Людмила Фёдорова
Мастер-класс «Создание уголка уединения»
Мастер-класс «Создание уголка уединения»
Одной из важных задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребенка.
Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения.
Испытывая определенные чувства, ребенок познает себя, других людей, окружающий мир. Чтобы помочь ребенку разобраться в переживаемых им чувствах, надо понять причину их возникновения (детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление и др.)
Организация соответствующей среды в детском саду помогает детям научиться управлять своими эмоциями.
Одной из наиболее эффективных форм работы является «уголок уединения».
Он позволяет решать следующие задачи:
— организовать работу по развитию и обогащению эмоциональной сферы детей
— создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе
— предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущая к утомлению его нервной системы
— облегчить привыкание вновь поступивших в группу детей к новым условиям жизни
Как создать «уголок уединения»?
Берем ткань (органза) 2,5*2,5метра (используем не слишком яркие, спокойные тона, оверложиваем ее края, пришиваем капроновую ленту на расстоянии 40 см от верхнего края и вдеваем обруч (предварительно раскрыв его, соединяем края обруча, закрепляем их (скотчем). Верхний край органзы собираем в «пучок», связываем прочной тесьмой. Края тесьмы надеваем на металлический крючок, который прочно прикрепляем к потолку (или стене).
Украшаем: на обруч пришиваем (или приклеиваем) цветы (которые изготавливаем из капроновой ленты, на одну половину ткани – розовые, на вторую – синие (для девочек и мальчиков).
Дети вырезают бабочек из бумаги по трафарету. Их тоже прикрепляем по всей ткани.
В центре уголка помещаем диванчик (обшиваем поролоновые подушки чехлом из плотной ткани).
На пол стелим коврик спокойных тонов.
Оснащение «уголка уединения».
Фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями
Куклы (мягкие, сшитые из ткани)
Клубочки разноцветных ниток
Игрушки для снятия психического напряжения изготавливаем сами.
— «коврик настроения» (с одной стороны «коврик злости» с шероховатой поверхностью – ребенок может, сняв обувь, вытирать об него ноги, пока у него не улучшится настроение; другая сторона его – мягкая – «коврик доброты»)
— «стаканчики для гнева» и коробочка «спрячь все плохое» (ребенок выговаривает в коробочку или стаканчик все свои обиды. Мы берем коробочку или стаканчик потом на улицу и «выбрасываем» их содержимое)
— «кубики настроения» (на гранях кубиков – разные эмоции. Ребенок рассматривает их, выбирает ту, где изображено то, что он чувствует, а потом ту, которую хотел бы почувствовать)
— «книга доброты» — альбом с размещенными в нем только добрыми героями из сказок и мультфильмов;
— «зеркало настроения» (если у ребенка плохое настроение, предлагаю ему сесть перед зеркалом, посмотреть на себя внимательно, найти свое настроение, улыбнуться – и настроение изменится, улучшится;
— «коробка примирения» (коробка с отверстиями с двух сторон. Дети вставляют туда руки, пожимают их, мирятся);
— «островок примирения» (при возникновении ссор, конфликтов, дети заходят на этот коврик и решают свой конфликт – мирятся;
— подушки разных цветов;
— игры на развитие мелкой моторики (шнуровка, бусы и др.)
— дидактические игры: «Домик гномов»,«Колобок и Гномик», «Угадай эмоцию».
Все игры, игрушки используются не сразу, а вносятся по мере необходимости. Атрибуты периодически меняются, обновляются. При внесении новых демонстрирую способы пользования ими.
Детям очень нравится «уголок уединении». Он учит их не только отслеживать свое настроение, но и управлять им.
Атрибуты для кубанского уголка. Мастер-класс Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию атрибуты для оформления кубанских уголков в разных группах, которые были изготовлены.
Домик для «Гномиков». Оформление уголка уединения в детском саду В начале лета я ушла в отпуск. Но находясь в отпуске, я думала, как изменить развивающую среду в группе и что придумать нового для моих.
Фотоотчет по оформлению уголка «Уединения» Фотоотчет по оформлению «Уголка Уединения» Идеей создания уголка «Уединения»послужил конкурс, проводимый в МБДОУ. Всем было предложено.
Макет для уголка ПДД. Мастер-класс Макет по ПДД сделан своими руками из подручного материала. Для работы нам понадобится: -лист ДВП; -цветная бумага; -ножницы; -линейка;.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание условий для поддержки детской инициативы» Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ. «Создание условий для поддержки детской инициативы». Цель: Повышение профессиональной грамотности.
Мастер-класс для педагогов «Создание плаката, коллажа, стенгазеты в ретро стиле» Плакат, стенгазета, коллаж являются неотъемлемой частью оформления праздников в дошкольном учреждение. Они несут смысловую и эстетическую.
Мастер-класс по изготовлению уголка настроения Люди часто живут, не придавая особого значения своим эмоциям, не понимают, какую важную роль играют чувства в достижении успеха. Мало кто.
Мастер-класс. Создание книжки-малышки на тему «Профессии» (с заданиями) Делюсь опытом с педагогами и родителями. Тема: индивидуальное, семейное создание книги. Предполагается активная помощь родителей. Это.
Создание центра уединения детей «Любимый уголок». В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме эмоционального благополучия ребенка. Эмоциональное благополучие обеспечивает дошкольнику.
Создание уголка психологического комфорта в группах детского сада Пункт 1.6 ФГОС ДО гласит, что первой, а значит, главной задачей введения стандарта является охрана и укрепление физического и психического.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Уголок уединения, как условие создания позитивного психологического климата в группе Педагог-психолог: Н.К.Запрягалова МАДОУ «Детский сад №319» г.Перми 2016г.
ФГОС ДО 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Задачи: • Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе; • Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым; • Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей; • Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе. Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группах уголков психологической разгрузки — "уголков уединения". Уголок уединения в детском саду
Как должен выглядеть уголок уединения в детском саду? Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, норку, в которой ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу. Уголок уединения должен располагаться в спокойной зоне группы. Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами. Такой мини-домик можно сделать в виде шатра, ширмы, палатки и т. д. При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Наполнение уголка уединения Уголок уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких (альбом, где есть странички у каждого ребенка из группы), игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.
Если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.
Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, песок, именно поэтому различные световые и шумовые водопады, лава-лампы, песочные динамичные картины, также займут достойное место в «нише уединения».
Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать расслабляющую музыку (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя).
Желательно «населить» в уголок: игрушки-обнимашки
Массажные мячики, эспандеры хорошо снимают мышечное напряжение. Мешочки с изображением эмоций наполняются материалами разной фактуры (что то грубое в мешочек с эмоцией «гнев, злость», что-то мягкое в «радость» и т.д.) В продаже есть игрушки с различными наполнителями, сшиты из разных материалов. Можно использовать их.
Данные игрушки хорошо успокаивают, т.к. наполнитель очень пластичный, легко поддается. Психологический эффект – возможность отработать негативные эмоции, трансформировать их.
Сувенирные маятники. Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного, гиперактивного.
Калейдоскопы неизбежно улучшают настроение. Созерцание любого «волшебства» отвлекает от тревожных мыслей даже взрослых людей.
Нестандартное оборудование в уголке уединения Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции. С этой функцией отлично справятся: • Подушки для битья.
• Коробочка «Спрячь все плохое». В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего») Возможно это просто коробочка, а возможно, она волшебная. В нее «вкладываешь» свою грусть, а открывая – находишь там добрый совет.
А может быть, коробочка сможет светиться или воспроизводить успокаивающую мелодию. Вдруг найдется папа-волшебник, который ее смастерит.
«Островок примирения». При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "островок" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «Мирилке» (см. ниже) •
«Коврик злости». Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
• «Стаканчик для гнева». Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется, либо моется. Допускается использование одноразовых стаканчиков или стакана с салфетками. Тогда гнев можно «выбросить». Но они должны быть соответствующе оформлены (чехол, картинка, надпись).
К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки настроения», помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции: • «Доска настроения» / «Уголок эмоций» Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению. Ребенок может прикрепить свое фото к определенной эмоции (прищепка, магнит, кармашек) • «Зеркало моего настроения» Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.
Выводы 1. Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере. 2. В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. 3. Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них. Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования. Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства. Необходимо создать правила нахождения в уголке уединения. Например, пока идут песочные часы. Либо это будут символические картинки, которые дети будут класть в кармашки, прикреплять магнитом и т.д.
Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.
Согласно существующим требованиям, при организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, является необходимым создание комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, программных занятий, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. Одной из наиболее эффективных форм работы в данном направлении является создание на базе группы Уголков психологической разгрузки («уголков уединения»).
Уголок уединения- это место для покоя и отдыха, личных секретов и фантазий. Это место, где можно вспомнить свою семью, погрустить и подумать, успокоится и расслабиться.
Уголок психологической разгрузки призван решать одну из важных задач стандарта дошкольного образования – создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребёнка в покое. В соответствии с этой задачей в нашем детском саду с 23-28 ноября был проведён смотр-конкурс «Уголков психологической разгрузки».
Целью данного конкурса является создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.
Исходя из поставленной цели данный конкурс решает следующие задачи:
1. Активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников;
2. Привлечение родителей к организации образовательной среды для детей в группах дошкольной организации.
3. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации развивающей предметно-пространственной среды.
Среди основных критериев оценки уголков уединения были такие, как:
— наличие в группе зоны для психологической разгрузки;
— наличие материала для снятия агрессии;
— наличие материала для саморегуляции;
— наличие эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей безконфликтному общению;
— наличие материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
— наличие материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям;
— эстетичность оформления психологического уголка;
-креативность и оригинальность в оформлении уголка;
-экологичность и безопасность используемых материалов;
— соблюдение санитарно-гигиенических требований;
— презентация уголка уединения педагогами группы;
— рассказ детей о уголке уединения.
Педагоги совместно с родителями и детьми проявили творческий подход в создании уголков уединения, тщательно продумали их внешний вид, форму и наполняемость с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы. Все постарались на славу! Вигвамы и шатры, тканевые и пластиковые домики, палатки и ширмы, представленные, как уголки психологической разгрузки, нашли свое место в каждой группе нашего детского сада. А всевозможные «кричалки» и «мирилки», различные дидактические игры, направленные на развитие коммуникативных навыков и обучение бесконфликтному поведению – лишь малая часть атрибутики уголков уединения, представленных на суд жюри.
Каждая вещь, представленная в уголках, несет определённую функцию и значение. Так, например, на мягкие красивые подушки ребёнок всегда сможет прилечь и отдохнуть; массажные мячики хорошо снимают мышечное напряжение, а игрушки-мякиши позволяют детям успокоится и расслабиться; калейдоскопы непременно повысят настроение, а мягкие игрушки-обнимашки станут верным другом ребенку.
Каждая группа смогла создать неповторимый «маленький мир» для уединения, находясь в котором ребёнок чувствовал бы себя спокойно, комфортно и безопасно.
Не менее интересными и познавательными были презентации уголков уединения. Ребята наперебой рассказывали о всех играх и игрушках, населяющих уголок, о том, как им нравится отдыхать в «домике», показывали фотографии любимой семьи.
Для подведения итогов смотра-конкурса было сформировано жюри в составе:
Председатель жюри – заведующий Искандырова Т.А.
Зам.зав по УВР Домнина А.Е.
Зам. Зав. По УВР МБДОУ «Детский сад №408 г. Челябинска» Горянская Н.В.
Педагог-психолог Мальтиникова Н.П
Педагог-психолог Севрюгина Е.А.
Стоит заметить, что все уголки уединения были оформлены замечательно, и жюри предстоял непростой выбор. Но тем не менее, по мнению компетентного жюри, места распределились следующим образом:
I место – группы №7, №12, №5, № 2
II место — группы №10, №6
III место — №1, №8, №9
Поздравляем победителей.
И выражаем благодарность нашим детям, родителям и педагогам за поддержку идеи конкурса,
творческие мысли, изготовление нестандартного игрового оборудования, любовь к детям и детскому саду!