Главная задача любого трактора – выполнить работы с любым видом оборудования (навесы, полунавесы или прицепы). Для облегчения данной работы во многих современных тракторах применяют гидравлические навесные системы. С их помощью вышеперечисленное оборудование крепится к технике и может выполнить основные функции: подъем или опускание.
Принцип работы и схема гидравлики Т-25
Гидравлическая система трактора – совокупность механизмов, которые выполняют свою задачу с помощью кинетической и потенциальной энергии различных жидкостей. В тракторе Т-25 она состоит из самой гидравлики и заднего навеса.
Основное назначение и функция гидравлики Т25 – поднимание или опускание любого навешанного оборудования (плуг, культиватор, косилка, сеялка и т.д.). Сама система гидравлики складывается из масляного насоса и бака, а также силового цилиндра и распределителя. Вся жидкость передается по специальным маслопроводам, которые соединяют различные узлы гидравлики и помогает отвести масло назад в расширительный бак.
Главная и единственная рабочая жидкость гидравлической системы – дизельное масло. Именно он заполняет все внутренние пространства тракторного гидроподъемника (расширительного бака), который находиться в задней части.
При добавлении дизельного масла сперва оно проходит очистку в масляном фильтре. Если фильтр засорен, то в системе предусмотрен специальный отводный клапан, через который оно может поступить в бак в обход процесса очистки. Проверить уровень наличия масла в системе можно с помощью специального щупа, на котором обозначены допустимые минимальные и максимальные уровни.
Схема работы гидравлической системы трактора Т-25
Принцип действия гидравлики Т-25
Основное давление в системе образуется с помощью масляного шестеренчатого насоса, который подает масло в распределитель под большим давлением и забирает его обратно в бак.
Зависимое положение золотника распределителя заставляет поступать масло в полость гидроцилиндра вверх или вниз. Из распределителя масло сливается обратно в расширительный бак.
Возможные неисправности гидравлики трактора Т-25 и их устранение
Попробуем рассмотреть основные поломки системы и методы их решения.
1. Навесная машина не поднимается или делает это очень медленно
Причина либо признак | Как устранить |
Отключен насос | Нужно включить насос, переместив рычаг в направлении соединительного корпуса. Помните, насос включаем только при работающем двигателе. |
нет или низкий уровень масла | Проверить уровень при необходимости долить. |
На гнезде перепускного клапана присутствуют посторонние материалы (грязь, много пыли, мусор) | Отвернуть болты, которые крепят упор к главному корпусу распределителя, снимаем упор, вынимаем направляющий клапан, вынимаем перепускной клапан, осматриваем и при необходимости чистим коническую поверхность и саму кромку. По завершении процедуры промываем детали дизельным топливом и смазываем маслом, ставим обратно. |
Хвостовик распределителя туго ходит или неподвижен | Промываем и чистим клапан, до того момента как он начнет свободного перемещаться. |
Насос не создает нужного давления. | Проверить и по необходимости заменить фигурные уплотнительные манжеты |
Клапан хода силового цилиндра заклинило в гнезде ограничителя | Отпускаем гайку-барашек, отводим упор и аккуратно вынимаем клапан пассатижами за хвостовик |
Зазор силового цилиндра менее 10 мм | Отводим упор от торца клапана ограничителя на 20 или 30 мм |
Накидные гайки ослаблены или помята крестовина запорного механизма | Заворачиваем гайку до отказа; если это не помогло, освобождаем его от шариков и крестовин. После этого снова доварачиваем её до отказа |
Холодное масло | Прогреваем масло до рабочей температуры 20°, делаем это сменой установок рычага распределителя в значении «вверх» и «вниз» |
2. Не работает автоматическое возращение рукоятей распределительных рычагов из стандартного рабочего положения гидравлической системы трактора Т-25
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ НАВЕСНАЯ СИСТЕМА ТРАКТОРА Т-25
Гидравлическая навесная система предназначается для навешивания сельскохозяйственных машин и орудий на трактор и управления ими (подъем в транспортное положение и опускание в рабочее). Она состоит из гидравлической системы и заднего навесного устройства.
Гидравлическая система раздельно-агрегатная двустороннего действия, комплектуется стандартными гидроагрегатами, установленными в различных местах трактора и соединенных между собой металлическими и резиновыми маслопроводами.
Схема гидравлики представлена на рис. 92. Давление в системе создается шестеренчатым насосом 9, который засасывает масло из бака 6 и подает под давлением в распределитель 3. Далее масло может поступать в верхнюю или нижнюю полость силового цилиндра 1 в зависимости от положения золотника распределителя и перемещать поршень в соответствующую сторону. Из цилиндра масло также через распределитель сливается в бак.
Размещение гидравлических агрегатов на тракторе показано на рис. 93.
Рис. 92. Схема гидравлической системы трактора:
1 — силовой цилиндр; 2 — запорное устройство; а — распределитель; 4 — сапун; .5 — щуп; в — корпус гидроподъемника;
7 — сливная пробка; 8 — фильтр гидросистемы; 9 — масляный насос.
Рис. 93. Расположение агрегатов гидравлической навески системы на тракторе:
1 — корпус гидроподъемника; 2 — фильтр; 3 — масляный насос и его привод; 1 — распределитель; 5 — маслопровод; в — заднее навесное устройство; 7 — цилиндр.
Гидравлика трактора Т-40, Т-25, Т-16, МТЗ-80
Ниже разберем основные составляющие и устройство гидравлических систем тракторов Липецкого и Минского тракторных заводов. Именно они являются в подавляющем ряде случаев основной составляющей технопарка любой организации.
Гидравлика трактора Т-40
Гидравлическая система трактора Т-40 состоит из двух основных составляющих:
- система гидроусилителя руля,
- раздельно-агрегатная навесная система.
Первая система отвечает за уменьшение усилия, прикладываемого к рулю, а вторая позволяет управлять полунавесными и навесными агрегатами, которые могут выполнять специфические функции. Цены на ремонт тракторов т-40 на порядок ниже чем т-25 или т-16 ввиду доступности и распространённости данной модели.
Технически гидросистема Т-40 выполнена из следующих основных узлов и агрегатов:
- гидробака с фильтром,
- шестеренного насоса,
- клапана деления потока,
- гидрораспределителя,
- выносных и основного гидравлических цилиндров,
- гидроусилителя руля,
- трубопроводов и шлангов,
- муфт,
- запорных устройств.
Работа гидросистемы выглядит следующим образом:
- шестеренный насос нагнетает масло, поступающее из гидробака в клапан деления потока.
- из клапана выходит 2 потока – на гидроусилитель руля и на агрегатную систему.
- в агрегатной системе поток масла принимает гидрораспределитель, который либо сливает масло обратно в гидробак по сливному маслопроводу, либо направляет масло к следующим узлам: основной гидроцилиндр, навесные гидроприводы, подключаемые к трактору.
- гидроприводы оснащены разрывными и запорными муфтами, позволяющими предотвратить потерю масла при непреднамеренном отключении выносного узла от трактора или при штатном отсоединении дополнительных выносных агрегатов.
Гидравлика трактора Т-25
Гидравлическая система трактора Т-25 состоит из основной гидравлической системы и задней навески (механизм для навешивания сельскохозяйственных орудий).
Перечислим основные составляющие гидросистемы трактора:
- бак с маслом,
- шестеренчатый масляный насос,
- гидрораспределитель,
- запорные муфты,
- силовые цилиндры (может быть несколько),
- соединительные шланги и каналы.
Работа системы гидросистемы трактора Т-25 выглядит следующим образом:
- из бака масло нагнетается шестеренным насосом в гидрораспределитель,
- из гидрораспределителя масло под давлением поступает к силовому гидроцилиндру,
- излишки масла поступают обратно в распределитель по другому маслопроводу, откуда через фильтр сливаются в гидробак,
- в случае засорения фильтра срабатывает защитный клапан, позволяющий сбрасывать масло в бак минуя фильтрующий элемент.
Гидравлика трактора Т-16
Гидравлическая система самоходного шасси (трактора) Т-16 состоит из следующих основных частей:
- масляный бак, оснащенный фильтром,
- масляный насос,
- два выносных гидроцилиндра,
- соединительная арматура.
Масляный насос получает крутящий момент от независимого вала отбора мощности. Основную работу выполняет распределитель, который оснащен двумя золотниками (по количеству управляемых гидроцилиндров), которые могут иметь 4 положения: «Подъем», «Опускание», «Плавающее» и «Нейтральное».
Гидравлика трактора МТЗ-80
Гидравлическая система трактора МТЗ-80 состоит из двух основных подсистем:
- механизм задней навески,
- раздельно-агрегатная навесная система.
Конструктивно гидросистема состоит из следующих узлов:
- масляного бака,
- шестеренного насоса,
- распределителя,
- гидроцилиндров (основной и 2 выносных),
- гидроувеличителя сцепного веса (ГСВ),
- силового регулятора,
- запорных и разрывных муфт,
- соединительных каналов и шлангов.
Принцип работы можно описать следующим образом:
- насос подает масло из бака в распределитель;
- из распределителя масло либо сбрасывается обратно в бак, либо подается на ГСВ;
- из гидроусилителя масло поступает на силовой регулятор
- силовой регулятор подает давление на цилиндры или в гидроприводы навесного оборудования.