- Как животные и растения запасают воду
- Какие животные делают запасы на зиму
- Как звери готовятся к зиме
Как запасают воду животные
Пример, который наверняка в первую очередь вспоминает каждый, – это верблюд. Обитающие в пустынях, где дожди идут крайне редко, а влага находится лишь в подземных водах под толщей песка, верблюды отлично себя чувствуют в условиях жары и засухи. Во-первых, верблюды мало потеют, а значит, испарение влаги через кожный покров происходит очень медленно. Но главное то, откуда у этих животных появляется вода — им помогают горбы. Но они, конечно, состоят не из воды.
Горб – это жировое образование. Жир окисляется и преобразуется в воду. Благодаря такому преобразованию жира, запасают воду и другие животные. Жир у них находится не прямо под кожей, иначе они бы умерли от перегрева. Так, жировые отложения, которые преобразуются в воду, у тушканчиков, курдючных овец и варанов находятся в хвосте или его основании.
Мореплаватели всегда любили мясо черепах. Но ловили их не только из-за этого. Если вода на корабле заканчивалась, воду брали из мочевого пузыря черепахи. Благодаря слоновой черепахе, напиться могла вся команда.
Как запасают воду растения
Свойства растений, позволяющие им выжить в пустыне, возникли не сразу. Они появились в процессе естественного отбора. Изначально же в пустынях росло гораздо больше разновидностей флоры. Но преодолеть суровые условия смогли не все.
А запасают растения воду и в цитоплазме, и в ядре, и в клеточной оболочке. Но главный внутренний запас воды растений находится в вакуолях, где содержится сок.
Среди растений главным чемпионом по умению запасать воду является кактус. В самые жаркие и засушливые дни он все равно остается сочным. В этом ему помогают колючки. Известно, что чем больше площадь поверхности, тем сильнее испарение с нее. Поэтому в пустыне почти нет лиственных растений с широкими листьями. А вот колючки кактуса, тонкие и мелкие, отлично удерживают влагу.
Кактусы относятся к суккулентам, что означает «сочный», к ним также относятся толстянки, алоэ. Они имеют толстый, мясистый ствол, в котором запасается вода. Происходит это благодаря множеству слизистых веществ внутри, а также толстой кутикуле и восковому налету. Вместе они хорошо удерживают влагу внутри растения. А алоэ удерживать и запасать влагу помогает ребристый стебель.
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Синегорский»
Урок по экологии
«Значение воды в жизни растений»
Подготовила учитель экологии
МОУ «СОШ п.Синегорский»
Сирота Елена Александровна
Тема: Значение воды в жизни растений.
Цель урока: формирование знаний о воде как необходимом условии жизни растений .
Образовательные : обобщить ранее полученные знания о значении воды для растений, сформировать знания о процессе испарения воды листьями растений, о водообмене растений с окружающей средой и показать зависимость жизнедеятельности растений от воды.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся к предмету экология; развивать логическое мышление и умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение анализировать результаты опытов; формировать умение работать в группе.
Воспитательная: воспитывать эстетические чувства учащихся в процессе урока, воспитывать экологическое мировоззрение и бережное отношение к воде.
Тип урока: открытие новых знаний с использованием презентации.
Формы работы : групповая, фронтальная.
Методы урока: исследовательский, частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник, натуральные объекты ( яблоко, морковь, редька, лист алоэ), видеофрагмент.
1. Организационный момент
2.Актуализация знаний.
2. Изучение новой темы: Значение воды в жизни растений.
. Значение воды в жизни растений
Понятие о водообмене растения с окружающей средой.
Расселение с помощью воды
Как поступает вода в растение
Как растения удерживают воду
Расход воды растениями
3. Закрепление полученных знаний.
4. Рефлексия
5. Домашнее задание.
Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем и наших гостей! Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.
— Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
-А каково значение слова «настроение»? ( внутреннее душевное состояние)
— Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
2. Актуализация знаний.
Звуковой фрагмент «Шум воды»
— Что вы представляете во время прослушивания звука природы? (шум воды)
— Какие картины всплывают в вашем воображении? (лес, ручей, весна)
— Как вы думаете, о чем хочет рассказать нам эта мелодия? (о воде)
— Представителей каких царств живых организмов связана с водой? (Растений, Животных, Простейших, Грибов, Бактерий)
За окном осенние деньки отправимся с вами в необыкновенное Царство, где живут живые существа. Не за тридевять земель, не за тридевять морей, а совсем рядом, вокруг нас живёт-существует Царство. Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Но все они не могут жить без воды. Кто мне может ответить, что это за существа? (растения) О чем мы с вами будем говорить?
Давайте сформулируем тему урока.
— Вот мы с вами и сформулировали тему нашего урока : « Значение воды в жизни растений.
У вас на столах рабочие листы, где вы в течение урока будите делать, необходимые записи. Запишем число и тему урока.
-Какая цель нашего урока? ( получить знания о значении воды в жизни растений как необходимом условии жизни растений)
3.Усвоение новых знаний
Поразмыслим над задачей! В басне Крылова корни, споря с листьями, говорят:
Которые, роясь в темноте,
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас. (слайд 2)
— Что вы можете сказать по этому поводу? (учащиеся высказывают свои мнения).
Правильно, все органы растения не могут существовать друг без друга. Органы растений взаимосвязаны.
После того, как корни всосали в себя воду и минеральные вещества, они поднимаются по стеблю в надземную часть растения .( слайд 3)
— Как вы думаете, где в растении содержится вода? ( в клетках, плодах, корнях растений)
-Все они имеют клеточное строение.
— Мы изучали строение клетки на уроках биологии. Какие органоиды включает клетка?
( ядро, пластиды, цитоплазму, вакуоль). ( слайд 4 клетка)
В клетках растения много воды. Она содержится в цитоплазме, ядре, пластидах , пропитывает клеточную оболочку , в вакуоли , где находится клеточный сок.
— В каком органоиде больше всего содержится воды ? (есть во всех, но больше в вакуолях,)
Проведем исследовательскую работу
— На столах у вас яблоко, лист алоэ, морковь (видоизмененный корень). Проверим, так ли это?
Салфетку прикладываем к плодам и сравниваем. Все они имеют воду .
Почему это произошло?( при разрезании плодов, овощей нарушаются вакуоли и клеточный сок вытекает)
Запишем в рабочих листах:
Вакуоль -часть клетки, где находится клеточный сок.
Что представляет собой клеточный сок?
Клеточный сок – это раствор органических и неорганических веществ, где содержится больше всего воды. Запишем в рабочий лист.
Больше всего воды в клеточном соке вакуолей . Это как бы внутренний запас воды в растении. Вода легко уходит из вакуолей, если клетки теряют её, и быстро всасывается, когда доступна.
Какое количество воды содержится в растении?
— На стр. 38 учебника найдите информацию о содержании воды в растении и заполните в рабочих листах таблицу. ( сам-я работа)
Клетки растений содержат 85-90 % воды. Особенно ее много в сочных плодах (85-95 %). В мягких листьях 80-90 % воды, а в корнях — от 70 до 90%.
Меньше воды содержат зрелые семена, в среднем 10-15%, а если семена запасают много масла, то этот показатель сокращается до 5-7%. ( Слад5 ( плод, лист, корень, зерно)
Только растворенные в воде минеральные и органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ.
Представим, что вода попала в листья. А для чего она там необходима ? (для фотосинтеза и испарения)
— Что такое фотосинтез и испарение, мы знакомились в 5 классе. Напомните мне ( процесс образования органических веществ на свету с помощью воды и углекислого газа.)
Кто наблюдал такое явление? Почему?( нарушается водный баланс и ткани теряют упругость)
Если сильно завядшее растение теряет способность всосать воду из сухой почвы, оно погибает .
Что такое завядание? Утрата растением напряженности тканей из-за нарушения водного баланса. Запишем в рабочие листы.
Слайд 6 ( испарение, завядание растения, в рабочих листах)
Но еще растения испаряют воду.
— Что такое испарение? Из курса природоведения на это известно. (переход воды из жидкого состояния в газообразное)
Зачем растения испаряют воду?
Запишем в рабочий лист. (Испарение воды способствует охлаждению растения).
Кроме того, испарение, как и корневое давление, необходимо, чтобы создать постоянный ток воды от корневых волосков до всех надземных органов растения. Это снабжает все клетки водой и поддерживает все жизненно важные процессы в растении.
В каком еще процессе вода играет важную роль?(фотосинтез)
— Какую роль играет вода в процессе фотосинтеза? ( строительный материал, из которого вместе с углекислым газом образуются органические вещества необходимые для роста растения) слайд 5 (фотосинтез)
Из воды и углекислого газа при воздушном питании растений образуются органические вещества, и выделяется кислород.
— Значит, вода нужна для роста растений . Во время активного роста растения клетки его должны хорошо снабжаться водой.
— Какую еще главную роль играет вода в жизни растений? ( распространение)
( слайд 6 ( расселение с помощью воды)
Многие растения расселяются с помощью текущей воды ( осока, частуха подорожниковая, ивы , растущие по берегам реки др.). Ивы образуют много семян, но они очень быстро теряют всхожесть.
Зато ивы могут размножаться вегетативным способом. Отломанная ветка упадет в воду и плывет, пока не попадает на влажную почву. На стебле образуются придаточные корни, и из обломившейся ветки вырастает ивовый куст или дерево (рис. 22). Вот почему по берегам многих рек почти сплошной полосой тянутся ивняки.
— Ребята, а у нас в поселке есть такие места? Узнаёте? ( Рыбацкий пруд, песчанка) слайд 7 ( ивняки)
— Как вы думаете как в растение поступает вода? ( через корни)
— Как растения удерживают воду?
— Как растения расходуют воду?
Проведем групповую работу. Каждой группе дано задание изучить волнующие нас вопросы. Новые для вас слова запишите в рабочие листы.
( самостоятельная работа по стр.40-42 учебника)
1 группа. Задание. Изучить статью на стр. 40. Как поступает вода в растения?
2 группа. Задание. Изучить статью на стр. 40. Как растения удерживают воду?.
3 группа. Задание. Изучить статью на стр. 42. Как расходуют растения воду?
1)Как поступает вода в растения?
Как поглощают воду растения погруженные в воду?
Как поглощают воду наземные растения?
Какие растения называют Эпифиты?
Какова роль воздушных корней?
Что означает «внекорневая подкормка»?
Какие растения называют «джейраны чаши» ?
Правильно. Корни наземных растений всасывают воду из почвы корневыми волосками. Это основной путь поступления воды в растения.
В дождевых тропических лесах на деревьях растут эпифиты (в пер. с греч. эпи— «на», фитон — «растение»). Среди них много красивых орхидей , у некоторых есть воздушные корни. Их особая поверхностная ткань может поглощать влагу из воздуха . (Слайд 8 ( корень и корневые волоски, воздушные корни орхидеи)
Но существуют водные растения и растения, у которых нет корней? Как они поглощают воду?
Растения, погруженные в воду , поглощают ее всей поверхностью тела . Вода легко проходит через тонкие клеточные оболочки.
В небольшом количестве воду поглощают листья во время дождя. На том основана внекорневая подкормка растений. Их опрыскивают питательным раствором, проникающим внутрь листа, если кутикула (тонкая пленочка) на листьях тонкая.
В пустынях Средней Азии встречаются высокие травянистые растения ферула и дорема . Листья их имеют большие емкости, размером и формой напоминающие чайные чашки (рис. 23). Во время дождя в них накапливается вода. Она поступает внутрь растения через тонкие оболочки клеток стебля. Собравшуюся в этих «чашках» дождевую воду иногда пьют копытные животные пустынь джейраны. Поэтому в народе эти растения называют « джейраньи чашки ».( слайд 9 ( ферула и дорема)
2) Как растения могут удержать воду в себе?( хранят в листьях)
Какую роль в удержании воды в растении играет покровная ткань?
Какие растения называют « суккулентами»? Назовите их.
Как суккуленты удерживают воду?
Какие суккуленты есть в Средней полосе России?
Для гербария у растения очиток едкий ошпаривают листья, для чего?
Комнатные растения с сочными, мясистыми листьями и стеблями: алоэ , кактусы , толстянки называют суккулентами (от латинского слова суккулентус, что значит «сочный»). Растут они преимущественно в пустынях, где воды мало, поэтому растения должны экономно ее расходовать. У них очень толстая кутикула, а часто поверх нее и восковой налет. В клетках суккулентов содержится много слизистых веществ, которые прочно удерживают воду. ( комнатные цветы алоэ, кактус.)
В Средней полосе России на сухих, сильно прогреваемых склонах растет небольшое растение очиток едкий (рис. 24), а в сосняках на сухой песчаной почве — молодило побегоносное . Эти листовые суккуленты, чтобы высушить для гербария, предварительно ошпаривают кипятком, иначе живые листья будут прочно удерживать воду и не засохнут. У этих растений при сушке могут раскрыться и зацвести бутоны. ( (Слайд 10 очиток едкий, молодило)
3) Ребята, как вы думаете, на что растения расходуют воду? ( испарение, фотосинтез)
Правильно, но в каком количестве?
Что происходит с поступившей водой в растения?
Какое значение имеет испарение воды растением?
Все растения испаряют одинаковое количество воды?
На что расходуют воду растения?
На что расходуют воду плодоносящие растения при созревании плодов?
Поступившая в растения вода в процессе жизнедеятельности непрерывно расходуется, причем больше всего — на испарение . Взрослая береза за сутки испаряет в среднем 75 л воды, бук — 100, а липа — 200 л. Если большое ведро воды вмещает 10 литров, то, значит, эти деревья ежедневно испаряют от 7 до 20 ведер воды. ( Слайд 11( береза, бук, липа, яблоня, груша, виноград, пшеница)
Вода расходуется на процесс фотосинтеза , на рост растений . Много воды потребляют растения, когда у них, как говорят, наливаются плоды. Это относится не только к таким растениям, как яблоня, груша, виноград, но и к хлебным злакам .
-Ну что ж ребята наш урок подходит к концу
О чем мы узнали на этом уроке? (ответы учащихся)
Можем ли мы сегодня дать ответ, каково же значение воды в жизни растений?
( участвует в фотосинтезе-образовании органических веществ, с помощью испарения охлаждает растение, расселяет растения поводе, сохраняет воду в корнях, плодах, листьях.)
Давайте сделаем вывод и запишем в рабочие листы. Назовите основные пункты значения воды в жизни растений.
ВЫВОД: значение воды в жизни растения очень велико:
растворение в воде минеральных веществ,
распространение растений при помощи воды,
Что мы с вами использовали для изучения этого вопроса? А на какие вопросы мы не можем пока дать ответ? (как одинаково всем нужна вода?).Что бы вы еще хотели бы узнать? Это тема следующего урока.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без . . . (воды)
— Как вы думаете, что произошло бы на земле, если бы не было воды?( не было бы растений, животных человека)
— Вода играет только положительную роль? Назовите отрицательную роль воды
( наводнения, вымывание почвы )
-Давайте просмотрим видеоролик о воде
«Где вода там и жизнь». И Земля умирает, если ушла вода — эти восточные пословицы известны каждому. Вода была такой великой колыбелью, в которой зародилась жизнь. Огромные количества воды потребляют растения.
— Ребята, мы с вами изучили, какое значение имеет вода в жизни растений.
Закончите одно из предложений.
Сегодня на уроке мне понравилось…
Мне сегодня удалось…
Материал урока был мне….
На уроке я работал…..
Настроение в ходе урока у меня…
— Ребята, с каким настроением вы уйдете с урока?
У кого хорошее настроение поднимите желтые кружочки , у кого грустное настроение синие.
Урок подошел к концу. Домашнее задание у вас в рабочих листах.
П.14,15 вопросы 1-4. Творческое задание. Для желающих — найти информацию о водных растениях, подготовить презентацию «Водные растения»
Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учителю на всех этапах проведения уроков.
В клетках растения очень много воды. Она содержится в цитоплазме, ядре, пластидах, пропитывает клеточную оболочку, много ее в вакуоли, где находится клеточный сок.
Клетки растений содержат 85—90% воды. Как поступает вода в растения?
Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний
Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм
Внекорневая подкормка. Эпифиты. Воздушные корни. Суккуленты
Корневые волоски, корневые системы. Кутикула, пробка
Вопросы для обсуждения
1.Какими путями вода может поступать в растения?
2.Как растения удерживают воду?
3.На что расходуют воду растения?
4.Какое значение имеет испарение воды для растенийц?
Как поступает вода в растения. Растения, погруженные в воду, поглощают ее всей поверхностью тела. Вода легко проходит через тонкие клеточные оболочки.
Корни наземных растений всасывают воду из почвы корневыми волосками. Это основной путь поступления воды в растения. В дождевых тропических лесах на деревьях растут эпифиты (фитон” — растение). Среди них много красивых орхидей, у некоторых есть воздушные корни. Их особая поверхностная ткань может поглощать влагу из воздуха.
В небольшом количестве воду поглощают листья во время дождя. На этом основана внекорневая подкормка растений. Их опрыскивают питательным раствором, проникающим внутрь листа, если кутикула на листьях тонкая.
В пустынях Средней Азии встречаются высокие травянистые растения ферула и дорема. Листья их имеют большие влагалища, размером и формой напоминающие чайные чашки (рис.1). Во время дождя в них накапливается вода. Она поступает внутрь растения через тонкие оболочки клеток стебля. Собравшуюся в этих “чашках” дождевую воду иногда пьют копытные животные пустынь джайраны. Поэтому в народе эти растения называют “джайраньи чашки”.
Рис. 1. Листья ферулы с чашевидными Рис. 2. Очиток едкий — листовой суккулент
Как растения удерживают воду. Вы знаете, что на побегах всех наземных растений есть покровная ткань — кожица. Ее клетки расположены очень плотно. Снаружи они покрыты тонкой пленочкой — кутикулой, почти не пропускающей воду. Испарение происходит в основном через устьичные щели. На многолетних побегах кожица заменяется пробкой. Кожица и пробка ограничивают испарение воды и помогают растениям удерживать воду внутри тела.
Наверняка вы видели комнатные растения с сочными, мясистыми листьями и стеблями: алоэ, кактусы, толстянки и др. Такие растения называют суккулентами, что означает сочный.
Растут они преимущественно в пустынях, где воды мало, поэтому растения должны экономно ее расходовать. У них очень толстая кутикула, а часто поверх нее и восковой налет. В клетках суккулентов содержится много слизистых веществ, которые прочно удерживают воду
В средней полосе России на сухих, сильно прогреваемых склонах растет небольшое растение очиток едкий (рис. 2), а в сосняках на сухой песчаной почве — молодило побегоносное. Эти листовые суккуленты, чтобы высушить для гербария, предварительно ошпаривают кипятком, иначе живые листья будут прочно удерживать воду и не засохнут. У этих растений при сушке могут раскрыться и зацвести бутоны
Расход воды растениями. Поступившая в растения вода в процессе жизнедеятельности непрерывно расходуется, причем больше всего — на испарение. Взрослая береза за сутки испаряет в среднем 75 л воды, бук — 100, а липа — 200 л. Если большое ведро воды вмещает 10 литров, то, значит, эти деревья ежедневно испаряют от 7 до 20 ведер воды.
Вода расходуется на процесс фотосинтеза, на рост растений. Много воды потребляют растения, когда у них, как говорят, наливаются плоды. Это относится не только к таким растениям, как яблоня, груша, виноград, но и к хлебным злакам.
Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)
ВНЕКОРНЕВЫЕ ПОДКОРМКИ-ПОЧЕМУ ОНИ НЕОБХОДИМЫ?