Что делает ежик осенью

Содержание статьи

  • Где и как зимуют ежики
  • Чем питаются ежики
  • Сколько живут ежи

Способность ежей впадать в оцепенение, то есть в спячку, и долгое время оставаться в таком состоянии с пониженной температурой тела связывают с тем, что у них терморегуляция далека от совершенства.

У ежей активный период жизни, в зависимости от климатических условий их проживания, занимает от четырех месяцев до семи. Под спячкой понимается видовая адаптация зверей к неблагоприятным климатическим условиям. Причина спячки в зависимости от условий проживания может быть разной, у ежей это чаще всего – отсутствие кормов или низкая для них температура.

Как ежи впадают в спячку

В теплое время года ежи накапливают подкожный жир. Когда насекомые — основная пища ежей — пропадают, еж уже обеспечивает себе запас питания на время спячки. Ее также связывают с несовершенством терморегуляции – даже в вольере, когда в пище недостатка нет, ежи все равно впадают в оцепенение.

Накопление жира во время подготовки к спячке свидетельствует о том, что животное достаточно подготовлено к продолжительному голоданию, которое ожидает его во время зимнего сна. Отложившийся под кожей и во внутренних органах жир во время спячки будет постепенно расходоваться, и ко времени пробуждения его остается небольшое количество, достаточное только лишь для того, чтобы «разогреть» просыпающийся организм.

Где зимуют ежи

Перед тем как залечь в спячку, ежу надо не только накопить жир, но и обеспечить себе хорошее убежище на всю зиму. Несовершенное убежище может стоить животному жизни. Осенью ежи отыскивают глубокие норы, которые находятся под землей на глубине примерно полтора метра. В условиях неволи искусственную нору также нельзя располагать близко к поверхности земли – она будет промерзать.

Ежи могут зимовать в норах, которые вырыли сами, или в чужих. Те животные, которые постоянно обитают в вольерах, вполне охотно пользуются для зимней спячки специально подготовленными для них искусственными норами. Норы с ежами постепенно засыпает снег – термоизолирующие свойства такого покрова оказываются вполне подходящими. В норе ежи зимуют в одиночку. В вольерах при устройстве нор надо делать их в расчете на каждого зверька.

Спящий еж сворачивается в шар, его лапки и нос прижимаются к брюшку, хвост – к голове. Это снижает теплоотдачу с тех участков тела, которые оголены и беззащитны перед воздействием холодного воздуха. Температура животного в этот период становится очень низкой – всего лишь на градус выше, чем окружающая среда.

Задумывались ли вы хоть иногда о том, что мы знаем о лесных жителях? Мы все с детства с удовольствием смотрели мультфильмы, где милый зайка часто попадал в передряги, а сердитый волк был его злейшим врагом. Довольно часто в детских мультфильмах можно встретить полюбившегося всем персонажа – ежика, который старательно тащит на своих колючках аппетитное яблочко, но на этом зачастую наши знания об образе жизни этого колючего зверька заканчиваются. Так давайте с вами вместе окунемся в мир лесных животных, чтобы на вопрос нашего ребенка: «Как готовится ежик к зиме?» — с достоинством поведать ему о том, что собой представляет этот маленький клубок иголок.

Внешний вид

Это небольшой млекопитающий зверек, который имеет общую длину тела около 20-30 см. Мы никогда на фотографиях с изображениями ежа или просто рисунках не видим хвоста, но он у него есть, просто очень маленький – всего 3 см.

Ежик имеет вес всего 700-800 грамм, и относительно небольшие уши, которые чаще всего не достигают и 3,5 см. Верхняя челюсть животного имеет около 20 острых, но мелких зуба, а вот на нижней их немного меньше – всего 16. Мордочка слегка удлиненная, можно сказать, клинообразная. Лапки снабжены пятью пальцами, на которых есть острые когти. Молодые особи ежей имеют около 3 тысяч иголок, а взрослые до 5-6 тысяч, поверхность этих иголок гладкая, а окраска характеризуется чередованием светлых и буроватых поясков. Внутри иглы полые и наполнены воздухом, на голове, боках и спине достигают 2 см в длину и растут достаточно быстро, как и волосы, расположенные среди иголок. Они редкие и тонкие, но достаточно длинные, а на брюхе у животного имеют темный цвет.

Среда обитания

Ежа можно встретить в самых разнообразных местах, зачастую его любимые места обитания — опушка леса, заросли кустарников, полянки… Также ежи часто «селятся» рядом с жилищем людей. Этот распространенный зверек может обитать в Центральной и Западной Европе, на юге Скандинавии, Западной Сибири, а также в Испании и Казахстане. Вообще, ежи избегают сплошных хвойных массивов и обширных болот, остальные места, в которых растут деревья, даже если это освоенный человеком парк, являются вполне полюбившимся для них местом. Ежи прекрасно уживаются рядом с человеком, и даже являются его помощником в борьбе с различного рода грызунами, улитками и прочими не самыми приятными «соседями».

Размножение

Прежде чем поговорить о том, что делает ежик зимой, необходимо иметь представление, какой образ жизни он ведет, и как у него происходит процесс спаривания и размножения. Процесс поиска партнера для выведения потомства наступает после зимней спячки, когда в лесу ежи могут найти достаточное количество пищи. Самцы дерутся между собой за самку и активно за ней гоняются. С наступлением беременности ежихи готовят надежное убежище для себя и будущего потомства. Это место они застилают мхом, листьями, сухой травой и тщательно его маскируют. В помете у самки бывает обычно 3-5 ежат, которые появляются на свет с закрытыми глазами и ушами, а вместо иголок у них только мягкие зачатки. Уже через 2 недели у молодого потомства формируются иголки, а к концу второго месяца жизни они покидают свое логово навсегда, оставляя мать, – такой вот он ежик. Где живет зимой каждый из них, пока еще не ясно, ведь ежи – одиночки и яростно сражаются и охраняют свою территорию, поэтому разбредаются в разные стороны.

Соседство людей и ежа

Этот колючий зверек давно уже стал для человека добродушным и безобидным соседом. Те, кто живет в своих домах, прекрасно знают, что еж с удовольствием уничтожает вредных насекомых, гусениц и даже грызунов. Порой доведенные до отчаяния люди не знают, как бороться с этими вредителями, и, узнав о повадках ежей от знакомых или из других источников, решают завести это животное. Уже через самое короткое время на территории, где поселяется еж, не останется ни одного вредителя. Поэтому если говорить о том, что делает ежик зимой, можно смело предположить, что он отдыхает. Однако животное имеет и, так сказать, вредные «привычки»: он уничтожает яйца и потомство птиц, которые гнездятся на земле. К тому же является переносчиком таких заболеваний, как желтая лихорадка, бешенство, дерматомикоз, сальмонеллез и т. д. Еж может принести в своих колючках клещей, блох и других довольно неприятных и даже опасных насекомых. Своими иголками он словно щеткой собирает клещей с травы, а избавиться от них самостоятельно не в состоянии.

Поведение ежа

Как готовится к зиме еж? Этот вопрос интересует многих любителей животных, а тем более тех, кто завел в своем доме именно ежа. Дело в том, что поведение любого зверька в неволе и в его естественной среде обитания зачастую отличается, поэтому рассмотрим эти два варианта отдельно.

Вообще, в зависимости от климатических условий жизни ежа можно предположить, что активный период его жизни занимает от четырех до семи месяцев. Этот отрезок времени, в свою очередь, можно условно разделить на пробуждение, репродуктивный период и подготовку к спячке.

Спячка на воле

Если еж живет в своей привычной среде обитания, то на протяжении теплого времени года он активно копит запас жира, ведь нам известно, что ежик впадает зимой в спячку, а для того чтобы пережить холодное время года, необходимо иметь достаточно сил. С наступлением холодов исчезает пища, которой обычно питаются ежи, довольно редко встречаются жуки и грызуны, исчезают гусеницы, ночная жизнь словно замирает. Колючий зверек тоже старается перестроить на новый лад свой жизненный распорядок.

Как готовится к зиме еж и что такое спячка? Это в первую очередь специфическая видовая адаптация зверьков, при этом представители вида по-разному воспринимают неблагоприятные условия жизни, поэтому впадать в спячку могут тоже по разным причинам. Для ежей главным основанием для ухода в спячку является в первую очередь отсутствие основных кормов, и уже на втором месте стоит температура окружающей среды. Если сравнивать ежа с другими животными, то, например, песчанки и бурундуки могут сделать запас своего растительного корма, а вот сделать запас насекомых просто невозможно, поэтому в теплое время года еж активно накапливает жир. Впрочем, зимнее оцепенение ежей также можно связать и с его несовершенной терморегуляцией.

Спячка в неволе

Несмотря на то что для ежа в неволе создаются все условия для жизни, и он не нуждается в запасе пищи, так как она у него есть в свободном доступе, эти зверьки, тем не менее, все равно могут впадать в спячку, хотя температура и не понижается. К слову сказать, биологи изучали вопрос, как готовится к зиме еж, и пришли к любопытному выводу, что на активность животного влияет свет, который является синхронизатором сезонной активности.

Миф о еже

Любопытно и немножко даже грустно узнать, что наше представление о ежике, несущем на своих иголках яблочко или гриб, в корне ошибочно. Эти зверушки никогда не накалывают на иголки пищу, максимум они могут таким способом перенести листья для своей норки.

Теперь вы узнали много интересного о ежах, но даже если встретите в лесу или около дома это животное и принесете его домой, помните о том, что на вас лежит большая ответственность за жизнь этого маленького и беззащитного зверька. Но и не забывайте о том, что ежик спит зимой, поэтому, если вы видите, что животное совсем мало весит, это значит, что оно недостаточно набрало жирового запаса перед вхождением в состояние анабиоза, и очень велика вероятность того, что ваш колючий сосед может не пережить холода на воле.

Жанна Каренгина
«Друзья ёжика». НОД в средней группе

Цель: закрепление знаний об изменениях в живой природе осенью.

Задачи: Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе, о подготовке к зиме диких животных.

Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки);

Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, воображение, логическое мышление, интерес, чувство формы.

Закреплять умение самостоятельно изображать ежа, пользуясь знакомыми способами лепки (лепка овала кистями рук, голову оттянуть пальцами от общей формы); экспериментировать с природными материалами для изображения колючей "шубки";

Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе, способствовать формированию эмоционального отклика в детях.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Безопасность», «Труд», «Музыка».

Материалы, инструменты, оборудование:

Пластилин, сухие листья (для фона)

• Для "иголок" семечки подсолнуха,

• Для глаз и носа материал на выбор: зернышки гороха, пластилин.

• Доски для лепки, салфетки бумажные.

• Подставки для готовых работ

• Коллаж из осенних листьев

•Музыкальное сопровождение: муз. Игра «Жил в лесу колючий ежик» слова Н. Зарецкой.

Предварительная работа:

• Рассматривание картин с лесными животными, осенним пейзажем.

• Рассматривание изображений ежей в книгах, фотографиях.

• Беседа о внешнем виде и образе жизни ежей.

• Чтение рассказа Е. Чарушина "Ёжик" в книге с авторскими иллюстрациями.

• Чтение стихотворения В. Шипуновой "Ёжик".

• Отгадывание загадок о лесных животных.

• Разучивание пальчиковой гимнастики "Ёжики".

Ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/lepka-druzja-ezhika.html

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

В лес, ребята, на прогулку,

Приглашаю вас пойти.

Нам, пожалуй, не найти

Друг за другом становитесь

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдем.

Может здесь, в лесу волшебном

Мы листочки соберем?

Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, ребята, как красиво в лесу!

Дети входят в группу (на фоне музыки, здороваются и садятся перед экраном. На экране изображена осень.

Воспитатель: Ребята, какое время года изображено на экране? (Осень) (Слайд 1)

Воспитатель: А, как вы догадались, что это осень?

Дети: На деревьях желтые листочки.

Воспитатель: Правильно. Листочки пожелтели, наступила осень. Давайте вспомним, что происходит осенью в природе?

Предполагаемые ответы детей: Осенью становится холоднее.

Солнышко прячется за тучи и реже греет нас своими лучами. (Действие).

Идет дождь (Действие).

Люди надевают теплую одежду (Действие).

Птицы улетают в теплые края (Действие).

Люди собирают урожай в садах и огородах.

Листья меняют свою окраску и опадают.

Дует холодный ветер, с деревьев падают листочки (Действие).

Воспитатель: Ребята, а как называется явление природы, когда с деревьев падают листья?

Дети: Листопад. Правильно! (Слайд «Листопад»)

Воспитатель: Ребята, как красиво осенью в лесу! Посмотрите, сколько разноцветных листьев лежит на земле.

Какого они цвета?

Дети: желтые, красные, оранжевые, коричневые.

Воспитатель: Вот и к нам на полянку красивые, осенние листочки прилетели!

Игра «С какого дерева лист?»

Давайте поиграем в игру. Споём песню и соберем листочки.

Условие игры: каждый возьмет себе 2 листочка, одинаковых по цвету, которые упали с одного дерева. (Дети поют песню «Погуляем в садике своем». Выполняют движения, соответствующие словам песни, поднимают с пола листочки).

Воспитатель: Посмотрите, у вас листья все одинаковые? (Нет). Спросить каждого ребенка, с какого дерева упал лист и как он называется: с березы — березовый листок, с клёна – кленовый…. Ответы детей. Дети ставят листья в вазу.

Давайте посчитаем. Сколько красных (желтых, оранжевых) листочков мы собрали? (Ответы детей)

Молодцы. Посмотрите, какой красивый букет из листьев у нас получился.

Воспитатель: Ребята, садитесь на коврик.

Как вы думаете, чем заняты в лесу звери осенью?

Дети: Готовятся к зиме.

Воспитатель: Давайте вспомним, как звери готовятся к зиме. (Показ слайдов с дикими животными)

Что делает зайчик осенью?

Дети: Меняет свою шубку с серой — на белую. Зимой на белом снегу он будет незаметен лисе. Белая шубка теплее серой, поэтому зайка зимой не мерзнет.

Воспитатель: Правильно, ребята.

Воспитатель: Как белочка готовится к зиме?

Дети: Готовит запасы на зиму: собирает шишки, ягоды, грибы; меняет свою шубку.

Воспитатель: Что медведь делает осенью?

Дети: Много ест, накапливает жир; готовит к зиме берлогу, чтобы зимой крепко спать.

Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, кто сейчас появиться на экране.

Живёт в глуши лесной.

Иголок — очень много,

А нитки не одной.

Дети: Ёжик. Слайд – ёжик

Воспитатель: Правильно, это ежик.

Кто знает, что делает ёж осенью? (Рассказ сопровождается слайд — шоу).

Дети: Бегает по лесу, пыхтит, фыркает, шуршит листочками. Ночью и днем таскает в норку сухие листочки и мох, готовит себе постельку на зиму.

Воспитатель: А как ежик носит листочки в норку?

Дети: Ему помогают его иголки. Он сворачивается клубочком и катается по сухим листьям. Листочки накалываются на его острые колючки, потом ежик прибегает в норку и стряхивает их с иголок. А ещё иголки служат ему защитой.

Воспитатель: От кого защищается, кого боится ёжик? (Слайд)

Дети: Лисы, волка.

Воспитатель: Правильно!

Когда ёж почувствует опасность, тут же сворачивается в клубок, прячет свою смешную мордочку, лапки и животик.

Всю зиму ёж, как и медведь, спит. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ежик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Тощий, худой ежик до весны не доживет. Вот и бегает осенью еж, старается побольше наесться. Кормиться еж ночью.

Дети: Любит ежик: лесные яблоки, ягоды, грибы, червей, лягушек, мышей – всеядный.

Воспитатель: Когда наступает осень, ежи прячутся в норки и засыпают крепким сном до весны.

Давайте с вами поиграем.

Динамическая пауза

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)

Не умел он топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки")

Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг. (Прыгают на двух ногах)

Только носом двигать — Шмыг-шмыг-шмыг.

А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли, (Шагают на месте)

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)

Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки")

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах)

Научили бегать… (Бегут на месте)

А он их носом двигать. Шмыг-шмыг-шмыг.

Воспитатель: Люди могут обидеть ежа, забрать его домой!

Ребята, запомните, что еж это дикое животное, ему хорошо только в природе, поэтому его нельзя брать домой.

(раздается тихий плач)

Воспитатель: Кто же это так тихо плачет?

Дети: Ежик!

Воспитатель: Ежик, а почему ты такой грустный?

Ежик: Здравствуйте, ребята! Как вам весело вместе, вы такие дружные! В нашем лесу живет много разных зверей, а ёжик – я один. Мне так одиноко одному. Вы мне можете помочь?

Воспитатель: А как же нам тебе помочь?

Ребята, какие есть предложения?

Предполагаемое предложение детей (сделать для ежика друзей)

Воспитатель: Ребята, я знаю, как мы можем помочь ежику! Мы можем смастерить ежат и они, наверное, оживут, ведь лес-то волшебный!

Воспитатель: Из чего мы будем мастерить друзей Ёжика? (Дети перечисляют: из пластилина).

Давайте рассмотрим ежа. По форме его тело напоминает яйцо (правой рукой обводит игрушку ежа, а мордочка немного вытянута вперед.

Ребята, как же мы будем лепить из пластилина ежей?

Предложения детей: Сначала возьмем кусок пластилина и разомнем вот так, из кулачка в кулачек (показывают). Затем скатаем шар. Покажите. Теперь надо придать шарику форму яичка. Покажите, как вы катаете прямыми движениями. Затем вытягиваем и прищипываем, заостряем носик, приподнимаем вверх, будто еж принюхивается, где его добыча.

Воспитатель: Вот и получился красивый ежик, маленький, но чего-то не хватает, подскажите мне.

Дети: Колючек.

Воспитатель: Правильно, колючек, я заранее приготовила семечки, вот из них сделаю своему ежику иголочки, посмотрите как. (Показывает).

А глазки? (Ответы детей.)

Для того, чтобы друзья ежика получились красивые, давайте подготовим наши пальчики к работе. Выполняйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево)

Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)

Ежик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки. Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок)

Воспитатель: Молодцы ребята!

Я вижу, что вы готовы, и я приглашаю вас в лесную мастерскую. Здесь вы найдете весь необходимый материал, который понадобиться вам в работе.

Садитесь и приступайте к работе.

Самостоятельная работа

У каждого ребенка тарелочка, на которой лежат: кусочек пластилина, материал для «иголок», подставки – «полянки».

Дети садятся за столы, выполняют самостоятельную работу под музыку. (лепят «ежика» из пластилина, затем выкладывают семечки, вдавливая в пластилин заполняют все «тело ежика».

По мере изготовления дети приносят поделки на лесную полянку.

Воспитатель: А для чего мы делали ежиков?

Расскажите, какие у вас получились ёжики? (После того, как дети закончат, воспитатель обращает внимание на каждого ежонка, отмечая какие-то, только для него характерные, особенности: смешной, грустный, озорной и т. д.)

Как много у Ёжика появилось друзей! Вы старались, мастерили, трудно было не устать! Потрудились от души, все работы хороши!

Ёжик: Большое спасибо, ребята! У меня появилось много замечательных друзей. Они помогут мне утеплить норку.

Примите от меня в подарок лесные дары для ваших будущих поделок. (Дарит корзину с шишками, желудями, орехами).

Дети: Спасибо ёжик!

Ёжик: Мне пора, до свидания.

Воспитатель: Дети! Посмотрите, какой волшебный лес (Музыка). Да разве это лес! Это сказка полная чудес. Эту сказку, слушая, поймёшь, как прекрасен мир, где ты живёшь! Нам пора возвращаться в детский сад. Закроите глаза. (Звучит музыка) Откройте глазки.

Итог: Ребята про кого мы сегодня говорили?

Дети: Мы сегодня говорили про ежика.

Что вы расскажите дома, маме про ёжа?

Дети: Еж — это дикий зверек. Он серый и колючий. Умеет фыркать и пыхтеть. Когда чувствует опасность, сворачивается в клубок. Ёж питается мышами, червями. На зиму ложится в спячку.

Воспитатель: Вы все сегодня, активно работали, помогали — молодцы! На этом наше занятие окончено!

Давайте попрощаемся с гостями и пройдем в группу.

Как животные к зиме готовятся Цель: формирование знаний у детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах.

Проект недели в средней группе «Ежи» Цель проекта: 1. Дать информацию о ежах – как диких обитателях леса. 2. Расширять знания о диких обитателях леса. 3. Продолжать формировать.

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий