного

Формы работы учащихся: урок целевого применения изученного

Необходимое техническое оборудование:

мультимедийный проектор и экран или интерактивная доска;

пакет программ или документации к уроку;

Структура и ход урока:

1. Целевая установка на урок (2 мин)

— Постановка темы и целей урока

2. Ознакомительный этап

— Вступительное слово (6 мин)

— Актуализация знаний (3 мин)

3. Аналитический этап

— Индивидуальная работа над кейсом (9 мин)

— Распределение на малые группы и разбор кейса (7 мин)

— Дискуссия и обсуждение результатов работы с кейсом (8 мин)

— Постановка новой учебной задачи (10 мин)

4. Энергосберегающие технологии (2,5 мин)

5. Практический этап

— Работа в малых группах и отработка навыков (25 мин)

— Обсуждение результатов практической работы (5 мин)

6. Итоговый этап

— Дискуссия в общей группе (5 мин)

— Подведение итогов (2 мин)

8. Итог урока (2.5 мин)

9. Рефлексия (0.5 мин)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Раздает кейсы и проводит инструктаж о порядке работы на уроке.

Сообщает тему, цели и ход урока.

Предлагает познакомиться с критериями оценивания каждого этапа работы на уроке (приложение 1)

отвечает на вопросы учащихся

Получают кейсы, раздаточный материал, задают вопросы о порядке работы, знакомятся с критериями оценивания на уроке

Уточнение знаний по теме

Предлагает ответить на вопросы:

— Какие древесные и искусственно-древесные материалы вы знаете?

— Из какого материала проще сделать подложку?

— Для кого мы будем делать это изделие?

Отвечают (примерные ответы)

— Пиломатериалы, фанера, ДВП

Индивидуальная работа над кейсом

Отвечает на вопросы по кейсу, регламентирует время на чтение – 5 минут

Каждый индивидуально читает текст кейса и выделяет проблему

Распределение на малые группы и разбор кейса

Распределяет на 3 группы, по счету – первый, второй, третий; время на обсуждение – 5 минут, наблюдает за ходом обсуждения,

просит сформулировать проблему в форме вопросов.

Предлагает оценить данный этап работы (каждый участник оценивает соседа по часовой стрелке)

Каждая группа уточняет проблему, обсуждает и формулирует вопросы Возможные варианты вопросов:

— Из чего изготовить?

— Какой формы будет изделие?

— Какие инструменты необходимы?

Выставляют баллы соседу по

Дискуссия и обсуждение результатов работы с кейсом

Предлагает каждой группе зачитать вопросы, уточняет вопросы,

записывает вопросы на доске, обсуждают, как правильно формулировать вопросы

Просит выполнить задания после текста

1. Один участник из каждой группы зачитывает вопросы,

2.Выполняют задания и каждый участник группы отвечает на один вопрос.

Постановка новой учебной задачи

Подводит итоги по работе с кейсом и предлагает выбрать вопросы: Как изготовить данное изделие?

Предлагает прочитать приложение 2

Задает вопрос что такое – эскиз (рисунок), технологическая карта.

Из всех вопросов на доске выбирают более точный

Читают приложение 2, отвечают на вопросы

Работа в малых группах и отработка необходимых навыков

Просит составить свой вариант эскиза изделия каждому участнику группы и технологическую карту изготовления изделия в течении 20 минут

Составляют этапы работы по изготовлению изделия: эскиза, технологической карты (приложение 3), обсуждают в группы работу каждого участника

Обсуждение результатов практической работы

Предлагает сравнить свою технологическую карту с образцом, выделить этапы, которые не учтены

сравнивают свои технологические карты с образцом, записывают недостающие этапы

Дискуссия в общей группе

Предлагает каждой группе выбрать лучшую работу, сравнить с работами других групп и выявить достоинства.

Выясняет, что произойдет, если пропущен какой-то этап

Выбирают в группах лучший вариант, передают другой группе, Читают и выявляют достоинства работ, записывают в тетради, выступают со своим анализом

Делает выводы о работе групп:

— дает оценку работы групп и отдельных участников,

— дает оценку практической работе

По критериям оценивания предлагает индивидуально определить, сколько баллов набрали

Выставляют общий балл за работу

Этапы создания изделий из древесины/фанеры.

Для того чтобы изготовить изделие, необходимо выполнить ряд действий, то есть ряд этапов.

Прежде всего, продумать из какого материала будет состоять изделие, какие инструменты и приспособления нужны и на каком оборудовании, можно его изготовить.

Вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Составляют план работы по изготовлению изделия – технологическую карту.

Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз. Затем строгают, пилят, зачищают, и отделывают её, превращая в готовую деталь.

Изделие может состоять из одной или нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала.

Если изделие состоит из нескольких деталей, от их после изготовления надо подогнать друг другу и соединить между собой.

Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий