Что не относится к методам распознавания семян

Материалы и оборудование. Коллекция семян овощных растений, образцы смеси семян, сгруппированные в пробирках по семействам, лупы с 3-5-кратным увеличением, разборные доски, отрезки миллиметровой бумаги 4×5 см.

ПОЯСНЕНИЕ К ЗАДАНИЮ. К овощным культурам относятся травянистые однолетние и многолетние растения, сочные части которых в свежем или переработанном виде используются в пищу.

Семена овощных растений, в отличие от семян хлебных злаков и технических культур, используются главным образом как материал для размножения, и только семена фасоли, гороха и бобов имеют пищевое значение.

Семена овощных растений развиваются из оплодотворенной семяпочки. Если в завязи несколько семяпочек, то получается многосемянный плод, как у томата, тыквы, огурца, перца, арбуза и др. У растений семейства сельдерейные (сельдерей, морковь, петрушка, укроп, пастернак) плод представляет двусемянку, развивающуюся из двух семяпочек. У шпината, салата, цикория в завязи только одна семяпочка — соответственно плод односемянный. У свеклы несколько завязей срастаются вместе и образуют соплодие, так называемый клубочек. Таким образом, то, что мы называем семенами у салата, шпината, цикория, свеклы, сельдерейных — в ботаническом определении является плодами.

В овощеводстве необходимо уметь распознавать овощные культуры по внешнему виду семян (рис. 1-4). Большинство овощных растений имеет семена с характерными морфологическими отличиями, позволяющими в пределах одного ботанического семейства отличать овощные растения. Исключение составляет семейство капустных, представители которого имеют весьма сходные и трудноразличимые по внешнему виду семена.

Ход работы. 1. Рассмотреть смесь овощных семян и ознакомиться по приведенному ниже описанию с их морфологическими признаками — величиной, выраженностью объема, формой, поверхностью и окраской.

2. Семена из пробирки отсыпать на миллиметровую бумагу и рассмотреть под лупой. Величину семени определить в миллиметрах по клеткам бумаги.

3. Пользуясь ключом описать и зарисовать семена, используя следующую форму:

Вид Величина, мм Выраженность объема Форма Поверхность Окраска Рисунок семени

1 2 3

Рис. 1 — Семена пасленовых(вертикальными линиями обозначена истинная длина семени): 1 — томата; 2 — баклажана; 3 — перца.

1 2 3 4

Рис. 2 — Семена тыквенных(вертикальными линиями обозначена истинная длина семени): 1 — огурца; 2 — дыни; 3 – арбуза; 4 — тыквы крупноплодной.

1 2 3

Рис. 3 — Семена астровых (сложноцветных)(вертикальными линиями обозначена истинная длина семени): 1 – салат-латук; 2 – салат-эндивий; 3 – артишок.

Рис. 4 — Семена сельдерейных (зонтичных)(вертикальными линиями обозначена истинная длина семени): 1 — моркови; 2 — петрушки; 3 — пастернака; 4 — укропа; 5 – сельдерея.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10524 — | 7314 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОУ ХАРАТСКАЯ СОШ

РАБОТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ

НЕ ВЫРАСТИШЬ ОВОЩЕЙ —

НЕ СВАРИШЬ И ЩЕЙ

Распознавание семян овощных растений

по внешнему виду

УРОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА:

в рамках дополнительного

1. Методическая разработка урока сельскохозяйственного труда по теме

«Работы на пришкольном учебно-опытном участке»:

Распознавание семян овощных растений по внешнему виду (февраль-март 2012г.)

Конспект с поставленными целями мероприятия.

Указано используемое на занятии оборудование, образцы наглядности.

2. Дополнительное образование детей: сельскохозяйственный труд — овощеводство.

3. Уровень образования школьников средний.

4. Форма учебной работы классно – урочная.

5. Описание разработки:

Урок проводится в классе с использованием мультимедийной установки.

1. Познакомить учащихся с теоретическим перечнем агротехнических приемов по выращиванию овощей и семенами овощных растений;

2. Научить распознавать семена овощных растений по внешнему виду

1. Развить интерес учащихся к овощеводству, логическое мышление, наблюдательность, познавательную активность;

2. Вызвать искреннее желание овладеть необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками;

3. Дать ученикам некоторый минимум агротехнических знаний по выращиванию овощей (в форме сказа);

4. Дать ученикам некоторый минимум знаний и самостоятельных практических умений:

по нахождению внешних различий семян овощных растений: по форме, величине, поверхности, окраске;

— по калибровке семян по размеру семени на крупные, средние и мелкие семена;

— по определению формы семени: шаровидная, яйцевидная, почковидная, овальная, цилиндрическая;

-по определению поверхности семени: гладкая, ворсистая, морщинистая, ребристая, шиповидная, ячеистая;

— по определению названия семян овощных культур исходя из внешних различий семян и карточек-определителей.

5. Научить учащихся пользоваться справочной таблицей и карточками-определителями;

6. Воспитать добросовестное отношение к сельскохозяйственному труду, аккуратность, целеустремленность.

Методы обучения: объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: Комбинированный урок.

Необходимое оборудование и материалы для проведения урока:

компьютер, экран, проектор.

Необходимое оборудование и материалы для проведения практической работы:

Распознавание семян овощных растений по внешнему виду

2. листы белой бумаги;

3. листы миллиметровой бумаги или линейки;

Наглядность: мультимедийная презентация на тему

«Работы на пришкольном учебно-опытном участке»:

НЕ ВЫРАСТИШЬ ОВОЩЕЙ — НЕ СВАРИШЬ И ЩЕЙ

Распознавание семян овощных растений по внешнему виду (февраль-март 2012г.)

1. Операционная среда Word, Power Point

2. Наглядная презентация учебного материала (15 слайдов)

3. Технологический сценарий: последовательная модель.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке

1. Недостаточное количество наглядного материала.

2. Развитие наглядно-образного и логического мышления за счет повышения уровня наглядности.

Литература.

1. Б 24 «Выращивание огородных растений: 5-7 кл.: Метод. пособие,-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-176с.: ил. – (Б-ка учителя биологии).

2. 3-28 «Занятия по сельскохозяйственному труду в 4-7 классах. Метод. пособие для учителя. Под ред. А.Е. Ставровского. Изд.2, перераб. М., «Просвещение», 1974.

ПРИЛОЖЕНИЕ: мультимедийная презентация

НЕ ВЫРАСТИШЬ ОВОЩЕЙ — НЕ СВАРИШЬ И ЩЕЙ

«Работы на пришкольном учебно-опытном участке»:

Распознавание семян овощных растений по внешнему виду

Урок сельскохозяйственного труда:

НЕ ВЫРАСТИШЬ ОВОЩЕЙ — НЕ СВАРИШЬ И ЩЕЙ

«Работы на пришкольном учебно-опытном участке»:

Распознавание семян овощных растений по внешнему виду

Тема урока: НЕ ВЫРАСТИШЬ ОВОЩЕЙ — НЕ СВАРИШЬ И ЩЕЙ

«Работы на пришкольном учебно-опытном участке»:

Распознавание семян овощных растений по внешнему виду

1. Познакомить учащихся с теоретическим перечнем агротехнических приемов по выращиванию овощей и семенами овощных растений;

2. Научить распознавать семена овощных растений по внешнему виду

1. Развить интерес учащихся к овощеводству, логическое мышление, наблюдательность, познавательную активность;

2. Вызвать искреннее желание овладеть необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками;

3. Дать возможность приобретения самостоятельных практических умений:

— нахождение внешних различий семян овощных растений;

— калибровка семян по размеру семени на крупные, средние и мелкие семена;

— определение формы семени (шаровидная, яйцевидная, почковидная, овальная, цилиндрическая);

— определение поверхности семени (гладкая, ворсистая, морщинистая, ребристая, шиповидная, ячеистая).

4. Воспитать доброту, отзывчивость, готовность прийти на помощь, добросовестное отношение к сельскохозяйственному труду, аккуратность, целеустремленность.

1.по источнику информации: словесные, наглядные, практические.

2.по способу усвоения:

а) проблемное объяснение

б) частичное участие детей в работе

в) исследовательский метод

3.по способу деятельности учителя и ученика:

— методы устного изложения,

4.по дидактической цели:

— методы сообщения новых знаний,

— методы закрепления знаний,

— методы проверки и оценки знаний.

Тип урока: комбинированный.

Время реализации занятия: 45-60 минут.

Материалы и оборудование:

1. необходимое оборудование и материалы для проведения урока:

компьютер, экран, проектор.

2. необходимое оборудование и материалы для проведения практической работы по распознаванию семян овощных растений по внешнему виду:

1. коллекция семян;

2. листы белой бумаги;

3. листы миллиметровой бумаги или линейки;

Наглядность: мультимедийная презентация на тему

«Работы на пришкольном учебно-опытном участке»:

НЕ ВЫРАСТИШЬ ОВОЩЕЙ — НЕ СВАРИШЬ И ЩЕЙ

Распознавание семян овощных растений по внешнему виду (февраль-март 2012г.)

1. Операционная среда Word, Power Point

2. Наглядная презентация учебного материала (15 слайдов)

3. Технологический сценарий: последовательная модель.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке

1. Недостаточное количество наглядного материала.

2. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Необходимое оборудование и материалы для проведения урока:

компьютер, экран, проектор.

1. Домашнее задание ученикам: Выучить стихотворение «ОВОЩИ»

2. Подготовить: 2 разноса:

на первом разносе: цветные пакетики из под семян овощных растений (15 шт);

на втором разносе: смеси семян овощных растений из 15шт. семян, идентичных пакетикам на первом разносе. Количество смесей из семян равно количеству учащихся в классе.

3. Подготовить: таблицу 1 « Внешние признаки семян овощных растений»

определительные карточки «А» и «Б» для проведения практической работы в расчете на каждого ученика (или 1 карточка на двоих учеников);

карточки (размером 10Х15 см) по следующей форме:

Порядок заполнения карточки: 7.

Размер семени (мм):

Размер семени (крупное, среднее, мелкое)

(нарисовать семя боба)

Из расчета 2- 4 карточки в расчете на каждого ученика.

До урока на доске записать: дата проведения урока,

тема урока: НЕ ВЫРАСТИШЬ ОВОЩЕЙ — НЕ СВАРИШЬ И ЩЕЙ

Работы на пришкольном учебно-опытном участке:

Распознавание семян овощных растений по внешнему виду

Начертить карточку – образец для описания семян овощных культур.

Порядок заполнения карточки: 7.

Размер семени (мм):

Размер семени (крупное, среднее, мелкое)

(нарисовать семя боба)

Для каждого ученика

на стол поставить посуду со смесью семян овощей;

-положить белый лист бумаги А 4;

— положить определительные карточки «А» и «Б»;

— положить таблицу 1 «Внешние признаки семян овощных растений»;

— положить 2-4 карточки для описания различий семян овощей;

— линейку или миллиметровую бумагу;

ЭТАПЫ УРОКА и их продолжительность:

1. Организационный момент – 2мин

2. Этап проверки домашнего задания – 3 мин

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний – 10 мин

4. Этап усвоения знаний – 25-26 мин

5. Этап закрепления – 3 мин

6. Информационный этап – 1 мин

Сообщение учащимся темы занятия и названия практической работы.

(Рабочие места учеников готовы к уроку.

Ученики класса стоят все возле доски, для того чтобы по разрешению учителя прочесть домашнее задание (стихотворение «ОВОЩИ»).

Учитель: Добрый день всем присутствующим в классе. Сегодня у нас проводится урок сельскохозяйственного труда по теме:

«НЕ ВЫРАСТИШЬ ОВОЩЕЙ — НЕ СВАРИШЬ И ЩЕЙ»

В рамках урока будет выполнена одна из практических работ, проводимых на учебно-опытном участке школы, такая как:

*. Распознавание семян овощных растений по внешнему виду

*. Учитель: Цели нашего занятия таковы:

1.Познакомиться с агротехническими приемами выращивания овощей и семенами овощных растений

2.Научиться распознавать семена овощных растений по внешнему виду

II. Этап проверки домашнего задания,

в котором содержатся (и сообщаются) познавательные сведения:

Д/задание: ученики к уроку должны выучить стихотворение «ОВОЩИ».

Ребята, вы готовились к уроку. (Учили стихотворение «ОВОЩИ»).

Покажите нам домашнее задание.

(Ученики выходят, строятся и читают стихотворение «ОВОЩИ»)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох.

Все овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка иль свекла. Ох.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох.

Накрытые крышкой в душном горшке,

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох.

И суп овощной оказался неплох!

Учитель: Садитесь ребята.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключенья,

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из них вкуснее?

Кто из них нужнее?!

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.

Учитель: В стихотворении «ОВОЩИ» хозяйка купила овощи на базаре. вопрос: А где еще можно взять овощи? Где овощи берут ваши родители?

ответ: (выращивают на домашнем огороде)

Учитель: На учебно-опытном участке школы каждый год учащиеся 5-8 классов тоже выращивают овощи.

Вопрос: Можно ли перепутать плоды — овощи между собой?

Ответ: Нет. Перепутать овощи довольно трудно, потому что они отличаются друг от друга по внешним признакам (форме, цвету, размеру).

Учитель: Откуда в огородах летом и осенью берутся овощи – плоды, которые мы собираем?

Ответ: Овощи-плоды вырастают за лето на овощных растениях.

*. Учитель: Как на школьном огороде

Летом овощи растут.

Мы сегодня для урока

Их собрали в классе тут.

Вопрос: Можно ли перепутать растения овощей между собой?

Ответ: Нет. Перепутать растения овощей довольно трудно, потому что они отличаются друг от друга по внешним признакам (высоте растения, форме, размеру и окраске листьев, форме и окраске цветов и соцветий и др.)

Учитель: Откуда летом на грядках в огородах берутся овощные растения?

Ответ: Овощные растения вырастают из семян.

Учитель: Посмотрите внимательно на экран: семена у овощных растений тоже различны. Невозможно спутать семена капусты и дыни, редиса и огурца, моркови и арбуза, репы и тыквы, лука и томатов. Ведь они очень разные по размеру и форме. Кроме того, семена отличаются своей поверхностью, окраской и запахом. Семена моркови, сельдерея, укропа, петрушки можно без труда узнать по запаху.

*. Учитель: А сейчас я расскажу вам, ребята, сказ про то, как семена заблудились, и доброго волшебника, который очень хотел помочь семенам вернуться домой, но не смог. Поэтому сейчас у сказа нет конца. Для того, чтобы сказ закончился хорошо, его героям нужна помощь… Давайте слушаем и подумаем: «Может, мы сможем помочь героям сказа?» Итак,

Сказ про то, как семена заблудились

и доброго волшебника.

Давным-давно, а, может быть, совсем недавно в стране АГРОС жила одна добрая женщина. Жила она в своем доме на берегу речки. Рядом с домом был небольшой огород. Каждую весну, как только таял снег, а солнышко прогревало землю, она брала корзинку с пакетиками-домиками, в которых спали семена овощей, шла в огород, делала грядки и на каждую из них высевала семена какого-нибудь овоща. Грядок было много. Много разных овощей сеяла Хозяйка.

И как только семена попадали в землю, они просыпались и начинали расти. Сначала из семени показывался росточек, затем на поверхности земли появлялись всходы. Все лето Хозяйка ухаживала за растениями: поливала, полола, рыхлила и мульчировала грядки, прореживала растения там, где они густо взошли, подкармливала их удобрениями, пасынковала, подвязывала, окучивала…

Нелегко ей было выращивать овощи. Приходилось рано вставать, поздно ложиться.

Матушка-земля помогала ей. Но она отдавала свою силу в сочную морковку, сладкий огурец, ароматные укроп и петрушку только потому, что добрая женщина заботилась о ней, а за растениями ухаживала, как за малыми детьми.

Хозяйка любила свой огород и землю в нем, знала приемы ухода за растениями, была настойчивой и терпеливой, а на грядках у нее всегда был порядок. В благодарность за ее труд и заботу на овощных растениях вырастали и поспевали плоды, вызревали семена. Осенью Хозяйка убирала богатый урожай. Собирала она и семена. Аккуратно разлаживала их в разные домики — пакетики с картинками, где они сладко спали до следующей весны.

Женщина была счастлива. Ведь вкус свежих овощей, выращенных своими руками, не сравним ни с чем. Истинное наслаждение она испытывала тогда, когда могла отведать салата из свежих огурцов, похлебать горячих щей или борща, похрустеть сочной сладкой морковкой, выпить стаканчик томатного сока или съесть горбушку ржаного хлеба, натертого зубком чеснока и посыпанного солью.

Так повторялось из года в год. Только однажды семена проснулись раньше обычного времени, и высыпались из своих пакетиков в корзинку.

Там они перемешались, заблудились и не смогли вернуться домой. Увидела это Хозяйка и очень расстроилась. Она не знала, семена, каких овощей заблудились. А если семена положить в чужие домики, значит, весной на грядке с морковкой прорастут семена другого овоща. Так же и на других грядках. А за каждым овощным растением нужен свой уход. При неправильном уходе – растения могут погибнуть, или не дать урожай.

А не вырастишь овощей – не сваришь и щей. Беда — да и только!

Увидел это добрый волшебник и решил помочь Хозяйке огорода с помощью волшебных предметов. Но его волшебная палочка, волосы из бороды старика Хоттабыча, лепестки цветика-семицветика, оказались бессильны. Долго думал волшебник и придумал: он отправил заблудившиеся семена и их домики-пакетики, к нам на урок, и очень просил помочь: вернуть каждое из семян в свой домик.

Ребята, вы готовы помочь волшебнику, семенам и Хозяйке огорода?

1. Показ необходимого оборудования для проведения практической работы:

*. Учитель: Для того чтобы вернуть семена в их домики, вам нужны будут предметы, которые лежат у вас на столе: (оборудование)

2. листы белой бумаги;

3. листы миллиметровой бумаги или линейки;

5. Таблица «Внешние признаки семян овощных растений»

2. Теоретическое знакомство с ходом работы и практическая работа учащихся:

Учитель: Ребята, сейчас вы должны:

Рассмотреть коллекцию овощных семян и семена из сказа. Сравнить их. Найти семена схожие по форме, величине, поверхности, окраске. Положить похожие семена из сказа поверх семян в коллекции. Назвать их. Проверить себя, сравнив внешние признаки семян из сказа с таблицей (1), которая будет на экране и есть у вас на столах.

(Ученики выполняют задание)

После выполнения задания (семена овощей из сказки положить поверх таких же семян в коллекции семян):

Учитель: Молодцы. С первым заданием вы справились. Давайте вместе с вами по таблице 1проверим, а правильно ли вы нашли одинаковые семена из сказа и семена в коллекции семян, совпадают ли их внешние признаки?

После выполнения первого задания у учеников должны остаться еще семена. Те семена, которые верно определены путем сравнения с коллекцией семян и таблицей, ссыпаются учениками в семенные пакетики-домики.

Учитель: Семена, которым вы определили названия путем сравнения с коллекцией семян, давайте вернем в их пакетики-домики.

Но у вас еще остались семена, такие, каких нет в нашей коллекции семян. *.

Учитель: Для того чтобы определить семена каких овощей у вас еще остались вы должны:

— Поместить семена на лист белой бумаги, разобрать их по размеру (крупные, средние, мелкие)

— Рассмотреть семена. Найти внешние различия семян по форме, величине, поверхности, окраске и назвать, каких овощных растений эти семена

1. Измерить с помощью миллиметровой бумаги или линейки величину семян. Семена разложить на 2 кучки: крупные (больше 7мм),

2. Рассмотреть семена различных овощных растений: их

— форму (шаровидная, яйцевидная, почковидная, овальная, цилиндрическая);

— поверхность (гладкая, ворсистая, морщинистая, ребристая, шиповидная, ячеистая).

3. По образцу описать семена одного — двух овощных растений.

Сортовой и семенной контроль

Как указывалось выше, задача семеноводства — не только размножение сортовых семян, но и обеспечение сохранения их высоких сортовых и посевных качеств. Поэтому в семеноводческой работе осуществляется постоянный контроль за качеством семян. Он представляет собой систему мероприятий, охватывающих все этапы семеноводства — выращивание, заготовку, хранение, реализацию и использование семян. Контроль за сортовыми качествами семян называется сортовым, за семенными качествами — семенным.

Контроль в семеноводстве подразделяется на государственный и внутрихозяйственный. Государственный контроль осуществляют соответствующие управления и отделы министерств сельского хозяйства союзных, автономных республик, краевые и областные производственные семенные инспекции, государственные инспекции по карантину и защите растений, а также специалисты объединений «Сортсемовощ». Внутрихозяйственный контроль в семеноводческих хозяйствах возлагается на агрономов-семеноводов или главных агрономов хозяйств, в объединениях «Сортсемовощ» — на старшего и главного агронома. Участвуют в контроле также специалисты инспекции по карантину и защите растений. Эти формы контроля курируются Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

Сортовой контроль. Государственный сортовой контроль включает полевую апробацию, сортовое обследование семенников перед цветением, лабораторный сортовой контроль, оранжерейный сортовой контроль, грунтовой контроль.

Апробация (одобрение) — оценка степени чистосортности сортового семеноводческого посева. Сортовую оценку посева овощных культур проводят в поле. Полевую апробацию проводит агроном-апробатор, прошедший специальную подготовку на курсах апробаторов. Апробация осуществляется в присутствии представителя хозяйства, отвечающего за выращивание семян. Работу апробаторов контролирует инспектор по апробации. Списки инспекторов и агрономов-апробаторов утверждают соответствующие производственные управления сельского хозяйства.

Апробацию элитных посевов проводит селекционер или семеновод, ответственный за выращивание семян элиты, в присутствии инспектора по элите научно-исследовательского учреждения и представителя Сортсемовощ. При апробации проверяются документы на высеянные семена, на проведение сортопрочисток, определяется соблюдение пространственной изоляции, выполнение агротехнических мероприятий. К апробации приступают при наступлении массовой технической спелости овощей. В это время четко выявляются апробационные признаки, по которым можно установить сортовую чистоту размножаемого материала.

Для определения сортности посева отбирают пробу. Проба — группа растений, взятых подряд из одного ряда. Растения берут до тех пор, пока не будет проанализировано 50 растений, имеющих четко выраженные апробационные признаки и хозяйственное значение (у лука 50 гнезд).

Таким образом, при анализе пробы все растения делят на две группы: I — растения имеют апробационные (в том числе и сортовые) признаки и они хозяйственно-ценные; II — растения не имеют апробационных признаков, недоразвитые (недогоны) или утратили их (уродливые, поврежденные, стеблюющиеся или стрелкующиеся). У редиса и редьки следует различать стеблюющиеся растения резких гибридов (I группа) и скороспелых форм (II группа).

Анализ растений в пробе у большинства овощных культур проводят на корню (кроме корнеплодов, гороха, лука, мангольда). Растения гороха выдергивают за корневую шейку. Число проб и количество растений I группы определяются культурой и размером семеноводческого посева (табл. 2.7).

Пробы в полевых условиях берут по диагонали участка ступенчато, в точках, расположенных на равных расстояниях. Результаты анализа проб записывают в специальном документе — Блокноте апробации. Карантинное обследование посевов оформляют актом, прилагаемым к акту апробации.

Определение сортовой чистоты посева проводят на основе анализа на сортность растений I группы. В пробах в пределах растений I группы устанавливают соотношение сортных растений (т. е. растений апробируемого сорта) и растений примеси. Это соотношение и дает процент сортовой чистоты посева.

В состав смеси входят: отклонение от основного сорта (растения имеют тип сорта, но резко отличаются от него по отдельным признакам), гибриды в пределах одной разновидности; растения других сортов; резкие гибриды, т. е. гибриды между видами и разновидностями, сортами различного типа хозяйственного использования, сортами и дикими формами.

Сортовое обследование семенников перед цветением проводится при семеноводстве двулетних овощных культур, редьки летней и редиса апробатором в присутствии лица, ответственного за семеноводство в хозяйстве, и представителя Сортсемовощ (при обследовании элитных семенников).

Цель сортового обследования семенников — установить соблюдение пространственной изоляции, выполнение агротехнических мероприятий, фактическую площадь и состояние семенников, пораженность последних болезнями и вредителями.

В случае нарушения пространственной изоляции сортовую оценку снижают на одну категорию.

Лабораторный сортовой контроль применяют для культур, семена которых имеют сортовые различия. Осуществляют лабораторный контроль для выявления резких сортовых примесей у фасоли, гороха, бобов, арбузов, дыни, салата и определения видовых примесей у тыквы, шпината, сахарной кукурузы.

Семена овощного гороха анализируют на засоренность семенами пелюшки. Для анализа набухшие семена опускают в 1%-ный раствор двухромовокислого калия. При этом семена пелюшки окрашиваются в коричнево-красный цвет, а семена овощного гороха своей окраски не меняют.

Т. Е. Ермолаева предложила химический способ распознавания семян некоторых культур семейства капустных: 2—3 семени помещают в пробирку и капают в нее три капли 10%-ного раствора NaOH. Пробирку помещают в термостат с температурой 25—28°С на 2 ч. Вытяжка семян капусты будет иметь вишневую окраску, брюквы — коричневую, турнепса и репы — зеленоватую, светлую, почти прозрачную.

Лабораторный контроль является вспомогательным способом и требует последующего грунтового контроля или полевой апробации.

Оранжерейный сортовой контроль проводят для определения видов капустных растений по рассаде в возрасте двух-трех настоящих листьев и всходов столовой свеклы на засоренность ее кормовой и сахарной свеклой. Для оранжерейного контроля высевают четыре пробы по 100 семян в каждой. При этом контроле можно определить сортовые примеси лука по окраске шейки рассады, у томата — по первым настоящим листьям.

Грунтовой контроль проводят с целью установления сортовой чистоты и видовой принадлежности семян. Контролю подвергают семена элиты, гибридные семена исходных родительских форм, выборочно партии семян, предназначенные для семеноводства и для посева на продовольственные цели, импортные семена, а также при необходимости семена арбитражных образцов. Грунтовой сортовой контроль проводят научно-исследовательские учреждения.

Проверяют сортовые качества при грунтовом контроле путем высева образцов семян и анализа выращенных растений по методике полевой апробации. Посев семян проводят без повторений, прореживание — объективным методом по шаблонам. Анализу на сортность в отличие от апробации подвергают все нормально развитые растения в зависимости от культур — 200—500 шт. в открытом грунте и 100—200 шт. в защищенном. При выращивании растений необходимо строго выполнять агротехнику, принятую в данном районе.

Результат грунтового сортового контроля оформляют актом, который подписывают руководитель организации и специалист по грунтовому контролю.

Внутрихозяйственный сортовой контроль включает следующие виды контроля: сортовые прочистки семеноводческого посева (высадок), осенний и весенний отбор маточников.

Сортовые прочистки проводят на всех семеноводческих посевах на протяжении вегетационного периода по мере обнаружения примесей и заболевших растений. При беспересадочной семенной культуре сортовые прочистки должны быть особенно тщательными.

Сортовой отбор. После апробации приступают к сортовому отбору маточников, семенных растений и плодов. Проводят его под руководством агронома-семеновода, обслуживающего данное хозяйство, при непосредственном участии лица, ответственного за семеноводство в хозяйстве.

По двулетним культурам, луку сортовой отбор маточников проводят после апробации во время уборки и закладки их на зимнее хранение и весной после хранения перед высадкой в открытый грунт или после перезимовки в грунте. При семеноводстве редиса и редьки летней с пересадкой маточников результаты отбора маточников оформляют Актом осеннего отбора семенников (маточников).

Исключение посевов и высадок семенников из сортовых проводят по следующим причинам:

Когда сортовые качества посевов ниже минимальных норм сортности (ниже III сортовой категории);

Если состояние посевов при апробации и при обследовании семенников перед цветением оценивается как плохое;

Если при апробации, сортовом обследовании семенников перед цветением и обследовании их перед уборкой установлено, что поражение посевов болезнями, особенно передающимися с семенами, или вредителями выше установленного предельного процента;

Если при апробации установлено, что хозяйственно негодных растений II группы больше 20%;

Если нарушена пространственная изоляция посевов или высадок, отнесенных к III сортовой категории;

Если не проведена необходимая сортовая прочистка, а также не выполнено требование апробатора по проведению сортовой прочистки у однолетних овощных культур;

Если не проведен осенний отбор маточников у двулетних овощных культур на участках, отнесенных к III сортовой категории;

Если отсутствуют сортовые документы на высеянные семена.

Семенной контроль. Задача семенного контроля — проверка посевных, физических качеств семян, зараженности их болезнями и вредителями при производстве семян, хранении и реализации.

Государственный семенной контроль осуществляют государственные семенные инспекции, государственные инспекции по карантину и защите растений. Государственные семенные инспекции делятся на республиканские, областные и районные. Республиканские, областные инспекции руководят и проверяют работу районных инспекций, инструктируют их, участвуют в подготовке и повышении квалификации работников.

Посевные качества устанавливают государственные семенные инспекции методом лабораторного анализа среднего образца семян от каждой их партии. Средний образец для определения посевных качеств семян помещают в чистый мешочек из плотной ткани, предварительно продезинфицированный. В него вкладывают этикетку и пломбируют или опечатывают сургучной печатью. Образец для определения зараженности семян болезнями помещают в бумажный пакет, а образец для определения влажности и зараженности семян амбарными вредителями — в чистую сухую стеклянную посуду, которую закрывают пробкой и заливают сургучом, воском или парафином. Для арбитражного анализа отбирают арбитражный образец семян.

Внутрихозяйственный семенной контроль — контроль за своевременным и качественным выполнением семеноводческой агротехники (сроки посева и высадки маточников, предпосадочная подготовка маточников и семян, площади питания, борьба с болезнями и вредителями, орошение, подкормки и др.), обследование семенников на пораженность болезнями и вредителями, установление оптимального срока уборки, режима дозаривания и обмолота семенников, контроль за режимом сушки, хранения семян маточников. Осуществляют его агрономы-семеноводы семеноводческих хозяйств, а также специалисты системы «Сортсемовощ».

Плодоовощеводство. Производственное обучение
Автор: Гордеева А.В. Козлов Н.И. Скорина В.В.
Издательство: Ураджай
Год: 2002

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий