Способы размножения растений конспект занятия

Урок разработан на основе программы ФГОС для обучающихся 6 класссов. Целью урока является создание условий для развития представлений о различных способах размножения растений, роли размножения как важного процесса, происходящего в природе. Образовательный ресурсы, использованные при разработке урока автора В. В. Пасечника . Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 кл.: учеб.дляобщеобразоват. учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.- 207.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx 44.09 КБ
sposoby_razmnozheniya_rasteniy.part1_.rar 2.5 МБ
sposoby_razmnozheniya_rasteniy.part2_.rar 2.5 МБ
sposoby_razmnozheniya_rasteniy.part3_.rar 2.5 МБ
sposoby_razmnozheniya_rasteniy.part4_.rar 2.5 МБ
sposoby_razmnozheniya_rasteniy.part5_.rar 1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Шарова Василина Александровна

МБОУ СОШ № 2 г. Советский, ХМАО- Югра

Способы размножения растений

В. В. Пасечник . Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 кл.: учеб.дляобщеобразоват. учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.- 207.

Образовательные интернет — ресурсы

Цель учебного занятия

Создание условий для развития представлений о различных способах размножения растений, роли размножения как важного процесса, происходящего в природе.

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Форма проведения учебного занятия

Термины и понятия

Гамета, зигота, оплодотворение, бесполое размножение, половое размножение, вегетативное размножение, спора, спорообразование, сперматозоид, яйцеклетка.

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, интернет — ресурсы.

Наглядно – демонстрационный материал

Схема«Способы размножения растений»

Методы и формы обучения

— словесные (беседа, диалог);

— наглядные (работасрисунками, схемами, картинками на проекторе);

— практические (составлениесхем, поискинформации);

— дедуктивные (анализ, применениезнаний, обобщение)

достигаются в течении всего занятия

достигаются в течении всего занятия

–формирование ответственного отношения к обучению, интеллектуальных умений;

— формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям;

— представление об основных моральных нормах поведения на уроке;

— формирование этических чувств на основании анализа простых ситуаций;

— понимание заданных критериев успешности учебной деятельности

— умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий.

— определение значения процесса размножения как жизненно необходимого в жизни любого организма;

— выявление существенных признаков отличия полового размножения от бесполого ;

— формирование представлений о значении процесса размножения в природев природе;

— выделение существенных признаков размножения различных групп живых организмов;

— выявление значимости процессов размножения групп растений.

— формировать умения находить отличия, составлять схемы — опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

— находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;

— понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

— на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию;

— устанавливать причинно-следственные связи

— предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

— осуществлять синтез, как составленное целого из частей;

–формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

— продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение.

— формировать умения выражать свои мысли и идеи;

— иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой);

— иметь представления о правилах общения в классе;

— иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п);

–формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

— продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

— продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

— принимать учебную задачу.соответствующую этапу обучения;

— понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале;

— оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения(универсальные учебные действия)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

(Учитель организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности)

Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции. Готовы к уроку? Проверьте все необходимое для урока на ваших партах.

– Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения.

( Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока )

Отвечают на приветствие учителя,

размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности.

Умеют самостоятельно подготовить рабочее место для занятий.

Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного материала, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа, работа с учебником.

(Учитель создает условия для возникновения у учеников внутренней потребностивключения в учебную деятельность.Устанавливает тематические рамки)

Начнем урок. Девизом нашего урока сегодня будут такие слова: « Мыслим объективно, работаем оперативно!»

Ребята! На предыдущих уроках вы изучили важные процессы, происходящие в растениях. Перечислите мне эти процессы? (фотосинтез, дыхание, передвижение води и питательных веществ, испарение воды листьями).

Внимание на слайд . Вам необходимо назвать процессы, описанные на картинках. И найти лишнюю картинку. (слайд 3)

(Самопроверка полученных ранее знаний)

Перед вами различные утверждения. Вам необходимо проверить свои знания вот таким способом. У вас на столах карточки: зеленые, красные, желтые. Если вы согласны с утверждением, поднимаете «зеленую карточку», если не согласны «красную», если затрудняетесь ответить «желтую». (принцип «Светофора»)

(Учитель формулирует проблему для постановки цели урока)

Если у растений происходят все изучаемые ранее процессы, значит, растение проходит все стадии жизнедеятельности. Какой важный процесс необходим растениям для распространения и расселения на земле?

Что для этого необходимо?

Какова цель нашего урока?

Внимание на слайд

Какой процесс необходим для расселения этих живых организмов?

Определяют тему урока используя проблемно-поисковый метод;

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями, проверяют полученные ранее знания с помощью самопроверки.

Познавательные: анализируют и дифференцируют полученные ранее знания, занимаются поиском необходимой информации , структурируют знания; анализируют текст и рисунки учебника.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности; осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполняют задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания. исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников, принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают учителя, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, формулируют собственные высказывания в рамках учебного диалога.

3.Выявление места и причины затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

(Учитель предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления понятия процесса размножения. Его значения. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения)

В процессе роста и развития растения накапливают различные питательные вещества, достигнув определенного возраста, приступают к размножению. Что такое размножение?

  • Размножение – это одно из главных признаков живого организма, приводящее к увеличению числа новых организмов, подобных родительскому.

Почемупроцесс размножения необходим в природе? Что произойдет, если организмы не будут размножаться?

(Постановка проблемного вопроса)

Давайте определим, какие существуют способы размножения растений? (схема)

  • Половое (образование новых признаков и свойств организма)
  • Бесполое – Спорообразование и Вегетативное (происходит без участия половых клеток)

Определяют понятие размножения как жизненно важного процесса для всех организмов в целом. Осуществляют сравнительную характеристику способов размножения , занимаются поиском причин различийосознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Делают вывод.

Работают с текстом учебника, изучают различные способы размножения растений, отвечают на проблемный вопрос. Работают с наглядными материалами, занимаются проблемно-исследовательским методом. Самостоятельно пишут определения в тетрадь.

Познавательные: Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы, производят

информационный поиск; анализируют информацию с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнивают, устанавливают причинно — следственные связи, обобщают;

выполняют знаково — символические действия (кодирование/ декодирование);

занимаются построением речевого высказывания.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Корректируют свои знания.

Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам.

(Учитель предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процесса размножения.Осуществляет коррекцию, организует обсуждение)

Сейчас, вам необходимо, пользуясь учебником п.21, стр.118, дать определения понятиям, которые являются неотъемлемой частью процесса размножения?

( Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процесса размножения и функций специализированных клеток.Осуществляет коррекцию, организует обсуждение)

— Внимание на слайд! (слайд 9)

Перед вами картинка споры, как специализированной клетки. Для каких растений характерен процесс спорообразования? Какое растение на рисунке?

Спора — специализированная клетка. (спорами размножаются плауны, хвощи, папоротники)

Что такое гамета? Для какого процесса характерны гаметы?

Гамета -половая клетка ( характерна для полового процесса)

При половом процессе нужны специализированные клетки. Как они называются и какую функцию выполняют, мы познакомимся после динамической паузы.

Работа с учебником, работа с интерактивной доской, обсуждают задания Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;

уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы.

Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, устанавливают причинно – следственные связи;

Выполняют знаково – символические действия (кодирование/ декодирование);

Личностные: осознают свои возможности в учении; способныадекватнорассуждатьопричинахсвоегоуспехаилинеуспехавучении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: корректируют свои знания.

Сейчас у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Выполнят упражнения на расслабление мышц глаз, спины, кисти рук.

Регулятивные: Учатся переключаться на другой вид

6.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта (4-5 мин)

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам.

(Учитель организует работу групп для ответа на проблемный вопрос. Обсуждает с учащимися критерии оценивания выступления групп. Во время выступления группа демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры)

Итак, для того, чтобы мы определили значение и функции половых клеток и что происходит после их слияния, предлагаю работу в группах (по 2 человека)

Пользуясь учебником с.118, определите и запишите себе определения яйцеклетки, сперматозоида, зиготы? Найдите на слайде картинки изучаемых клеток . (слайд 9)

Яйцеклетка — женская половая клетка

Сперматозоид — мужская половая клетка

З игота –слияние мужской и женской половых клеток.

Какой вы можете сделать вывод?

Проверьте выполнение у своего соседа.

Сформулируйте вывод о значении размножения в природе?

Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку.

Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.

Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку по выработанным критериям.

Делают вывод о строении специализированных клеток и их значении.

Выполняют задание в парах и затем обсуждают. Отвечают на вопросы, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Корректируют свои знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; построение речевого высказывания. Участвуют в совместной деятельности. Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

6.Закрепление (4-5 мин)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка изученного материала

(Подводит итог по решению основной задачи урока.Отмечает наиболее правильные и удачные решения у учащихся, предложивших наиболее верные ответы)

Проверим свои знания.Выполните творческое задание?

1. Придумайте научно-популярный рассказ, в котором размножение играло бы важную роль.

Помогут ли нам в экономии денег семейного бюджета знания этой темы? Интересно?! Для этого давайте порассуждаем.

Скажите, сколько, стоит 1 кг зеленого лука? Обычно продают, его граммами 100 гр. по 20 руб. Вроде и недорого. В день семья из 3 человек съедает по 100 гр. Сколько денег уйдет на лук за 1 месяц и 9 месяцев? 30•20= 600 руб. в месяц, а за 9 месяцев 600•9= 5400 руб. Получается достаточно большая сумма.

А ведь он так полезен нашему организму “Лук – от всех недуг”.

Явная экономия для семьи.

Повторяют правильность выполнения работы. Заполняют таблицу.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Моделируют и формулируют

Коммуникативные: осуществляют взаимооценку.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

— Сегодня мы познакомились со способами размножения у растений.

Давайте вернемся к началу урока.

— Что нового вы узнали? Где вы можете применить полученные знания? (в каких областях своей жизни?)

— Какие трудности у вас появились в процессе работы?

— Как вы их преодолевали?

— Понравилось ли вам на уроке? Какое сейчас настроение?

— Дайте оценку вашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

(Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке, используя технологию «Рефлексивная мишень». Обучающиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора «Моё настроение», «Моя деятельность», «Работа в группе», «Деятельность учителя», в которых отмечены параметры оценки.

Мишень комментируется учителем.)

— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу отдельных обучающихся. Дает комментарии к домашнему заданию

Д/з: П. 21, прочитать. Выберите любое растение, опишите все возможные способы его размножения. Сделайте отчёт в виде рисунков.

Вы сегодня молодцы поработали все от души!

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Личностные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность; понимают в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки

Наталья Николаевна Зюкова
Конспект урока «Способы размножения растений»

Тема урока: способы размножения растений

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создание условий для формирования учащихся о разных способах размножения растений.

Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные: определение общей цели и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий.

Познавательные: извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала.

Коммуникативные: использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Окружающий нас мир

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать!

— Определим наши действия на уроке. К каждой букве слова «урок» подберём слова — название действия, которые будем выполнять на уроке.

У- учиться позвать окружающий мир

Р- рассуждать, рассказывать

О- открывать для себя новое, обсуждать

К- коллективно работать

-Зачем мы с вами будем выполнять эти действия? (Эти действия будем выполнять для того, чтобы познакомиться с новым учебным материалом)

2. Проверка домашнего задания

— На уроке будем работать по маршрутному листу, и оценивать работу сигнальными карточками: карточка зелёного цвета – работа выполнена без ошибок, карточка жёлтого цвета – работа выполнена с 1-2 ошибками, карточка красного цвета – 3-4 ошибки.

— Выполните задание №1 в маршрутном листе: тестовую работу по теме «Растение – живой организм». К каждому вопросу – заданию выберите правильный ответ или ответы и подчеркните.

1. Растение – живой организм, потому что…

А) оно служит пищей для животных

Б) у него есть органы, которые осуществляют питание, дыхание, размножение

В) оно выделяет кислород

2. Корень, стебель, лист, цветок, плод, семя – это…

А) части водорослей

Б) органы цветкового растения

В) части хвойных растений

3. Листья необходимы растению.

А) только для испарения влаги

Б) для создания органических веществ

В) для создания минеральных солей

4. Почка – это будущий …

5. Какие части цветка являются органами размножения?

А) пестик и тычинки

Б) чашелистик и цветоножка

В) цветоножка и пестик

6. Стебли необходимы растению …

А) для добывания питательных веществ

Б) для добывания воды

В) для транспортировки воды и питательных веществ

— Проверьте правильность выполнения работы: сравните выбранный вами ответ и правильный ответ на доске. Поставьте знак + или – рядом с номером данного задания.

— Оцените свою работу.

— Тестовая работа по теме «Растение – живой организм» выполнена хорошо.

3. Формулирование темы и цели урока

— Наш класс получил задание от директора школы озеленить классные комнаты начальной школы, но у нас всего 3 цветка – герань, фиалка, хлорофитум. Подумайте и предложите варианты выполнения данного задания. (Дети предлагают способы решения проблемы, среди которых размножение данных растений.)

— Какой из вариантов подходит больше всего? Почему?

— Назовите тему сегодняшнего урока. (Размножение растений)

— На нашей планете растёт примерно 500 тысяч различных видов растений. У разных растений свои способы размножения, поэтому тема сегодняшнего урока – способы размножения растений.

— Определите цель сегодняшнего урока. (Познакомиться с разными способами размножений растений)

— С каким способом размножения уже знакомы? (Размножение семенами)

— Зачем на уроках окружающего мира мы изучаем тему «Способы размножения растений»? (Не всегда растение можно размножить семенами, поэтому необходимо знать и другие способы размножения растений)

4. Ознакомление с новым материалом

— Назовите лексическое значение слова размножение? (Чтение учащимся значения слова «размножение» по словарю С. И. Ожегова)

— Знакомиться с разными способами размножения растений будем по группам. Вспомним правила работы в группе.

— Каждая группа получает растение и набор карточек с названием способа размножения данного растения, этапами работы по размножению данного растения. Необходимо восстановить последовательность выполнения работы и подготовить сообщение о размножении данного растения.

— Наметим план выполнения работы.

— Оценивать работу будем по критерию: последовательность выполнения работы по размножению растения данным способом составлена правильно.

5. Практическая работа в группах

Карточка № 1 цветок фиалка: размножение листовыми черенками

Черенок – это отрезанная часть растения (лист, корень, стебель, который при хорошем уходе способен создать целое растение.

Полить почву в кашпо.

Сделать в почве углубление палочкой.

Взять целый лист с черенком.

Черенок поместить во влажную почву так, чтобы нижняя поверхность листа была обращена к стенке кашпо, основание пластинки не должно касаться почвы.

Накрыть черенок стеклянным стаканом.

Поставить кашпо в светлое, теплое место.

Через 2-3 дня после посадки надо ежедневно приподнимать стакан, чтобы попадал кислород. Через 8-10 дней черенки укоренятся, тогда стакан можно убрать. Поливать тонкой струйкой по краям кашпо, чтобы не размыть почву вокруг черенков.

Карточка №2 цветок герань: размножение стеблевыми черенками.

Черенок – это отрезанная часть растения (лист, корень, стебель, который при хорошем уходе способен создать целое растение.

Отрезать веточку наискось под четвертым листом длиной от 7 до 15 см.

Отрезать нижний лист.

Поставить черенок в воду до появления корней.

Сделать углубление в почве палочкой.

Черенок вставить в углубление.

Закрепить черенок в почве, присыпав землей. Полить.

Можно накрыть стеклянным стаканом и поставить в светлое место. Через 2-3 дня после посадки надо ежедневно приподнимать стакан, чтобы попадал кислород. Через 8-10 дней черенки укоренятся, тогда стакан можно убрать. Поливать тонкой струйкой по краям кашпо, чтобы не размыть почву вокруг черенков.

Карточка №3. Цветок хлорофитум: размножение усами

Полить почву в кашпо, где будет находиться новое растение.

Не отрезая от куста ус, закрепить его в другом кашпо, присыпая землей.

После укоренения молодое растение необходимо отделить от материнского.

— Проверим правильность выполнения работы.

— Оцените выполнение работы каждой группы.

— С какими способами размножения растений вы познакомились?

— Помогут ли данные способы размножения растений выполнить задачу, поставленную директором школы? Если – да. Поднимите сигнальную карточку зелёного цвета, если – нет, поднимите сигнальную карточку красного цвета.

— Выполните задание №2 в маршрутном листе: соедините название растения из первой колонки и способ размножения этого растения во второй колонке.

Листовым черенком Смородина

Стеблевой черенок Лук

— Назовите, как вы соединили название растения и способ его размножения.

— Проверьте правильность выполнения работы на доске.

— Оцените свою работу.

— Смородину можно размножить и другим способом: побег (ветку) смородины прижать к земле, прикопать и поливать, он даст дополнительные корни и побеги из боковых почек. Данный способ размножения получил название – размножение отводками. Объясните название данного способа размножения растений.

— Отводками можно размножить розу, крыжовник.

— Заполняя таблицу, с каким новым способом размножения растений познакомились?

— На луковице растения образуются мелкие луковички, или детки. Луковицу выкапывают, отделяют деток и доращивают в течение нескольких лет, пока они не достигнут нужных для цветения размеров. Луковицами можно размножать чеснок, цветы – лилии, тюльпаны.

— Откройте учебник на стр. 102, прочитайте текст и найдите название других способов размножения растений, которые мы не называли и не объясняли сегодня на уроке. (Корневая поросль, корневищами)

— Как можно объяснить способ размножения – корневой порослью? (Некоторые корни малины растут горизонтально, недалеко от поверхности почвы. На них образуются почки, из которых вырастают молодые растения. Облепиха тоже размножается корневой порослью.)

— Что общего во всех этих способах развития растений? (Растения развиваются частями растений)

— Где можно найти необходимую информацию по размножению растения? (В интернете, в справочниках цветоводов и садоводов)

— Проведём физминутку – повторяем движения за мной, внимательно слушаем текст и думаем, как размножается растение из песни.

— Как происходит размножение одуванчика? (У одуванчика есть семена — парашютики, от лёгкого дуновения ветерка они разлетаются, оседают на землю. Распространяются с помощью ветра)

Растения не могут передвигаться, они отправляют в путешествие свои семена, снабжая их разными приспособлениями. Ветер является их распространителем. Откройте учебник на странице 101, прочитайте текст в парах по предложению и выполните задание № 3 в маршрутных листах: во второй колонке запишите название приспособления у семян для названия растения из первой колонки

— Прочитайте, как вы заполнили таблицу

— Проверим правильность выполнения работы на доске.

— Оцените свою работу.

— Легкие семена одуванчика благодаря своим парашютикам долго парят в воздухе и могут пролететь до 10 км, а семена ясеня – на 20 км. Семена клена улетают почти на 20 км — таким образом, он размножается и расселяется.

Одно растение подорожника осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по обочинам дорог — везде, где ступает нога человека. Семена подорожника даже переправились даже из Европы через океан в Америку – на сапогах первых поселенцев.

— Есть семена растений, которые распространяются самостоятельно. Их семена называют «артиллеристами» — с громким щелчком раскрываются и разбрасывают свои семена.

— Рассмотрите иллюстрации (фото — белка с шишкой в лапках, сойка с ягодами в клюве) и назовите другой способ размножения растений. (Растениям помогают размножаться животные)

— Каким образом размножаются семена?

— В начале урока мы поставили перед собой цель: познакомиться со способами размножения растений. Кто из вас считает, что запомнил все способы размножения растений, поднимите зелёный кружок, не все способы размножения запомнил – жёлтый, не запомнил ничего – красный.

На уроке мне понравилось

Было интересно узнать

Мне было трудно выполнить

Дом. задание: вырастить цветок одним из изученных способов, предоставить отчёт о проделанной работе (фотоотчёт, текст – описание выполненной работы, выполнение рисунков с демонстрацией этапов работы)

Конспект занятия «В гостях у лекарственных растений» Модель совместной деятельности: обучающая Форма проведения: учебно-игровая Цель: закрепить представления о лекарственных травах Сибири.

Конспект НОД «Знатоки растений» с использованием элементов ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста. МКУ «ЦИМОМОУ Лямбирского муниципального района РМ» Конспект НОД по теме «Знатоки растений» с использованием элементов ТРИЗ с детьми.

Конспект ООД по экологии в средней группе «Мир комнатных растений» Тема: «Мир комнатных растений». Цель: Формировать знания о комнатных растениях. Задачи: расширять представление детей о комнатных растениях,.

Конспект урока по биологии в 6 классе «Вегетативное размножение растений» Конспект урока биологии в 6 классе Тема: «Вегетативное размножение растений». Цель: создать условия для развития представлений о разных.

Конспект занятия «Вода в жизни растений, животных и людей» Цель: Обобщить знания детей о воде в жизни растений, животных и человека. Задачи: Образовательные: Уточнить представления о том, что вода.

Конспект ООД по экологии в средней группе «Мир комнатных растений» Конспект ООД по экологии в средней группе «Мир комнатных растений». Подготовила: воспитатель Зайнашева М. Р. Цель: Обобщить знания детей.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Мир растений» Название работы: Познавательное развитие в средней группе Тема: «Мир растений» Автор: воспитатель Шишегова Наталья Ивановна. Место.

План-конспект к видео-тренингу для педагогов «Конфликты и способы их разрешения» Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Пчелка» План-конспект психологического видео-тренинга.

Конспект занятия для детей с УО «Разнообразие растений» Разнообразие растений. Растения на Земле встречаются повсюду. «Растения – зеленая одежда земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд.

Конспект урока для учащихся с УО «Разнообразие растений» Разнообразие растений. Растения на Земле встречаются повсюду. «Растения – зеленая одежда земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

ГБС(К)ОУ школа – интернат №3 г. Тольятти

«СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»

Учитель Е.А. Евглевская

Тема. Размножение комнатных растений.

Познакомить с основными способами размножения комнатных растений и научить применять полученные знания на практике

формировать значение понятий: черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски;

рассмотреть особенности размножения комнатных растений;

развивать общеучебные и коммуникативные умения и навыки (сравнение, анализ, обобщение);

воспитывать уважение к мнению окружающих людей;

корригировать память, внимание.

Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации с примерами растений, различные комнатные растения, горшочки с землёй, сосуд с водой, ножницы, магниты, учебники, тетради, побеги комнатных растений.

Организационный момент. Приветствие

Сообщение темы и целей урока.

Учащиеся должны с помощью картинок разгадать слово

Роза, астра, зебрина, мак, настурция, орхидея, женьшень, ежевика, ноготки, ирис, ель

Итак, тема нашего урока «Размножение комнатных растений». На уроке мы свами познакомимся с основными способами размножения и попробуем их выполнить практически.

Повторение изученного материала:

В чем заключается омолаживание комнатных растений?

Какие основные способы омолаживания вам знакомы?

Какой из этих способов самый быстрый?

Какой из этих способов самый медленный?

Вот видите, вы уже практически все знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют размножение комнатных растений. В условиях комнаты можно не только держать приобретенные растения, но и вырастить их самостоятельно из семян или размножить черенками, клубнями, путем деления куста и т. д. Это очень увлекательное, интересное занятие.

Комнатные растения точно растут в каждом классе и у многих дома. Для комнатных растений существуют 2 основных способа размножения: размножение семенами и вегетативное размножение.

Ученица дома нашла определение что такое вегетативное размножение?

Для размножения можно использовать практически любую часть растения: листья, стебли, отводки; можно размножить делением куста. Способ размножения состоит в том, что новые растения образуются из частей старых. Для получения посадочного материала выбирать надо здоровый, хорошо растущий экземпляр.

Размножение имеет общие принципы:

Работать всегда только с чистыми инструментами.

Нельзя касаться места среза.

Поверхность среза должна быть ровной. Иначе может начаться гниение.

В тетрадях начертите таблицу из трех колонок: способ размножения, примеры растений, рисунок.

Для знакомства со способами размножения растений вашему вниманию предлагается просмотр слайдов.

Знание способов размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве.

Один из самых распространенных способов размножения комнатных растений – черенкование. Чаще всего используют стеблевые или листовые черенки в зависимости от вида растения. При размножении стеблевыми черенками можно использовать верхушечный черенок. Тогда будет расти верхушечная почка. Но если черенок без верхушки. То он должен содержать хотя бы один узел (из междоузлия не вырастет новый побег). Черенок должен быть здоровым. Без посторонних пятен. Повреждений. Черенки одних растений можно просто поставить в воду и подождать, когда появятся корни, а потом пересадить в землю. К таким растениям фикусы, традесканция. (слайд 10).

Стеблевыми черенками размножают также алоэ (столетник) , монстера, толстянка . Так размножается и комнатная лиана хойя . При этом на каждом заготовленном черенке должно быть не менее двух пар листьев. Укореняется в воде и в смеси песка и торфа.

Другой разновидностью черенков являются листовые . Листовыми черенками легко размножается популярное комнатное растение сентполия (узумбарская фиалка). Весной или летом срезают лист с черешком длиной 2-3 см и помещают в воду или сразу в почву ( при этом заглубляют на одну треть листовой пластинки). Через некоторое время вырастают миниатюрные розетки с листочками.

Листовыми черенками можно размножать бегонии, глоксинии, а также сансевьерию (щучий хвост). Лист сансевьеры разрезают поперек на несколько частей (длиной 5-7 см.) и сажают с наклоном в слегка влажный речной песок ил почвенную смесь.

Корневищем называется подземный стебель растения. На корневище образуются почки, из которых развиваются новые растения. Когда растение с корневищем разрастается, его легко размножить. Таким способом размножаются пеперомии, спатифилумы.

Некоторые растения образуют отпрыски, отходящие от основного стебля либо усики. Отпрысками называют вполне сформировавшиеся растения, которые образуются из почек закладывающихся на корнях растения или кончиках усиков.

Таким образом, знание особенностей размножения растений позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку.

Сейчас проверим, как вы усвоили знания.

Определение вида размножения по картинкам.

С какими видами размножения комнатных растений мы познакомились?

Какой вид размножения самый распространённый?

Практическая работа « Размножение растений ( по выбору)»( 2 урок)

Повторение техники безопасности.

На маточном растении сенполии отберите крупные зрелые листья с длинными черенками и срежьте их острым ножом.

Сажайте черешки слегка наклонно в подготовленный рассадочный ящик с влажным песком. Сверху накройте стеклом или банкой.

Алоэ можно размножать почти круглый год. Но лучше весной или летом. От маточного растения возьмите небольшие по размеру черенки или корневые отпрыски. Подсушите их за несколько суток. После чего высаживайте в ящик с песком для укоренения.

Уборка рабочего места.

Подведение итогов с целью обобщения и закрепления полученных сведений. Рефлексия.

Что не получилось?

Какие трудности возникли во время практической работы?

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий