Узнай дерево по описанию

В данной методической разработке представлены описания деревьев и кустарников России. Данную разработку можно использовать для проведения викторин, конкурсов. при изучениии темы "Деревья" по окружающему миру.

Скачать:

Вложение Размер
uznay_derevo_po_opisaniyu.docx 17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Узнай дерево или кустарник по описанию.

Учитель начальных классов Дегтерёва Татьяна Борисовна

  1. Этот кустарник—ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. Шиповник.
  2. Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто все в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки у этого дерева. Черёмуха.
  3. Если тебе когда-нибудь понадобится расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко: топор увязнет в древесине. И ты поймёшь, почему дерево так названо. Вяз.
  4. Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные—зелёные круглый год, потому что хвоинки у них осенью не опадают. А у этого дерева хоть и хвоинки, а зимой оно стоит голое, как лиственное. Лиственница.
  5. В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нем не растут. Но посмотри, как во время цветения летят к нему пчелы. И мед потом будет самый вкусный и душистый. Липа.
  6. Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. Берёза.
  7. Когда-то в русском языке было такое слово «можжа». Означало оно «Узел». Посмотри, какие узловатые ветки у этого кустарника, и ты сразу догадаешься, как он называется. Можжевельник.
  8. «Красавец»—так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это-дерево-богатырь, дерево-долгожитель. Дуб.
  9. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками. Боярышник.
  10. Этот кустарник или небольшое деревце осенью легко узнать по красным маленьким плодам: из них на тонких ниточках свешиваются комочки с семенами внутри. Бересклет.
  11. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным»—из его древесины изготовляют многие музыкальные инструменты. Клён.
  12. Весной в лесу на этом дереве «загораются» маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. Ель.
  13. «Северный ананас» —красивое название, не правда ли? А это всего лишь скромный кустарник. Ещё в Древней Греции ее листьями и молодыми побегами кормили лошадей. От этого они быстро прибавляли в весе, шерсть становилась шелковистой, красивой. Название очень точное—желтые или оранжевые плоды буквально облепляют ветки. Назовите кустарник. (Облепиха)
  14. Все деревья ещё стоят голыми, а на этом уже висят рыжие серёжки. Чуть подул ветерок, и над деревом поднялось легкое облачко пыльцы. Ольха.
  15. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. Рябина.
  16. Сверху листья дерева зеленые, снизу—серебристо-серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются, и дерево становится то зелёным, то серым—«переодевается». Осина.
  17. Бывает—поранят дерево, сдерут кору. Ствол под корой у деревьев обычно белый. А у этого он быстро начинает краснеть. Ива.
  18. Это хвойное дерево. Хвоинки длинные, соединены по две. Шишки небольшие, округлой формы. Сосна.
  19. Это хвойное вечнозелёное дерево с самой мягкой хвоей. Пихта.
  20. Лист этого дерева почти круглый, черешок длинный. Ствол дерева сероватого цвета. Осина.
  21. Листья этого дерева имеют «звездчатую» форму. Осенью они имеют цвет от желтого до темно-малинового. Клён.
  22. Красива во время цветения. Отличается красноватой листвой и ярко-красными гроздьями сочных плодов осенью. Плоды горькие, но полезные. Из них пекут пироги. О каком кустарнике идёт речь? (О калине.)
  23. Этот кустарник называют ещё дикой розой. Потому что из него выращено много садовых роз. Он относится к лекарственным растениям. Его плоды заваривают и пьют при кашле. А по цветам можно определять время: в 4—5 часов утра они распускаются, а к 7—8 часам вечера закрываются. (Шиповник)
  24. Чем зимой все деревья становятся похожи на сусликов, бурундуков, сурков? (Деревья зимой тоже впадают в спячку.)
  25. Древесина этого дерева не гниет, а со временем становится ещё тверже и как бы каменеет. Осенью золотые хвоинки этого дерева, как листья, падают на землю, отсюда и произошло название этого дерева. Лиственница.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок (часть).

Данную презентацию можно использовать на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности в младших классах.

Тест выполнен в файле Word (.doc) и предназначен для закрепления знаний по окружающему миру учащихся 2-го класса.

Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой" 1 класс.

Презентация по теме "Деревья и кустарники осень" по окружающему миру, 2 класс (УМК "Перспектива"), авт. А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая.

Эта презентация может быть использована для уроков окружающего мира.

Эта презентация может быть использована для уроков окружающего мира в 1 классе.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность учащихся, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, снимает утомление у детей.

Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении и во внеклассной работе.

В целях изучения краеведческого материала на уроках окружающего мира и во внеклассной работе помимо ребусов, кроссвордов, загадок предлагаем использовать дидактические игры и другие занимательные задания. На примере предложенных заданий можно составить и другие.

1. Задание «Узнай по описанию»

  • Это дерево невысокое. Ствол тонкий, гладкий. Осенью созревают плоды – маленькие ярко – красные яблочки, собранные в грозди. Внутри каждого яблочка несколько семян. Плоды этого дерева – любимый корм многих птиц (рябина).
  • Дерево стройное, хорошо очищено от сучьев, кора гладкая, зеленовато – серая. Листья округленные, неустойчивы, находятся в постоянном движении – дрожат (осина).
  • Имеет стройный, прямой ствол. Кора темно– серого цвета, крона округленная, густая. Листья сердцевидные, края пильчато-зубчатые. Цветет в июне – июле. Цветы душистые, хороший медонос (липа).

Кто в лесу живет?

Ни одной птице поэты не посвящали столько строк, как этой. Его пение считается самым красивым. Поют только самцы. Песня этой птицы – это выражение ухаживания за своей подругой, которая сидит, не подавая голоса, на кусте или дереве где-нибудь неподалеку. (Соловей)

Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает он и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей. (Белка)

  • Обычное водное растение. Встречается в прудах, озерах, и реках со спокойным течением. Цветет в мае – августе. Его красивые желтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья у этого растения крупные и плавают на поверхности воды. Цветок находится на длинной ножке, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Срывая цветок, мы наносим большой вред самому растению, так как через место разрыва вода попадает внутрь. А это приводит к загниванию подводной части растения и гибели всего растения. (Кубышка желтая)
  • Очень редкое растение, довольно крупное, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем, которое изредка встречается по сырым лесам и оврагам. Его цветок – ловушка для насекомых, заставляет их себя опылять, но многие насекомые так и остаются навсегда прилипая к цветку, а те, кто посильнее, выбираются, уставшие, и на некоторое время теряют способность двигаться. А страдает растение из-за своего красивого цветка. (Башмачок настоящий /Венерин башмачок/)
  • Высокая трава с красивыми резными листьями. Бывает разных видов: есть вид, у которого листья и сверху, и снизу покрыты густым пушком и выглядят серебристыми, а у другого вида листья снизу серебристые, а сверху – темно – зеленые. Растение обладает сильным запахом, на вкус очень горькая, используется в лекарственных целях для улучшения аппетита и прибавки сил. (Полынь)

Если по сказанному определению узнаешь, о каком дереве идет речь, подними руку и ответь. Чем раньше догадаешься, тем больше очков можешь заработать:1 – 10 баллов, 2 – 8 баллов, 3 – 7 баллов, 4 – 6 баллов, 5 – 5 баллов, 6 – 4 балла, 7 – 3 балла.

Кустарники наших лесов

  1. Этот кустарник цветет ранней весной, вскоре после схода снега. На тонких голых прутиках появляются розовые цветки, похожие на цветки сирени.
  2. Цветки сидят скученно, по 2–3 цветка вместе. Цветение продолжается недолго. После того, как цветы опадают, появляются небольшие, сильно вытянутые листья.
  3. На месте цветков появляются красные ягодки размером с косточку вишни, они тоже приклеены к веточкам.
  4. Эти ягодки ядовиты. Ядовито и все растение – его листья, ветви, корни.
  5. Ядовитые для человека плоды этого растения служат пищей некоторым птицам. Название этого кустарника связано с названием лесного зверя.
  1. Это обитатель лесных полян, прогалин, вырубок. Внешне ничем не привлекает наше внимание, даже цветет некрасиво.
  2. Имеет свои «секреты»: побеги состоят из двух частей – длинного рыжеватого стебля, поднимающегося из земли, и коротких зеленых веточек с листьями. На последних мы и находим плоды.
  3. Растет зарослями, отдельные побеги соединены между собой корнями. Корни «расползаются» в разные стороны.
  4. Это хорошее медоносное растение. Цветки ее богаты нектаром. Плод этого кустарника называют «сборная костяника».
  5. Красные душистые ягоды этого растения всем известны. Их едят в свежем виде, варят из них варенье, которое помогает при простуде, ягоды сушат, заваривают и используют как потогонное средство.

Хвойные деревья наших лесов

  1. В переводе с латинского языка это слово означает “смола”.
  2. Живёт это дерево до 300 лет.
  3. Семена созревают в конце зимы. Ими питаются дятлы, клесты, белки, мыши.
  4. Из древесины этого дерева делают музыкальные инструменты, поэтому его называют музыкальным деревом.
  5. Ствол у него шершавый, хвоя колючая. Хвоинки располагаются поодиночке, держатся на ветках 5–7 лет.
  6. Это красивое дерево, высотой до 30 м. Верхние веточки у него короткие, а чем ниже от вершины – ветви становятся длиннее. Всё дерево имеет форму пирамиды, благодаря чему снег не удерживается, скатывается и не ломает ветки.
  1. Это дерево высокое, более 30 м, с узко конической кроной.
  2. Оно очень похоже на ель, но ствол у него гладкий, а хвоя мягкая. Хвоинки плоские, тупые, длиной 2-3 см, на побегах располагаются спирально, держатся на ветках до 10-12 лет.
  3. У этого дерева шишки на ветках стоят, а не лежат, как у ели. В шишках на каждой семенной чешуе лежат по два крылатых семени. Созревшие шишки рассыпаются, а на дереве остается стержень каждой шишки.
  4. На ветвях этого дерева живут висячие лишайники, ими зимой питаются олени.
  5. Дерево выдерживает большие морозы зимой, недостаток света летом, но страдает от весенних и осенних заморозков. Оно очень чувствительно к загрязнениям атмосферы и почвы.
  6. Широко используется в строительстве. Из хвои и веток этого дерева изготавливают лекарственные препараты.

Сосна сибирская, кедр

  1. Это дерево – чудо-дерево, так говорят в Сибири. Это символ сибирских лесов, их краса и богатство.
  2. Это дерево – величественное, мощное дерево. Высота дерева – 40–42 метра, толщина ствола – до 2 метров. Хвоя длинная, 7–15 сантиметров, тёмно-зелёного или ярко-зелёного цвета.
  3. Дерево живёт до 500 лет.
  4. Шишки крупные, размером с большое гусиное яйцо, созревают на второй год, опадают вместе с семенами. Зрелые орешки прямо на дереве могут добыть птицы (кедровки, вороны), белки и бурундуки. Остальные животные собирают орехи на земле после опадения шишек. Люди собирают семена впрок, это очень вкусное лакомство.
  5. Из хвои этого дерева делают целебный настой против цинги. Древесина дерева лёгкая, прочная, красивая, из неё делают мебель. Кроме того, древесина легко режется во всех направлениях, поэтому она служит ценным сырьём для производства карандашей.
  1. Это дерево – самое распространенное дерево на территории России, поэтому её называют национальным деревом нашей страны.
  2. Оно выше сосны и выше ели. Ветки у этого дерева редкие, хвоя негустая, мягкая, держится всего один год. Каждую осень дерево сбрасывает свои иголки.
  3. Весной на ветках появляются мелкие, величиной с грецкий орех, шишки. Незрелая шишка красная, издали смотрится, как цветок. К осени семена из шишек высыпаются, шишки темнеют и становятся похожими на сушеные грибы.
  4. Дерево неприхотливо, может расти на разных почвах на севере, в тундре, где не встретишь никакое другое дерево.
  5. Живёт дерево 300–500 лет.
  6. Животные приходят в светлый лес, как в столовую. Сочную хвою этого дерева очень любят зайцы.

3. Найди «лишнее», объясни почему

Деревья и кустарники

  1. Береза, осина, тополь, дуб, ива.
  2. Клен, орешник, рябина, дуб, платан.
  3. Кедр, сосна, черемуха, ель, пихта.
  4. Ель, лиственница, сосна, пихта.
  5. Липа, береза, осина, тополь, ель.
  6. Бузина красная, жимолость, калина, береза.
  7. Малина, смородина, можжевельник, шиповник, черемуха.
  8. Боярышник, ива, рябина, липа, кедровая сосна.
  9. Полынь, крапива, подорожник, астра.
  10. Ромашка, настурция, тысячелистник, мать-и-мачеха.

4. Дидактические игры

Дидактическая задача: Обобщить знания детей по теме «Появление и развитие жизни на Земле».
Оборудование:
Карточки с нумерацией.

У каждого ученика карточка. Учитель читает вопросы – задания, а учащиеся ставят « Х», если в задании всё правильно, и «О», если в задании ошибка.

  1. Главное отличие Земли от других планет в том, что на ней есть жизнь. (Да.)
  2. Первые живые организмы появились на суше. (Нет)
  3. Динозавры вымерли в связи с сильным похолоданием. (Да.)
  4. Изменились живые организмы, и поэтому изменились условия их обитания. (Нет.)
  5. Растительноядные – это животные, которые питаются растениями. (Да)
  6. Хищники – это животные, которые питаются другими животными. (Да).
  7. Можно ли по питанию объединить в одну группу рысь, волка, косулю. (Нет)
  8. Первые люди появились в жарком поясе Земли. (Да).
  9. Древний человек жил дольше, чем современный. (Нет.)
  10. Орудия труда древние люди изготавливали из природных материалов. (Да.)
  11. Древние люди жили небольшими общинами – родами. (Да.)
  12. Самые важные вопросы решал старейшина. (Нет.)
  13. Древние люди кочевали с места на место, так как хотели больше узнать об окружающем мире. (Нет.)
  14. Одомашнивание диких животных было началом оседлой жизни. (Да.)
  15. 15. В настоящее время облик Земли остаётся неизменным. (Нет.)

Ответы детей будут выглядеть так:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
х о х о х х о х о х х о о х о

Дидактическая задача: Повторение и закрепление условных знаков полезных ископаемых.

Нефть Железная руда Глина Известняк Каменная соль Золото
Бурый уголь Природный газ Песок Каменный уголь Гранит Марганцевые руды

Оборудование: Карточки с условными знаками полезных ископаемых.

Назвать полезные ископаемые, добываемые в Кемеровской области

Оборудование: две корзинки, предметные картинки с изображением овощей и фруктов, ягод, грибов.

На доске закрепляются две корзинки с прорезями-кармашками. Одна корзинка с надписью «фрукты, другая «овощи» (грибы съедобные и несъедобные, ягоды, произрастающие в наших лесах и нет).

5. Игра «Меткий стрелок» № 1 (Красная книга)

  1. Как называется книга, в которую занесены исчезающие и редкие животные, растения? (Красная)
  2. Как называются места, где запрещена охота на животных, запрещен сбор растений? (заповедники, заказники)
  3. Как называется ботанический заказник, расположенный в центральной части Кузнецкого Алатау, там, где берут начало притоки Усы? (Усинский)
  4. Какое животное (зверь, обитающий в воде) занесено в Красную книгу Кемеровской области? (бобр)
  5. Второе название птицы белый журавль (стерх)
  6. Когда отмечается Международный день охраны окружающей среды? (5 июня)

Итого 21 балл: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Игра «Меткий стрелок» № 2 (лекарственные растения)

  1. Как называются растения, которые собирают и используют при лечении? (лекарственные)
  2. Это дерево издавна почиталось на Руси из-за своих лечебных свойств: сок, листья и ветки, почки – все идет в ход (береза)
  3. У какого растения вначале появляются цветы, а затем листья, которые используются при лечении кашля? (мать-и-мачеха)
  4. Любимая трава кошек и успокоительные капли (валериана)
  5. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (сфагнум)

Итого: 1, 2, 3, 4, 5 баллов – 15 баллов.

Игра «Меткий стрелок» № 3 (птицы)

  1. Это теплокровные животные, которые лучше других освоили воздушную среду (птицы)
  2. Не выкармливает птенцов, подбрасывает яйца в чужие гнезда (кукушка)
  3. Самец этой птицы имеет грудку красной окраски, а самка – серой (снегирь)
  4. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец)
  5. Это птица распространена в нашей местности, относится к синантропам (сизый голубь)

Итого: 1, 2, 3, 4, 5 баллов – 15 баллов.

  1. Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения, Новокузнецк, 1997.
  2. Плешаков А.А. «Учебное пособие Природа для начальной школы», Вентана-Граф.

ЦВЕТКОВА АЛЁНА АЛЕКСАНДРОВНА
Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку» или «Найди пару»

Цель игры: научить детей различать деревья по листве; знать, как называются деревья.

•Познакомить детей с деревьями – рассказать, как они называются, обратить внимание на форму листьев;

•Классифицировать деревья — хвойное или лиственное;

•Формировать представления: деревья – живые существа, у них есть потребность в определенных условиях: тепло, свет, вода, питательная почва;

Ход игры:

1. Воспитатель раскладывает картинки с изображением деревьев и рассказывает о них, обращая внимание детей на листья дерева, которые также имеются на каждой представленной карточке. Затем, раздает детям карточки с изображением листьев от разных деревьев и предлагает найти дерево, с которого упал листик.

2. Воспитатель раздает детям листья и говорит: «Представим, что мы пошли в поход. Каждый отряд поставил палатку под каким-либо деревом. У вас в руках листья от дерева, под которым ваши палатки. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь. «Все по домам!» Дети по этому сигналу идут к своим палаткам, становятся рядом с тем деревом, от которого лист. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, ребенку предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он подошел.

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Найди пару» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ (ОРНАМЕНТ КОМИ) «НАЙДИ ПАРУ» Мы много делаем пособий своими руками. Используем их на праздниках,.

Дидактическая игра для младшего дошкольного возраста «Найди пару» Данная дидактическая игра «Найди пару» расчитана для использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Эта игра учит детей.

Дидактическая игра «Найди друзей» Цель: • развивать логическое мышление, уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений; • закреплять умения группировать предметы по определенным.

Дидактическая игра «Найди пару» для детей младшего дошкольного возраста Тема:Домашние животные Цель:научить сопоставлять предметы,выделяя основные признаки; развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику.

Дидактическая игра «Найди по описанию» Дидактическая задача: Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность находчивость;.

Дидактическая игра «Найди половинку» Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую.

Дидактическая игра Найди тень Наверняка каждый из вас слышал о такой игре «Чья тень» или «Найди тень», в которой нужно соединить нужные картинки линиями или с помощью.

Дидактическая игра «Узнай и назови икону» Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы дошкольного возраста «Узнай и назови икону».

Дидактическая игра «Узнай вид спорта по силуэту-схеме» Спорт-это сила, спорт-это жизнь И без спорта нам не прожить! Это девиз натолкнул меня на создание дидактической игры для работы с малышами.

Дидактическая игра «Узнай элементы узора» Цель игры: совершенствовать умение подбирать элементы узора, изображённые на образце. Задачи игры: — уточнить и закрепить представление.

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий