Что вы можете сказать о березе

Любовь Федотова
Конспект НОД «Береза — белая подруга…»

Конспект НОД "Береза — белая подруга…"

(является итоговой работой тематической недели "Береза — белая подруга…")

Программное содержание:

— Закреплять умение рисовать концом тонкой кисти ствол берёзы и использовать в работе нетрадиционную технику — рисование губочкой.

— Развивать зрительное внимание.

— Воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие.

– Формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками

Материалы: репродукции картин с изображением березы весной; презентация; тонкие кисти, гуашь черного и зеленого цветов, простой карандаш, губочки, альбом.

Предварительная работа: рассматривание листьев, сережек берёзы на прогулках, картин, иллюстраций, беседы о пользе березы, знакомство с народными промыслами "Изделия из бересты"; пение песен "Во поле береза стояла", "Береза моя, берёзонька" и прослушивание "Отчего так в России березы шумят" и другие; заучивание стихотворения А. Прокофьева "Люблю березку русскую", чтение художественной литературы: В. Рождественский "Березка", С. Воронин "Моя береза"; игры на прогулке:«Найди дерево по описанию», "К березе беги", "Не наступи"; наблюдения в природе "Береза — белая подруга. ".

Ход НОД:

Воспитатель: Отгадайте загадку:

"На лесной опушке стоят подружки:

Платьица белены, шапочки зелены".

Дети: Это березка.

Воспитатель: Верно. Березу считают символом России. Как вы думаете, почему?

Дети: Береза растет только у нас и еще в нескольких странах, но только у нас берез так много.

Воспитатель:

"На поляне, на пригорке,

Под окном среди полей

Символ родины моей". (М. Ероха)

Мы многое знаем о березе и сегодня мы ее нарисуем. Но сначала, давайте рассмотрим еще раз березку. Что вы можете сказать о березке? (Рассматривание репродукций «Березы» А. А. Пластова, «Березовая роща» И. И. Левитана, «Березовая роща» А. Куинджи)

Дети: У нее тонкий белый ствол с черными пятнышками, тонкие веточки, красивые немного резные листики.

Воспитатель: Что покрывает стволы всех деревьев?

Дети: Кора.

Воспитатель: Чем кора березы отличается от других деревьев?

Дети: Она белого цвета и называется – береста.

Воспитатель: А что это за черные пятнышки на стволе?

Дети:Это — чечевички. Через них дерево дышит.

Воспитатель: А как называется березовый лес?

Дети: Роща.

Воспитатель: Все верно.

"Люблю бродить в березовой я роще.

Смотреть на милый сердцу моему пейзаж:

Когда березки, милые березки

Стоят одетыми в зеленый свой наряд.

Ты до того березонька красива

И в полдень, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы". (О. Кириогло)

Давайте подберем нужные слова к слову береза (проводится игра — нужно как можно больше подобрать слов-прилагательных к слову береза): Береза (какая)

Дети: Кудрявая, белоствольная, русская, высокая, плакучая, стройная, родная, красивая, ветвистая и т. д.

А теперь вспомним стихотворение "Люблю березу русскую…" А. Прокофьева(дети читают стихотворение)

Физкульт. минутка.

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы березки.

Выросли березки в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания – руки вверх)

Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы наклонились до земли. (Руки на поясе, приседания)

Вправо-влево, взад-вперед – так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево)

Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Опускают руки через стороны)

Воспитатель: А теперь попробуем ее нарисовать. Для этого сначала необходим карандаш. Я сейчас покажу и расскажу, как нарисовать березку. Определяем линию горизонта и проводим карандашом тонкую едва заметную линию. Затем проводим карандашом снизу вверх контур ствола березы, поочередно с каждой стороны рисуем веточки. А как растут веточки березы – вверх или вниз?

Дети: Ветки растут вниз.

Воспитатель: Правильно. Ветки у берёзы постепенно клонятся вниз. Приступаем к работе.

(Поэтапное рисование карандашом).

Воспитатель: А сейчас сделаем крону и траву губкой — примакиванием.

Для прорисовывания ствола, веточек и чечевичек нам нужна тонкая кисть и черная гуашь. Прорисовываем только те веточки и ствол, где они оказались не закрашенными.

Березка

Затем оформили выставку.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какая березовая роща у нас получилась!

Белая береза. Оформление интерьера Все конечно же помнят незабвенное стихотворение великого русского поэта Сергея Есенина "Белая берёза": Белая береза Под моим окном Принакрылась.

Дидактическая игра «В гостях у Лесовичка» Эту дидактическую игру я сделала для закрепления с детьми пройденного материала по теме недели "Деревья, листья, плоды" в средней группе.

Автор Albert movsesyn задал вопрос в разделе Сад-Огород

Что Вы можете сказать о березе? и получил лучший ответ

Ответ от Николай Щипченко[активный]
Береза белая BETULA ALBA L.
Дерево высотой до 20 м из семейства березовых, с белой, гладкой, перга-ментоподобной корой, с характерными темными линиями. Растет в диком виде и культивируется как декоративное и озеленительное растение. Всего насчитывается до 120 видов берез; в медицине они используются одинаково.
Распространена в лесной, лесостепной зоне Европейской части и Сибири. Медонос. Пчелы любят березовый сок и собирают его даже из березовых опилок. Цветет береза в мае.
В почках найдены эфирное масло до 6%, аскорбиновая кислота, сапонины, горечь, дубильные вещества, смола, виноградный сахар. В листьях — эфирное масло (до 0,05%), аскорбиновая кислота (до 2,8%), каротин, никотиновая кислота, гликозиды, дубильные вещества (5—9%), сапонины (3,2%), тритерпеновые спирты, инозит. Почки и листья содержат сапонины, горечи, флавоноиды и обладают фитонцидными свойствами. В коре найден бетулол, придающий коре белый цвет и предохраняющий от проникновения различных грибов; гликозиды, сапонины, дубильные вещества, эфирные масла. В состав березового сока входят сахара — фруктоза и глюкоза, яблочная кислота, белок и неизученное ароматическое вещество.
Народные названия: березник, глухая береза, чистуха, чистяк.
Однодомное высокое дерево с гладкой белой корой. Листья треугольно-ромбические, по краям двоякозубчатые, душистые, усеяны смолистыми железками. Цветки невзрачные, мелкие, зеленоватые, собранные на боковых ветках в одиночные сережки длиной 2,5-3 см. Мужские сережки собраны по 2-3 штуки на концах веток. Цветет в апреле-мае. Плоды продолговатые, крылатые, мелкие орешки, созревают в августе сентябре.
Береза повислая вместе с другими помесными формами широко распространена в лесной и лесостепной зонах края. Запасы сырья большие.
Для лечебных целей у березы заготовляют почки, листья и кору. Почки и молодые клейкие листья содержат дубильные вещества, эфирное масло, сапонины, бетулоретиновую и аскорбиновую кислоту, смолу, флавоноиды, фитонциды, микроэлементы, марганец, бор, молибден, ванадий, медь, цинк, стронций, серебро, железо.
Заготовляют почки ранней весной, до начала распускания, пока не показались кончики зеленых листьев. Весной почки березы более смолисты и ароматны, чем зимой. Почки ощипывают вручную или во время заготовки метел срезают ветки с почками, связывают в веники и высушивают в течение 3-4 недель при температуре не выше 20С в хорошо проветриваемых помещениях. Затем ветки обмолачивают и очищают почки от примесей.
Сырье состоит из заостренных голых почек длиной 3-7 мм, шириной у основания 1,5-3 мм. Вкус терпкий, смолистый. Запах пряный, усиливающийся при растирании. В сырье не допускается более 3 % других частей березы, более 2% распустившихся почек и более 1 % органических и минеральных примесей. Влажность не выше 13%.
Клиническими исследованиями установлено потогонное, мочегонное и желчегонное действие отвара березовых почек.
В научной медицине отвар и спиртовую настойку почек рекомендуют принимать внутрь как мочегонное средство при отеках сердечнососудистого происхождения, как желчегонное при холециститах, а также при бронхитах, как дезинфицирующее и отхаркивающее средство. Наружно настойку березовых почек применяют при пролежнях, вяло протекающих грануляциях, в виде горячих ванн при лечении острых и хронических экзем.
В народной медицине настойку и отвар из березовых почек употребляют при язвенной болезни, воспалении печени, хронических заболеваниях почек, особенно при образовании почечных камней, против аскарид и остриц. Водные настои и отвар почек используют для лечения водянки, отеков, язвы желудка, при спазмах и расстройствах желудка, болезнях мочевого пузыря.
Как наружное средство настойку и отвар применяют при ревматизме, подагре, болях и поражениях суставов, при длительно не заживающих и нагноившихся ранах, язвах и ожогах. Отвар листьев используют как средство от преждевременного выпадения вол

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

Беседа с детьми подготовительной группы на тему:

«Береза – символ России».

Подготовила и провела: Скобова Н. Д.,

воспитатель I кв. категории

Цель: Ознакомление дошкольников с березой, как символом и душой России.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать формировать у детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.

2Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом

3.Продолжать учить детей анализировать, делать выводы.

4.Продолжать учить детей логично и грамотно излагать свои мысли, используя доказательную речь с союзом потому что.

Развивающие:

1. — развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

2. Развивать память, мышление, внимание, творческие способности.

3.Развивать и поддерживать активность и самостоятельность у детей.

4.Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.

2.Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, к родному краю.

Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, коммуникация, художественное творчество, здоровье.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей за счет слов: «чечевички», «веселкой», «щедрым деревом», лучина, зеленая аптека, «сокодвижние», пепелище.

Активизация словаря детей по теме: «Береза как символ России»

Предварительная работа:

«Если Беседа дали березке расческу. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Береза», рассматривание иллюстрации к ней (из книги И. Токмаковой «Деревья»), экскурсия в парк – наблюдение за березой. Рассказ о том, за что так любима береза в народе (см.: Нуждина Т.Н. Мир животных и растений: энциклопедия для малышей. Ярославль: Академия К,1998) Разучивание хоровода «Березонька».

Оборудование:

— тонированная бумага, простой карандаш, акварельные краски, восковые мелки

Ход занятия:

(Дети сидят за круглым столом)

-Ребята, на планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

— Ребята, а кто из вас знает, какое дерево является символом Японии?

(символом Японии является – Сакура)

— Что вы можете сказать о символе Китая (символом Китая является – сосна)

— А может быть кто –то из вас знает, какое дерево является символом России? (ответы детей).

— Дети давайте разделимся на три команды.

Дети, которые сидят на первом ряду –команда «ботаники» займите свои места.

Дети, которые сидят на втором ряду – команда «литераторов» пройдите к своим столам.

И последняя – команда «историки» проходите за столы.

Обратить внимание детей на осанку.

«Сяду ровно не согнусь

За работу я возьмусь».

Сегодня мы вместе соберем схему, которая поможет нам ответить на

вопросы: что мы знаем, узнали и хотим узнать. Команда «Литераторов» поможет на, выяснить, какое же дерево является символом России.

-Какие деревья растут на территории России? (ответы детей).

— О каком дереве сложено больше всего стихов и песен, пословиц, хороводных игр?

— Какое из деревьев является символом Росси? (ель или береза?)

— Давайте на примере пословиц и поговорок в этом убедимся.

-Какие вы знаете? («Березоньки и девоньки, в сарафанах беленьких»,«Стоит Аленка платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан»)

-Ребята, как вы думаете, чему учат все эти пословицы. (Все эти пословицы нас учат добру, любви к Родине).

-Вы много знаете поговорок о березе.

-Я знаю, что Софья из команды «литераторов» знает красивое стихотворение о березе. Чтение стихотворения С. Есенина «Белая береза».

Беседа о прочитанном стихотворении.

-Какой увидел зимнюю берёзу поэт? (Белой, принакрылась снегом, пушистые ветки.)

— Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна?

— Опишите снежные ветки. С чем сравнивает поэт ветви берёзы? (С каймой, с кистями, с бахромой)

— Как меняется вид берёзы под лучами солнца? (Поэт словами сумел передать все краски заснеженной берёзы, ветви которой переливаются в лучах восходящего солнца)

-Давайте вспомним строчки из стихотворения, в которых рассказывается о цвете. Белая берёза», «серебряный снег», «золотой огонь снежинок»)

-Какое время дня рисует поэт? (Утро)

Действительно, когда люди скучают, по Родине они вспоминают о березе.

Российским символом береза стала благодаря поэту Сергею Есенину.

В его стихотворениях она вызывает ассоциации с малой родиной, родным домом, русской глубинкой. Береза является типичным русским пейзажа.

Размещение березы на доске.

— Часто Россию называют страной берез. Гости приезжают к нам из других государств, фотографируют белоствольных красавиц, увозят на память фотографии, чтобы показать родным и близким русское чудо-дерево.

Молодцы команда литераторов. Какой поэт помог доказать, что береза является символом России?

(Разместить его портрет и символ пословиц и поговорок).

Благородя вашим, знаниям вы смогли доказать, что символ России — белая береза.

-Русские люди водили хороводы вокруг березки.

— Ребята, давайте немного отдохнем. Заведем хоровод «Березонька».

Физкультминутка: хоровод «Березонька».

-Мы с вами хорошо отдохнули, и я предлагаю, продолжит нашу беседу.

-Любит наш народ свою земную красавицу за красоту и пользу.

Береза – единственное дерево в мире с белой корой. Давайте попробуем соединить два слова: белый + ствол. Значит она какая? белоствольная.

— Повторите как называют березку? (инд.раб)

-Ребята, что мы с вами знаем о березе?

-Пожалуйста, команда «ботаников», что вы можете рассказать о бересте?

(На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит).

-Что происходит в жару с черными черточками? (В жару они открываются пропускают воздух к корням дерева. Эти черточки называются – чечевички).

-Что появляется весной на кончиках березовых ветвей? (весной на березовых деревьях появляются длинные сережки.)

-Берёзу смело можно назвать «Зелёной аптекой», почему? (Березу можно назвать так как все части этого дерева обладают целебными свойствами).

Узнать ответ на это вопрос вы можете спросив у взрослых:

1. Уже давно известно, что берёза – дивный лекарь. Настой берёзовых листьев помогает при заболеваниях почек, ревматизма, лишаях.

2. При простуде пьют чай из берёзовых почек.

3. Настойка из почек помогает при ломоте в суставах.

4. Берёзовый дёготь используют для лечения кожных заболеваний.

5. А какая русская баня без берёзового веника? Именно им лечат издавна все простудные заболевания.

-Что весной собирают с деревьев березы? (Весной с березы собираю березовый сок. Березовый сок называется «сокодвижением». Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирается со старых берез, взрослых и высоких. После сбора сока необходимо залепить рану на стволе березы смолой или пластилином).

-Какую пользу приносит береза для человека? (Ствол и ветки березы очень гибкие, из них делают лыжи, топорище.) Разместить символы на доске.

-Почему березы растут на лесных опушках, светлых полянках и вырубках?

(Березы растут на лесных опушка, светлых полянка и вырубках, потому что они любят солнечный свет).

После лесных пожаров, когда на больших участках выгорает вся растительность, первым деревом, которое вырастает на пепелище, будет береза. Как ребята уже сказали она любит свет, простор, не боится трескучих морозов, ни порывистых ветров, ни весенних заморозков. Береза растет очень быстро, потому и зовут лесоводы ее «гонким» деревом.

Что мы с вами узнали нового?

(Из рассказа мы узнали, что после лесных пожаров первым деревом вырастает береза. А так же с каких деревьев собирается березовый сок, и чем необходимо залепить рану)

Разместить символы на доске.

Большое спасибо команде ботаников. Мы узнали много интересного об этом дереве.

Что нам известно из истории березы расскажет нам команда «историков»

— Как называли наши предки ствол березы? (Ствол березы называли сарафаном, а ветки – косами.)

Как вы думаете почему? Какая она? (Березу можно назвать кудрявая, белая, нарядная)

— Березка – радостное, нарядное дерево. Как далекие предки ласково называли березу? (Березу ласково называли “веселкой”.)

— Как вы думаете, почему? (От этой белоствольной красавицы и в самом деле исходит радость жизни, веселее становится на душе)

-Почему березу считают щедрым и добрым деревом? (Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки. На которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню).

Разместить символы на доске.

Но берёза не только радовала глаз. Она была ещё и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая. Она горела ярко и не коптила.

Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой берёзовой коры – берёсты. Она не пропускала в избу влагу, если даже крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили вёдра – туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода.

В бане русский человек издавна привык париться с веником. И веник этот непременно был берёзовый.

В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из берёзовой коры – бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины реже болели в дождливую погоду.

В настоящее время берёза также имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из её древесины: фанера, лыжи, мебель. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёзовая сажа используется для изготовления красок и чернил.

Что нового узнали, из рассказа разместить символы на доске.

Береза нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе русского человека. Береза стала символом России.

-Ребята, мы сегодня много говорили о символ России – березе. Я предлагаю каждому из вас нарисовать свою, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

(Проводится пальчиковая гимнастика и массаж пальцев рук мячиком)

-Приступайте к работе.

— Ребята у вас будет возможность продолжить эту работу.

-Молодцы! У вас такие красивые и замечательные деревья получились. Готовые работы мы поместим на доску.

Итог по занятия.

— Понравилось ли вам наше занятие?

— Было ли вам интересно, узнали ли вы что –то новое?

— Захочется ли вам поделиться своими впечатлениями, знаниями с родителями, друзьями о символе России.

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий