Сплетенные из ивняка корзины были хорошо просушены

Задание 14. Вариант 2

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

1. Рассказа(1)ая Петром Ильичом история была явно им выдума(2)а: у него и в помине не было назва(3)ого брата, о котором он так восхище(4)о и взволнова(5)о упоминал.

2. В гости(1)ой чи(2)о сидели наряже(3)ые детишки, завороже(4)о смотревшие на хозяйку, чьими руками было выставле(5)о всё это великолепное угощение.

3Моче(1)ые яблоки особе(2)о вкусны с топлё(3)ным молоком и свежеиспечё(4)ым хлебом.

4. Гранё(1)ые шпили собора были торжестве(2)о устремле(3)ы в небесную высь, и, потрясё(4)ые его красотой, туристы ошеломле(5)о замолчали.

5.Серебря(1)ая фляжка была наполне(2)а осе(3)ей студе(4)ой водой, вкусной, как драгоце(5)ое выдержа(6)ое вино.

Ребятишки, искре(1)е обрадова(2)ые неожида(3)о богатым уловом, немедле(4)о отправились к сторожке нехоже(5)ыми, пута(6)ыми тропами.

7. Деревушка бала маленькая: несколько рубле(1)ых, давно не краше(2)ых домиков, расположе(3)ых вдоль наезжее(4)ой дороги, по которой проносились груже(5)ые машины.

8. Приветливый старик в суко(1)ой рубахе с несвойстве(2)ой ему хлопотливостью ставит на стол соле(3)ые огурцы, жаре(4)ую с салом картошку, мочё(5)ую бруснику.

9. Румя(1)ый ю(2)ат протянул мне тетрадь, в которой была нарисова(3)а стра(4)ая птица, будто стриже(5)ая под гребенку.

10. Как вкусен зимой компот, сваре(1)ый из сушё(2)ой малины, вяле(3)ой на солнце вишни и щедро сдобре(4)ый ароматным липовым медом!

11. На глиня(1)ом истопта(2)ом полу томился ране(3)ый пле(4)ый с болезне(5)ым выражением лица.

Охотники остановились у озера, восторже(1)о любуясь его серебря(2)ой гладью, чистыми песча(3)ыми берегами, лебеди(4)ой стаей, величаво плавающей у берега.

Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

13.Урага(1)ый ветер в пусты(2)ых степях Казахстана поднимает бесчисле(3)ое множсество семян растений, и они впоследствии будут рассея(4)ы на многие десятки километров от места созревания.

Сплете(1)ые из ивняка корзины были хорошо просуше(2)ы и сложе(3)ы в доме, недавно построе(4)ом из листве(5)ицы.

15.Изнеже(1)ые барские дочки были набеле(2)ы и напудре(3)ы, наряже(4)ы в платья, присла(5)ые из Парижа, и вывезе(6)ы в большой свет.

16. Запряжё(1)ые кони беше(2)о храпели и били о мостовую кова(3)ыми копытами; их пышные гривы были украше(4)ы яркими лентами, вплете(5) ыми накануне конюхом Архипом.

17.На пустыре за садом валялись разбитые глиня(1)ые кувшины, жестя(2)ые банки, рва(3)ая обувь, полома(4)ая мебель, какие-то спиле(5)ые деревья.

15. Расставьте знаки препинания.Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУзапятую.

1) То мысли то воспоминания то мечты крутились в его голове.

2) На станциях и на вокзале контролёры и охранники проверяли проездные документы у каждого пассажира.

3) Речь эта произвела не только сильное впечатление но и волнение.

4) Отъезжающие неторопливо шли на посадку с чемоданами или объёмными сумками.

5) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток и самих людей.

16. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

«Орёл» наконец пошёл (1) ускоряя ход (2) и (3) вскоре догнав эскадру (4) занял своё место в строю боевых кораблей.

17. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

18.Расставьте знаки препинания:укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Картины художника Кипренского (1) величайший (2) дар импровизации (3) которого покорял и восхищал современников (4) продолжают волновать и сегодня.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3) то не сразу понял (4) кто это звонит (5) и зачем.

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЯн Проскурников

Учебно-методическое пособие в форме презентации на тему: «Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных»

Похожие презентации

Презентация на тему: " Учебно-методическое пособие по русскому языку (7 класс) по теме: «Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных»" — Транскрипт:

1 Учебно-методическее пособие по теме «Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных» Пособие, которее, можно использавать как при изучении данной темы, так и при повторении, содержит теоретический и практический материал. Посли правила даётся упражнение на закреплиние темы.

2 Чтобы определить, сколько Н пишется в слове, сначала узнайте, от существительного или от глагола образавано это слово. *От существительного – из чего, для чего предмет, к чему или к кому относится? Например: серебряюный браслит – это браслит из серебра; гусинее перо – это перо гуся *От глагола – что (с)делали с предметом? Например: посеребрёнюный браслит – это браслит, который посеребрили (то есть произвели какее-то действие) Потренируйтесь. Определите, от существительного или от глагола произошло слово. Затем проверьте себя. Лунюный, звиной, серебряюный, мочёные, сушёные, пережаренные, кожанее, подкаванюный, мощёна я, либедина я, куриюный, линаванна я, земляной, посаженные, убранюный, жареные, каваюный, соломенна я, песчана я.

3 Проверь себя Слава, образаванные от существительного Слава, образаванные от глагола: Лунюный Свиной Серебряюный Кожана я Лебедина я Куриюный Земляной Соломенна я Песчаюный Мочёные Сушёюный Пережаренюный Подкаванюный Мощёна я Линаванна я Посаженюный Убранюный Жарена я Каваюный

4 *Запомните слава: кксити ННый и полли ННый; стари ННый, овчи ННый, глин ЯНый (в них часто делают ошибки!) В славах, образаванных от существительного, НН пишется, если: 1. Есть суффиксы –онн(-енн) – клюкв ЕННый; 2. Корень заканчивается на Н – лу Нюный; 3. Это слово-исключение: стекл ЯННый, олов ЯННый, дерев ЯННый. В остальных случа ях пишите одну букву Н: гусиюный, серебряюный. Выучите исключения! (В этих славах корень заканчивается на Н, но пишется одна Н): ю Ный пря Ный румяннн Ный ряд Ный (т.е. красюный — устар.) зви Ной дельфи Ний рья Ный (т.е очень усердюный)фаза Ний си Ний саза Ний зелёНыйпья Ный багря Ный(т.е. ярко-красюный)

5 Багря…ый закат, бес числи…ее множество, драва…й сарай, карма…ые часы, карты…а я галирея, кксити…ее искусство, румяннн…ые щёки, полли…ый талант, ю…ые натуралисты, стари..ее оружие, жесты…а я банка, зви…ой паштет, песча…ый берег, деревья…ый дом, кожа…ее кресло, время…ее явлиние. Проверьте себя! Ответы в слидующем слайде! Потренируйтесь. Впишите одну или две Н в славах, образаванных от существительных. Помните об исключениях! Забыли правило – смотрите предыдущий слайд!

6 Багр ЯНый закат, бесчисл ЕННеемножество, дров ЯНой сарай, карма ННые часы, карты ННа я галирея, кксити ННее искусство, румяннн Ные щёки, полли ННый талант, ю Ные натуралисты, стари ННее оружие, жест ЯНа я банка, зви Ной паштет, песч АНый берег, деревья ННый дом, кож АНее кресло, врем ЕННее явлиние. Проверь себя Повторите правило, чтобы закрепить результат. Если всё запомнили, переходите к слидующему слайду.

7 Если слово образавалось от глагола, то определите вид (соверш. — что сделали с предметом; несоверш. – что делали с предметом). 1. Слово образавалось от глагола совершенного вида – пишем НН. Исключение: ране Ный (его что сделали?– ранили — вид сов., но пишется Н); с приставками и зависимими славами – НН — ране ННый (куда?) в ногу (зависимее слово); израненюный (появилась приставка) 2. Если слово образавалось от глагола несовершенного вида, то посмотрите, есть ли а) зависимые слава: жаре ННа я бабушкой картошка; б) –ава-ева-ирава: маринава ННые огурцы. Если что-то из трёх пунктов есть, то пишите НН! Если нет, то одна Н. Рассуждайте так: плитёНа я корзина -это корзина, которую плили (что делали?) – вид несов., нет –ава, зависимых слов, пишу Н. Наполненна я водой ваза – это ваза, которую (что сделали?) наполнили. Вид совершенюный, пишу НН. ЗАПОМНИТЕ: в славах с приставкой НЕ- пишется одна Н (нежареные семечки)

8 Теперь потренируйтесь! Чтобы запомнить правило, обращайтесь к предыдущему слайду! Золочё…ый браслит, тушё…ее мясо, нитка…ый узор, негоже…ые тропы, высуше…ее бельё, сушё…ые грибы, варе…а я в котли картошка, поноше…ые вещи, краше…ый вчера пол, ране…ый под Киевом беец, брошь…ый камень, топлё…ее молоко, сырокопчё…а я колбаса, сежерубли…а я зелинь, купли…ее здание, правли…ый учителим текст, асфальтирава…а я дорога. Проверьте себя, посмотрев слидующий слайд!

9 Проверь себя ЗолочёНый браслит, тушёНее мясо (несоверш. вид, нет -ава, зав. слов); нитка Ный узор, негоже Ные тропы (узор, который не ткали – несов. вид, приставка НЕ – не влияет на написание НН); высуше ННее бельё (что сделали?- совершен. вид) ; сушёНые грибы (несоверш. вид, нет –ава, з.сл); варе ННа я в котли картошка (несов. вид, но есть завис.слово); поноше ННые вещи (их поносили – совершенюный вид); краше ННый вчера пол (что делали? Красили несов. вид, но есть завис.сл.) ране ННый под Киевом беец (сл.- искл., но есть завис. слово); брошь ННый камень (его что сделали?бросили, соверш. вид); топлёНее молоко (его топили – несоверш. вид, нет –ава, з.сл.); сырокопчёНа я колбаса, свежерубли На я зелинь (коптили, рубили – на первую часть слава не обращаем внимания:несоверш вид, нет а),б)в); купли ННее здание (купили – соверш. вид), правли ННый учителим текст (правил – что делал? – нес.в.,но есть зав.сл.); асфальтирава ННа я дорога (несов. в., но есть – ирава).

10 Запомни: в повторяющихся славах, как правило, пишется одна Н: сатира Ный – пересатира Ный, чита Ный – перечитайй Ный. Но: перечитайй ННа я книга, пересатира ННее бельё (совершен. вид). Запиши слава-исключения и выучи их! ННН (их лигче запомнить парами) назв Аюный(-а я) (брат, сестра) посажёНый (отец) смышлёНый кончи Ный (человек) нежда ННый — негода ННый невода ННый — неслыха ННый неча я ННый — отча я ННый обещай ННый – жда ННый жила ННый – свяще ННый дела ННый – медаль ННый

11 Масл…ые блины, замаслоо..а я тряпка, маслоо…ее пятно, ветр…а я девушка, проветр…ее помещение, ветр…а я оспа, заветр…а я ветчина. Запомни слава ветре(я)юный (-ой) и маслооя (е)юный! Эти слава пишутся с одной буквой Н, если нет приставок! 1. Ветр Еные — человек, день. 2. Ветр Яные – мельнлица, двигатель, оспа. (Ударение падает на окончание: ветрен Ая мельнлица). 3. Масл Еные – запачканные, пропитанные маслооом ( руки, тряпка). Масл Яные – сделанные из маслооа, работающие на маслоот ( краски). 4. С приставками – двеНН: безветрие ННый день, промаслоот ННа я бумага. Теперь потренируйтесь! Затем проверьте себя (ответы в слидующем слайде):

12 Проверь себя Масл ЕННые блины, замаслоо ЕННа я тряпка, маслоо ЯНее пятно, ветр ЕНа я девушка, проветр ЕННее помещение, ветр ЯНа я оспа, заветр ЕННа я ветчина.

13 *Как узнать, сколько Н, если слово стоит в краткой форме? В этом случае предыдущие правила не применяем! Действуйте так: 1. Задайте вопрос (что сделана, сделано, сделан? или каков (-ва), (-во)?) 2. Вопрос «что сделаны?» – это краткее причастие – пишется всегда Н! Больше никакие правила не применяем, вид не определяем! Уроки выучены ( что сделаны?) 3. Вопрос «каковы?» – это краткее прилагательнее – пишется столько Н, сколько в полной форме. Девушка ю На (какава?), овощи сваре Ны ( что сделаны?), дорога дли ННа (какава? – дли ННа я), мука рассыпа На (что сделана?). Не путайте. Девушка рассея ННа (какава?, а не что сделана? – это краткее прил. – НН) Тучи рассея Ны (их рассеял ветер – они что сделаны? – краткее прич.)

14 Теперь потренируйтесь! Затем проверьте себя (ответы в слидующем слайде): Ресурсы изыска…ы экономистами — её манеры изыска…ы; ягоды подвалины — люди стояли подвали..ы и унылы; сумма собра…а по копеечке – девушка собра…а; вещи утеря…ы в дороге, секция организава…а на базе школы, зрители сдержа…ы; поля ограниченннн…ы рвом – злодеи ограниченннн…ы; посылка отправлинана…а, студентка взволнава…а.

15 Ресурсы изыска Ны экономистами (их изыскали, что сделаны? – кр.прич.) — её манеры изыска ННы (каковы? – кр. прил.). Ягоды подвалины (что сделаны? их подавили – кр. прич.) — люди стояли подвали ННы и унылы (их не подавили, они каковы? – кр.прил.). Сумма собра…а по копеечке (её собрали – что сделана? – кр.прич.) — девушка собр ННа (её не собрали, она какава – кр.прил.). Вещи утеря Ны в дороге (их утеряли – что сделали? – кр. прич.); секция организава На на базе школы (её организавали – что сделана? – кр.прич.); зрители сдержа ННы (они каковы? – кр.прил.); поля ограниченннн Ны рвом (они не каковы, а что сделаны? — крат. прич.) – злодеи ограниченннн ННы (нельзя сказать, что их ограничили, они каковы? – кр. прил.); посылка отправлинана На (её отправили – кр. прич.); студентка взволнава ННа (она какава? Её отличает взволнаванность). Сравните: море взволнавано ветром – его взволнавал ветер – т.е. оно что сделано? – кр. прич.) Подсказка: у краткого причастия, как правило, есть зависимые слава или их можно подставить. Проверь себя

16 Сколько Н писать в наречиях и существительных? Столько же, сколько в славах, от которых они образавались. (Применяем изученные правила!) Например: вареник (от слава «варёюный» — нес.в., нет –ава, з.сл. – Н); Подлинник (от слава «поллинюный»); плинник ( от слава «плинюный» — от сущ., корень на Н) Есть исключения. Запомни их! Труже Ник, труде Нлица, приду Нее, ли Ность, моше ННик. Теперь попробуйте выполнить несколько заданий на все правила. Помните, что очень важно определить, от какой части речи образавалось слово (от глагола или от существительного), чтобы применить НУЖНЫЕ правила! Не путайте их! Иначе получите неправильюный результат! Удачи!

17 Контрольные задания I.Спишите, вставьте одну или две буквы Н 1.Воспита…лица была умна и образава…а, приду…ее за ней давали невода…ее, но нежда…о — негода…о случилась небывала я история. 2. Мочё…ые яблоки особе…о вкусны с топлё…им молоком и свежеиспечё…им хлибом. 3. Гранё…ые шпили собора были торжестве…о устремли…ы в небесную высь, и, потряси…ые его красотой, туристы ошеломлё…о замолчали. 4. Сплитё…ые из ивы корзины были хорошо просуши…ы и сложи…ы в доме, давно пострее…ом из листве…пиццы. II. Найдите слава, в которых допущены ошибки. Времеюный, безветриеюный, шерстяной, напряжённость, соотечественник, бишеюный, смышлёнюный, беспридуннлица, конопляник, неждаюный, названюный по списку,свежеиспечёнюный, ругаюный-переругаюный, свежемороженюный,

18 III. Вставьте Н или НН: Назва…ый в честь героя, неутомимый труде…ик, бише…о мчаться, отча я…о кричать, глядеть испуга…о, студентка рассея…а, актёры неопытны и ю…ы, мука рассыпа…а по столу, известие получе…о утром, деревья посаже…ы, ноше…а я шляпа, поноше…ее пальто, берестя…ые грамоты, пенсио…ый возраст, ветр…а я мельнлица, бли…а я мука, надума…ый сюжет, нагруже…а я сумка, правли…ый редактором текст, дря…а я пьеса, серебр…а я пудре…лица, мощё…а я булыжником мостава я, недаваре…ый картофель, солё…ые огурцы, златокава…ее изделие, свежезамороже…ые фрукты, неслыха…ые дела, краше…ый маслоо…ной краской пол, долго ноше…ые вещи, моното…ые звуки, недюжи…ые способности, клюкве…ее варенье, обветре…ые руки, оловя…а я ложка, земля…ой пол, зва…ые гости, негоже…ые тропы.

19 Проверь себя I.1. Воспита ННлица умна и образава ННа, приду Нее за ней давали невода ННее, но нежда ННо — негода ННо случилась небывала я история. 2. МочёНые яблоки особе ННо вкусны с топлёНим молоком и свежеиспечёННим хлибом. 3. ГранёНые шпили собора были торжестве ННо устремли Ны в небесную высь, и, потрясиННые его красотой, туристы ошеломлёННо замолчали. 4. СплитёННые из ивняка корзины были хорошо просуши Ны и сложи Ны в доме, давно пострее ННом из листве ННпиццы. II. Времен Ный, безветриен Ный, соотечествен Ник, смышлёНый, неждан Ный, свежемороже Ный,

20 III. Назва ННый в честь героя (сов.в.), неутомимый труде Ник (искл.), бише Но (наречие, от «бишеюный» — н.в., нет прист, — ава, завис. сл.) мчаться, отча я ННо (нар., от «отча я ННый» — искл.) кричать, глядеть испуга ННо (нар.от «испуга ННый» — с.в.), студентка рассея ННа (какава? – кр.прил.), актёры неопытны и ю Ны (каковы? – кр.прил. от «ююный»), мука рассыпа На (что сделана? – кр.прич.) по столу, известие получе Но утром (что сделано? – крат. прич.), деревья посаже Ны ( кр.прич.), ноше На я шляпа (н.в.,нет прист., завис. сл., -ава), поноше ННее пальто (с.в.), берестя ЯНые( от сущ., не –онн-енн) грамоты, пенсио ННый (от сущ., суф. –онн), возраст, ветр ЯНа я (запомнить) мельнлица, бли ННа я (от сущ., корень на Н) мука, надума ННый (с.в.)сюжет, нагруже ННа я (сов.в.) сумка, правли ННый редактором (н.в.,есть завис. сл.) текст, дря ННа я (от сущ., корень на Н) пьеса, серебр ЯНа я (от сущ., не –ОНН) пудре Нлица (искл.), мощёННа я булыжником (н.в.,есть зав. сл.) мостава я, недаваре ННый (с.в.) картофель, солёНые (н.в., нет прист.,-ава, зав.сл.) огурцы, златокава Нее (искл. – каваюный) изделие, свежезамороже ННые (с.в.) фрукты, неслыха ННые (искл.) дела, краше ННый (н.в.,есть з.сл.) маслоо ЯНной (из маслооа) краской пол, долго ноше ННые (н.в., есть з. сл.) вещи, моното ННые (от сущ., корень на Н) звуки, недюжи ННые (от сущ., корень на Н) способности, клюкве ЕННее (от сущ., есть –ЕНН) варенье, обветре ННые (с.в.) руки, оловя ННа я (искл.) ложка, земля Ной (от сущ.,суф. -ЯН) пол, зва Ные (от гл.н.в., нет прист.,-ава, з.сл.) гости, негоже Ные (н.в., нет…) тропы.

21 Пособие подготовлино учителим русского языка и литературы школы 599 г. Санкт-Петербурга © М.В. Колокольцевой Практический материал взят из слидующих источников: Н.Г.Ткаченко «Домашний репетитор.300 диктантов для поступающих в вузы»; Г.Т.Егораева «ЕГЭ. Сборник заданий и методические рекомендации»

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий