Фитонцидотерапия в детском саду

Фитонцидотерапия в детском саду

В условиях дошкольного учреждения закаливание является эффективным лишь при условии, что оно органично вписывается в комплекс оздоровительных мероприятий и распорядок дня.

Для оздоровления и закаливания детей мы используем как традиционные (физкультурные занятия, прогулки и подвижные игры на улице, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, спортивные праздники и развлечения), так и нетрадиционные формы оздоровления детей, такие как фитонцидотерапия).

Большую часть времени дети проводят в помещениях детского сада. Микроклимат зданий характеризуется наличием не только обычной пыли, но и условно-патогенных микроорганизмов, как бы провоцирующих острые респираторные и аллергические заболевания.

Огромное значение на состояние здоровья детей оказывает воздушный комфорт. Он определяется наличием кислорода, наличием отрицательных частичек-ионов — так называемых витаминов воздуха. Способствуют этому комнатные растения. Это уже не одно столетие подтверждает народная медицина, где растениям и травам отводится первое место.

Поэтому мы рассматриваем комнатные растения в дизайне помещений не только с точки зрения эстетики, наблюдения и труда детей, но и учитываем их воздействие на организм ребёнка и подбираем по экологическим свойствам.

С целью увлажнения воздуха целесообразно помещать в комнату, где находятся дети:

Оказывают губительные действия на бактерии:

Елена Доскач
Фитонцидные растения в детском саду

Воздушная среда наших помещений далека от идеальной. Помимо обычной пыли, воздух имеет повышенное содержание химических соединений, которые выделяют стройматериалы, мебель, не говоря уже о выхлопных газах.

Кроме того, воздушная среда содержит патогенные микроорганизмы, такие как: стрептококки, стафилококки, сарцины (кишечные палочки, плесневые грибы.

Попадая в благоприятные условия, эти микроорганизмы вызывают различные респираторные, кишечные заболевания, а также аллергию.

По данным исследований, содержание вредных микроорганизмов в помещениях детских садов нередко превышает норму в 2-3 раза.

Что же делать, чтобы как-то нейтрализовать вредное воздействие этих микроорганизмов?

Улучшить воздушную среду закрытых помещений можно, используя для озеленения определённые растения.

Всем известно, что некоторые растения выделяют фитонциды.

Фитонциды – это летучие вещества, которые способны подавлять жизнедеятельность вредных организмов.

Академик Н. Г. Холодный назвал фитонциды атмосферными витаминами, т. к. они нужны в очень малом количестве и действуют подобно витаминам. Так же некоторые растения служат фильтром вредных веществ, действуя как «зелёная печень». Помимо того, что растения очищают воздух от ядовитых газов: формальдегида, фенола, бензола, но и питаются ими, превращая их в сахара и аминокислоты. Наряду с растениями, летучие вещества которых обладают выраженными фитонцидными свойствами, имеются растения, летучие вещества которых оказывают лечебный эффект на организм человека.

Все эти растения можно объединить в 3 группы:

1 группа – фитонцидные растения, которые обладают антибактериальной, антивирусной, антифунгальной активностью. Они подавляют жизнедеятельность стрептококков, стафилококков, сарцинов, плесневых грибов.

Растения 1 группы:

Алоэ, Диффенбахия, Роициссус, Бегония, Каланхоэ, Сансевьера, Бриофиллюм, Колеус, Толстянка, Герань, Молочай, Туя, Гибискус, Плющ, Фикус

Необходимо учитывать специфичность действия летучих веществ растений. Например, летучие вещества бегонии активны по отношению к стафилококку и, особенно, плесневым грибам, но нейтральны к сарцинам (кишечным бактериям). Если помещение затемнённое, сырое, то характерно повышенное содержание в воздухе плесневых грибов. В таких помещениях и рекомендуется выращивать в первую очередь бегонию, которая является ещё и теневыносливой. Кроме того, к этим условиям могут приспособиться: мирт, лавр, монстера, плющ, лимон, фикус. Каланхоэ действует на стафилококк и сарцину. Туя активна к возбудителям дифтерии и коклюша. Плющ, колеус – в отношении сарцины.

2 группа – растения, которые обладают лечебными действиями. Они повышают иммунитет, улучшают сердечную деятельность, успокаивают, обладают противовоспалительным действиям.

Растения 2 группы:

Монстера – благоприятно воздействует на людей с нарушением нервной системой, устраняют головную боль и нарушение ритмов сердца.

Герань душистая – действует успокаивающе, помогает при бессоннице, различных неврозах.

Мирт – рекомендуется при заболеваниях верхних дыхательных путей, повышает иммунитет, снимает спазмы, углубляет дыхание. Эффективен в профилактике ОРВИ!

Молочай – оказывает седативный эффект.

Лимон – улучшает работу сердца, снижает артериальное давление, улучшает общее состояние.

В аэрофитотерапии используют эти растения как бронхолитическое, спазмолитическое и седативное средство.

В течении 10 лет в дошкольных учреждениях новосибирские медики Новосибирской медицинской академии проводили эксперимент – проверяли влияние фитонцидных растений на здоровье детей.

Оказалось, что фитонцидный радиус действия мирта распространяется на 5 метров. На этом расстоянии микробы нежизнеспособны.

Однако, мирт не выносит сухого воздуха, особенно в зимнее время – у него осыпаются листья.

3 группа – растения, фильтры которых поглощают из воздуха вредные газы: формальдегид, фенол, бензол, гексан.

Растения 3 группы:

Фикус, циссус, хлорофитум.

Хлорофитум очищает воздух гораздо лучше, чем специальные технические устройства. Например, для очистки квартиры средней величины от вредных газов потребуется примерно 10 хлорофитумов.

Специально для детских садов разработан ассортимент растений с высокой фитонцидной активностью, оздоравливающих организм, неприхотливых в уходе и легко размножаемых. Определённые растения следует размещать в определённых комнатах.

Для игровых комнат подходят растения всех 3 групп.

В ясельных и младших группах исключить ядовитые (хотя и полезные): молочай, диффенбахия, алоказия т. к. дети ещё не осознают опасность, которую таит в себе совершенно безобидное на вид растение (млечный и ядовитый сок может вызвать аллергию или даже сильнейший ожог). Растения с колючками также не рекомендуется ставить в младших группах. Но в старших группах, где дети уже знают об опасности, которая может исходить от цветов, можно разместить фитонцидные растения, даже содержащие ядовитый сок. Необходимо объяснить детям, что это за растение и, как с ним обращаться.

В игровых комнатах, где дети проводят большую часть времени, содержится повышенное количество пыли, а значит, наблюдается высокая обсеменённость споровыми культурами: плесени и бацилл. Часто, именно насыщенный пылью воздух является причиной плохого самочувствия. Избежать этих неприятностей можно также с помощью растений.

Например – циперус. Это растение повышает влажность воздуха, что способствует оседанию пыли. Циперус очень любит воду, с удовольствием испаряет её в воздух, поэтому горшок с этим растением постоянно держат в поддоне с водой. К хорошему увлажнителю относится и гибискус (китайский розан).

В спальне рекомендуется устанавливать растения, оказывающие успокаивающее, седативное действие. Здесь лучше всего подойдут герань, розмарин, лавр, жасмин.

В приёмной имеет смысл установить растения с сильно выраженным антимикробным и тонизирующим действием. Например, мирт, тую, сансевьеру. Они прекрасно дезинфицируют воздух, убивают даже дифтерийную палочку. В этом случае ребёнок, прежде чем войти в группу, естественным путём очистится, благодаря биологически активным веществам растений.

Правила ухода за растениями

Приобретая растения, нужно, прежде всего, выяснить насколько нуждаются они в свете.

Светолюбивые, t воздуха не меньше 15.

Алоэ, герань, каланхоэ, колеус, пеперомия, толстянка.

Менее требовательные к свету, t не ниже 20 – 25.

Бегония, диффенбахия, сансевьера.

Теневыносливые, холодостойкие.

Циссус, плющ, эпипремнум.

Важно не только правильно разместить растения, но и осуществить надлежащий уход за ними. Особое внимание следует обратить на полив. Поливать нужно не по дням, а по мере необходимости. Некоторые растения без особых проблем перенесут пересыхание земляного кома (алоэ, каланхоэ, толстянка, другие сразу сбросят листву и могут даже погибнуть (мирт).

Не менее важно опрыскивать растения. Зимой, во время отопительного сезона, влажность воздуха резко снижается, а сухой воздух для некоторых растений так же губителен, как и сухая земля. Если у вас растёт мирт, лимон, лавр, то их желательно разместить подальше от батареи и не менее двух раз в день опрыскивать холодной водой. Опрыскивание хорошо ещё и тем, что предотвращает появление вредителей, т. к. сухой воздух способствует распространению белокрылки и паутинного клеща. Если на растениях уже появились вредители, то бороться с ними надо не ядохимикатами, а ежедневным опрыскиванием внутренней и внешней стороны листьев. Если вредителей очень много, эффективен холодный душ. Для этого растение нужно поставить в ванну, землю закрыть плёнкой, а на листья нанести мыльную пену, через 10 минут смыть её водой.

Если делать это регулярно в течении недели, растение избавится от клещика, белокрылки, тли. Удобрять комнатные растения можно в любое время года, но только здоровые.

В заключение хочется пожелать не загромождать помещение множеством горшочков, баночек, плошечек с растениями (иногда чахлыми). Рациональнее иметь 2-3 ухоженных, здоровых растения, которые создают более уютную атмосферу в помещении, лучше очищают воздух.

На каждый горшок с растением прикрепить этикетку с названием. Название должно быть правильным, литературным. Не стоит закреплять в памяти ребёнка разговорные названия растений, типа «берёзка», «Ванька – мокрый», «щучий хвост» и т. д.

Будьте здоровы!

Наша галерея детского творчества. Уважаемые, коллеги! Особое внимание в нашем детском саду стараемся уделять эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую.

Наши традиции В нашей группе существуют свои традиции. Каждый год мы проводим праздник "День мамочки" обязательно с каким-нибудь конкурсом ("Головных.

В условиях дошкольного учреждения закаливание является эффективным лишь при условии, что оно органично вписывается в комплекс оздоровительных мероприятий и распорядок дня.

Для оздоровления и закаливания детей используются как традиционные (физкультурные занятия, прогулки и подвижные игры на улице, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, спортивные праздники и развлечения), так и нетрадиционные формы оздоровления детей, таки фитонцидотерапия).

Большую часть времени дети проводят в помещениях детского сада. Микроклимат зданий характеризуется наличием не только обычной пыли, но и условно-патогенных микроорганизмов, провоцирующих острые респираторные и аллергические заболевания.

Огромное значение на состояние здоровья детей оказывает воздушный комфорт. Он определяется наличием кислорода, наличием отрицательных частичек-ионов — так называемых витаминов воздуха. Способствуют этому комнатные растения. Это уже не одно столетие подтверждает народная медицина, где растениям и травам отводится первое место.

Поэтому следует рассматривать комнатные растения в дизайне помещений не только с точки зрения эстетики, наблюдения и труда детей, но и учитывать их воздействие на организм ребёнка подбирать по экологическим свойствам.

С целью увлажнения воздуха целесообразно помещать в комнату растения, где находят ся дети:

Эти растения оказывают губительные действия на бактерии:

Отфильтровывают из воздуха ядовитые вещества:

Выходя с детьми на дневную прогулку целесообразно организовать дыхательную гимнастику вокруг кустиков можжевельника или деревьев: каштана, липы, клена, ели (для снятия усталости).

Можжевельник выделяет в воздух большое количество фитонцидов, поэтому целесообразно использовать его в оздоровительной среде для детей. Имеются данные, что один гектар можжевельника выделяет в сутки 30 кг фитонцидов, которые способны очистить от болезнетворных микроорганизмов воздушное пространство среднего города.

На территории детского сада оборудована «Экологическая тропа», состоящая из деревьев-санитаров и газонов с лекарственными травами: подорожником, тысячелистником, клевером, иван-чаем, мать-и-мачехой.

Верными союзниками в оздоровлении детей методом фитоцидотерапии должны стать родители. Они могут в условиях семьи продолжать работу, проводимую с их ребенком в дошкольном учреждении. Для этого достаточно познакомить их с перечнем растений, которые используются в дошкольном учреждении и их назначении.

Комплексы дыхательных упражнений, рекомендуемые для занятий в уголке фитоцидотерапии

1.«Трубач» И.п. — о.с.Имитация игры на трубе с произношением разных звуков на выдохе («м-м-м», «ля-ля –ля», «ш-ш-ш», «бум-бум-бум», «динь-динь») 1,5 —2 минуты. Можно организовать оркестр.

2. «Ходим на лыжах». И.п. — о.с, ноги в коленях слегка согнуты,, одна нога впереди. Имитация ходьбы на лыжах. Активные движения руками в плечевых суставах с одновременным выполнением полуприседания и сильным выдохом с произношением слов «шух-шух-шух» (5 — 8 раз). Постепенно увеличивая амплитуду движения и силу выдоха.

3. «Охотник». И.п. — в ходьбе. На два шага вдох через нос, на выдохе за-медлить шаг, наклониться вперед и произнести «тих-х-х-хо» (3 раза).

4. «Погреемся». И.п. — о.с, руки в стороны на уровне плеч. Вдох через нос — живот выпятить как можно больше (диафрагмальное дыхание); обхватить себя за плечи, похлопать по лопаткам — резкий выдох через рот (5 — 6 раз). Постепенно увеличивать продолжительность выдоха и похлопываний. Добавить на выдохе наклоны вниз.

5.«Прыжки». И.п. — о.с. Присесть, грудную клетку прижать к коленям — выдох; резко подпрыгнуть вверх, ногу поставить на пятку — вдох. То же другой ногой (5 — 6 раз). На выдохе сильней прижиматься к коленям.

6. «Каша кипит». И.п. — о.с, руки на грудной клетке и животе. На выдохе живот выпятить вперед, на вдохе втянуть живот и сильно выговорить звук «ш-ш-ш-ш» (4-5 раз).

7. «Принюхаемся». И.п. — о.с. Выполнять прерывистый вдох через нос — «принюхаемся», затем протяжный выдох через нос. Выдох выполнять как можно дольше (5 — 6 раз).

8.«Щенок хочет с нами поиграть». И. п. – о. с. Глубокий вдох, выдох со звуком «рр-рр».

9. «Ароматы природы» И.п.- о.с. После выдоха закрыть глаза, медленно втягивать воздух. Делаться попытка уловить тончайшие ароматы природы. Ребенок добивается ощущение, что он дышит не только носом, но и всем телом (4 раза в медленном темпе)

Примерный план проведения оздоровительных мероприятий в течении дня (холодное время года)

Утренний отрезок времени:

— занятия в уголке фитонцидотерапии (массаж рук; массаж точек ушей; закаливающее дыхание)

— комплекс общеразвивающих упражнений по плану руководителя

— полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры.

— подвижные игры и игровые упражнения на прогулке.

— полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры (после еды);

— закаливающий массаж подошв: ежедневное хождение по дорожке здоровья или массаж на тренажёрах; полный массаж стопы;

— полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий