Мэдисон кокс и пьер берже

Пьер Берже́ (фр. Pierre Bergé ; 14 ноября 1930, Сен-Пьер-д’Олерон — 8 сентября 2017, Сен-Реми-де-Прованс) — французский промышленник и меценат, один из основателей дома моды Yves Saint Laurent и друг модельера Ива Сен-Лорана [1] .

Содержание

Ранние годы [ править | править код ]

Берже родился на острове Олерон (департамент Приморская Шаранта). Его мать Кристиана была певицей-любительницей (сопрано) и прогрессивным учителем, использовавшей метод Монтессори. Отец работал в налоговой службе и был любителем регби. Берже учился в Лицее Эжена Фромантена в Ла-Рошели, а затем отправился в Париж. В день приезда, когда он шёл по Елисейским Полям, французский поэт Жак Превер приземлился на него, выпав из окна своей квартиры. В первые годы в Париже Берже подружился с молодым художником Бернаром Бюффе и сыграл большую роль в его становлении [2] [3] .

Ив Сен-Лоран [ править | править код ]

Берже познакомился с Ивом Сен-Лораном в 1958 году. У них завязались романтические отношения, и вместе они в 1961 году открыли дом моды Yves Saint Laurent. Пара рассталась в 1976 году, но они остались друзьями и деловыми партнёрами на всю жизнь [4] . Берже выступал в качестве генерального директора Yves Saint Laurent до 2002 года. Много вложивший в репутацию и наследие дома, он был известен как «настоятель Yves Saint Laurent» [5] . По данным The New York Times, за несколько дней до смерти Сен-Лорана в 2008 году они заключили гражданский союз [6] .

В 1992 году Берже продал акции Yves Saint Laurent как раз перед тем, как компания опубликовала плохие экономические показатели. В 1996 году это признали инсайдерской торговлей, и он был приговорён к штрафу в размере миллиона франков [7] . После ухода Сен-Лорана из дома моды в 2002 году Берже стал президентом Pierre Bergé-Yves Saint Laurent Foundation [8] .

Культурная и политическая деятельность [ править | править код ]

В 1987 году Берже запустил французский журнал Globe, который поддержал кандидатуру Франсуа Миттерана на президентских выборах. Берже участвовал во всех предвыборных митингах в поддержку Миттерана. Позже он стал президентом Ассоциации друзей Института Франсуа Миттерана. В 1993 году он помог запустить журнал Globe Hebdo.

Давний поклонник и покровитель оперы, Миттеран в 1988 году назначил Берже президентом Оперы Бастилии. Берже ушёл в отставку с поста в 1994 году, став почётным президентом Парижской национальной оперы. В настоящее время он является президентом Médiathèque Musicale Mahler, некоммерческой библиотеки с обширными коллекциями музыки XIX и XX века [2] . Он также является президентом комитета Жана Кокто и исключительным владельцем всех моральных прав на работы Жана Кокто [9] .

В июле 1992 года Берже был назначен послом доброй воли ЮНЕСКО [10] . Сторонник прав геев, он поддерживал ассоциацию по борьбе со СПИДом, Act Up-Paris, и стал владельцем журнала Têtu. Он также был одним из акционеров Pink TV. В 1994 году он с Лин Рено участвовал в создании ассоциации Sidaction и стал её президентом в 1996 году, занимая эту должность до своей смерти. Sidaction является одной из главных ассоциаций по борьбе со СПИДом в Европе.

В феврале 2009 года Берже выставил на продажу коллекцию произведений искусства, которую он собирал вместе с Сен-Лораном. В коллекции были две из двенадцати бронзовых голов статуй, украденных из Старого летнего дворца в Китае во время Второй опиумной войны. Когда Китай попросил вернуть эти статуи, Берже заявил: «Я готов предложить эту бронзовую голову китайцами прямо сейчас. Всё, что им нужно сделать, это объявить, что они собираются соблюдать права человека, вернуть тибетцам свободу и согласиться принять Далай-ламу на их территории». Когда китайский коллекционер Цай Минчао выиграл аукцион и отказался платить по «нравственным и патриотическим причинам», Берже решил оставить их себе [11] .

Берже также создал музей берберского искусства в Марракеше (Марокко) [12] , в котором собрана коллекция из различных частей Марокко, от Рифа до Сахары [13] . В ноябре 2010 года он купил долю в газете Le Monde.

В 2014 году вышел фильм французского режиссёра Джалиля Леспер «Ив Сен-Лоран», где показана совместная личная и творческая жизнь Берже и Ив Сен-Лорана. Берже принимал непосредственное участие в подготовке фильма, и 77 оригинальных нарядов были предоставлены для съёмок показа коллекции 1976 года Opéra Ballets Russes [14] . Роль Берже исполнил Гийом Гальенн.

Скончался 8 сентября 2017 года в возрасте 86 лет в Сен-Реми-де-Провансе, департамент Буш-дю-Рон на юге Франции [15] .

Ты мерцала стыдливой звездой, Ты Луною зажглась золотой, И тебе, недоступной богине, Отдавал я мечту за мечтой

За мои семьдесят (ой-ой!) лет мне везло столько раз, что не перечислить. Но визиты в дом с садом Мажорель в качестве гостьи в моем личном рейтинге успеха — где-то между звездными знакомствами, головокружительной карьерой и сногсшибательным романом. Да, именно так.

Ив Сен-Лоран и Мариан Макэвой на чаепитии в саду Мажеорель, 1975

С 1975 года я приезжала сюда 45 раз — как будто к этому утопающему в цветах, мистическому и до невозможности экзотичному месту меня тянут невидимые нити. Видимо, те же, что когда-то привлекли Ива Сен-Лорана, — он купил этот сад в Северной Африке и сделал его знаменитым на весь мир.

Колоннада из пальм вашингтония ведет ко входу на виллу «Оазис». Дорожка выложена терракотовой плиткой в традиционной марокканской технике бежмат

ФОТО Miguel Flores-Vianna

Скрытый от суеты современного Марракеша сад Мажорель со своей многогранной драгоценной короной, виллой «Оазис» — безудержная фантазия, воплощенная в жизнь уникальной творческой энергией. История Мажореля — это франко-американская сага о шести мечтателях: французском востоковеде и коллекционере растений Жаке Мажореле, легендарном бунтаре Иве Сен-Лоране, его партнере по бизнесу и по жизни — напористом индустриалисте и филантропе Пьере Берже, утонченном французском декораторе Жаке Гранже, богемном архитекторе Билле Уиллисе и энергичном американце — ландшафтном дизайнере Мэдисоне Коксе.

Кушетка в спальне Сен-Лорана прибыла в Марокко из особняка Шато-де-Феррье, принадлежавшего Мари-Элен де Ротшильд. Кресла, обитые персидскими коврами, и хрустальная люстра сделаны в XIX веке, исфаханский ковер — на два столетия старше

ФОТО Miguel Flores-Vianna

Жак Мажорель купил эту землю в 1923-м и вплоть до середины 1930-х строил дом. Выкрасить виллу «Оазис» в вибрирующий синий — идея Мажореля. Как и окружающий особняк роскош­ный сад — вся территория утопает в эксцентричных кустарниках, деревьях, вьюнах и лозах, которые Жак привозил из путешествий или находил здесь же, в Марокко.

Сын известного французского дизайнера мебели Луи Мажореля Жак в основном известен благодаря картинам в жанре реализма, на которых изображал людей и пейзажи Северной Африки. Но также он хорошо умел писать и в ярком, пышном стиле ар-нуво — несколько дверей и консолей, расписанных им вручную, хорошо сохранились в прихожей и большой гостиной на вилле «Оазис».

Мажорель открыл большую часть сада для публики в 1947 году. Купив виллу в 1980-м, Сен-Лоран и Берже продолжили демократичную политику предшественника. В 2018-м Мажорель посетили 850 000 человек, так и не увидев то, что показано на этих страницах — приватную часть сада.

Незаметно соединенные чередой закрытых деревянных дверей публичные и приватные владения Мажореля одинаково пышны, ярки, поэтичны и невероятно ухоженны. Обе части скрыты зарослями высокого бамбука, но в одной из них почти не бывает людей.

Обивку для всей мебели Жак Гранж заказывал у частных мастеров

ФОТО Miguel Flores-Vianna

При жизни Сен-Лоран и Берже сотрудничали с архитектором Биллом Уиллисом, преображая студию для рисования в музей берберов. Они же основали здесь кафе, книжный магазин и сувенирную лавку, из которой невозможно уйти без покупки: сумки, шали или полотенца для рук. Ландшафтный дизайнер Мэдисон Кокс не только помог восстановить все существующие павильоны, балюстрады, ручьи, пруды, площадки, дорожки, но и добавил новые. Трава была заменена на красный гравий, не требующий полива.

Терраса виллы «Оазис» утопает в зарослях бугенвиллии

ФОТО Miguel Flores-Vianna

Между тем у самой виллы «Оазис» можно встретить разве что стайку голубей или воробьев, а также звонких лягушек или безмолвных рыб, чей дом — это пруд, окружающий главный павильон особняка. Воркование, кваканье и всплески воды — умиротворяющее звуковое сопровождение для призыва к молитве, который доносится сюда из мечетей «Розового города».

Жизнь на вилле не всегда была такой спокойной. Марелла Аньелли, Бетти и Франсуа Катру, Бернар-Анри Леви, Лулу де ла Фалез и ее муж Таде Клоссовски съезжались на обеды, чаепития, коктейльные вечеринки и ужины, устраиваемые Сен-Лораном и Берже. Там бывал и интерьерный дизайнер Жак Гранж, декорировавший комнаты внутри особняка, и архитектор Уиллис, отреставрировавший многие из стен, окон, лестниц, потолков, фонтанов, террас и полов. Архитектор также спроектировал самый известный бело-зеленый плиточный павильон, который становился эпицентром вечеринок на вилле «Оазис» в теплые месяцы, когда в дополнение к сияющей луне в саду зажигались сотни фонариков.

Межкомнатная дверь из кедра вырезана и раскрашена вручную

ФОТО Miguel Flores-Vianna

Зимой жарко полыхающие камины из плитки с замысловатым декором приглашали к коктейлям в большой и синей гостиных; столовая в русском стиле — к пышным ужинам; мавританская библиотека располагала к чаепитиям и неспешным дижестивам; а большой квадратный холл — конечно же, к танцам. Душно-ароматные желтые, красные, розовые, оранжевые и белые розы, сорванные тут же в саду, переполняли вазы, а музыканты, повара и официанты были одеты в марокканские наряды, придуманные Сен-Лораном.

Все и всегда здесь было безупречно срежиссировано: роскошно, красочно, но никогда безвкусно.

Голубой салон виллы отреставрировал архитектор Билл Уиллис, а декором занимался дизайнер Жак Гранж. Сине-зеленая обивка двухместных диванов рифмуется с плиткой камина

ФОТО Miguel Flores-Vianna

Пьер Берже был и навсегда останется последним жильцом виллы «Оазис». Его вдовец, Мэдисон Кокс, президент фонда Pierre Bergé —Yves Saint Laurent в Париже и президент фонда Jardin Majorelle, решил объединить три акра закрытого сада с тремя акрами открытого, соединив приватное царство с общественным.

Зимой жарко полыхающие камины из плитки с замысловатым декором приглашали к коктейлям, а большой квадратный холл — конечно же, к танцам!

Работы начнутся уже в этом году — и по дорожкам из красного гравия скоро будут сновать тысячи любопытных посетителей, а не стайки голубей.

Верхний этаж виллы Сен-Лоран продумал сам и назвал его Minzah. В центре — бамбуковый стол XIX века. Cправа — кресло архитектора и дизайнера Адольфа Лооса, плетеные стулья бренда Bonacina и светильники от Исаму Ногучи

ФОТО Miguel Flores-Vianna

И тут все логично: Ив Сен-Лоран когда-то застолбил свое место в мире моды благодаря кутюрным коллекциям, но самая важная часть его наследия — более доступная одежда prêt-à-porter, мода для народа. Так и с любимой дизайнером виллой «Оазис» — скрытая от публики роскошь, утопающая в цветах и зелени, станет открытым пространством, доступным для всех жаждущих вдохновения.

Американский ландшафтный дизайнер Мэдисон Кокс сторонится известности. Впрочем, это не мешает ему проектировать сады для самых успешных и состоятельных людей.

Мэдисона Кокса нет в соцсетях, он почти не общается с журналистами, и даже его сайт крайне скуп на информацию: одна фотография, форма обратной связи — и все. В пространстве реальном он также неуловим: дизайнер живет между Нью-Йорком и марокканским Танжером и работает над проектами по всему миру. Сам Мэдисон Кокс свою тягу к путешествиям и познанию мира объясняет влиянием отца — морского капитана.

Проекты Мэдисона Кокса воплощают мечты хозяев об идеальном саде.

В 1977 году Кокс поступил в Школу дизайна Parsons в Нью-Йорке, но уже год спустя перевелся в ее парижское отделение. Это стало ключевым моментом в биографии дизайнера: в Париже Мэдисон знакомится с Ивом Сен-Лораном и его бизнес-партнером Пьером Берже, с которыми он будет связан личными, профессиональными и творческими отношениями десятки лет.

Интернациональное богемное окружение Сен-Лорана — Катрин Денев, Палома Пикассо, Энди Уорхол и другие — приняло его сразу же: молодой обаятельный американский студент, живо интересующийся искусством, классической музыкой и французской кухней, производил блестящее впечатление. В Париже Мэдисон Кокс задержался на 12 лет и уже тогда стал первым американцем, принявшим участие в Цветочном шоу Челси в Лондоне — одной из самых престижных выставок садового искусства в мире.

Тогда же дизайнер получил крупный — и символичный заказ: создать сад для Музея франко-американского сотрудничества в Шато де Блеранкур, который специализируется на истории связей и арт-коллабораций между двумя странами. Здесь Кокс посадил деревья с американского континента — клены, дубы, виргинские магнолии. А красные, синие и белые цветы, разбросанные живописными пятнами по полю, стали символом дружбы между Францией и Америкой.

В 1989 году дизайнер вернулся в США: он получил первый заказ на родине — от художницы Дженнифер Бартлетт. Для нее Кокс спроектировал трехуровневый сад на крыше дома в Гринвич-Виллидж: в каменном сердце Нью-Йорка ему удалось создать настоящий зеленый оазис с лужайкой, вечнозелеными зарослями, виноградной беседкой, яблоневым садом и розарием.

Как и все последующие работы дизайнера, этот сад с самого начала выглядел максимально естественно — будто бы сам прижился и рос здесь долгие годы. В этом — суть почерка Мэдисона Кокса: его сады — плоды кропотливой интеллектуальной работы, но при этом он сам отрицает «слишком умный» ландшафтный дизайн. Такой, в котором стиль затмевает обаяние места. Впрочем, естественность садов Кокса — это не хаос. Ему удается соединять растительное буйство с выверенной геометрией.

Хороший пример — еще один знаменитый проект Мэдисона: сад вдовы владельца Fiat Мареллы Аньелли — иконы стиля, ландшафтного дизайнера и автора книг о садах. Одним из самых эффектных объектов здесь стал пруд с геометричными рядами «подушек» из водяных лилий, в который смотрится павильон со стройными колоннами. Как потом признавался Кокс, именно Марелла Аньелли научила его «не бояться быть простым».

Свои принципы Мэдисон Кокс воплотил и в самом знаменитом и посещаемом проекте — саду Мажорель в Марракеше. История сада началась еще в 20-х годах прошлого века, когда французский художник Жак Мажорель купил эту землю и построил здесь виллу и студию. Помимо живописи, он страстно увлекался ботаникой — и свозил в свой сад растения со всех пяти континентов.

Спустя два десятка лет после смерти Мажореля участок выкупили Ив Сен-Лоран и Пьер Берже. Они и обратились к Коксу, чтобы он привел сад в порядок. Дизайнер начал с того, что предложил полностью избавиться от травы ради экономии драгоценной влаги.

Ив Сен-Лоран пришел в ужас: как истинный француз, он не мыслил сада без лужаек. Впрочем, результат реконструкции превзошел все ожидания, и сегодня сад Мажорель — одна из самых популярных достопримечательностей Марракеша: остров зелени, тени и воды расположился посреди жаркого, пыльного города — и этот контраст впечатляет еще сильнее. «Таинственный и безмятежный» — так описывает сад сам Мэдисон Кокс, который сейчас занимает должность его директора.

Здесь можно увидеть кактусы всевозможных размеров и форм, бамбук, водяные лилии, суккуленты — дизайнер сохранил растительное многообразие, заложенное первым владельцем. Зелень разбавлена вспышками цвета — кобальтовыми и лимонными горшками из терракотовой глины: как поясняет Мэдисон Кокс, это уже влияние второго владельца, Ива Сен-Лорана.

Сам Кокс говорит, что в этом саду сплелись разные традиции, например отсылка к типичным исламским садам с их обилием воды, но он бы не хотел вписывать его в тесные стилевые рамки. В этом он весь: Мэдисон Кокс работает не с садовыми стилями — строгим французским, романтичным английским или модерном, а черпает из многих источников.

Его уникальные садовые пространства прежде всего отражают индивидуальность хозяев и их представления об идеальном саде — в этом дизайнер видит свою миссию. Идеалы же самого садовника стоит искать в его собственном саду. В тихой части Танжера на вершине отвесной скалы стоит дом с головокружительным видом на Гибралтар. Сам дом небольшой, но он кажется и вовсе крохотным по сравнению с садом, протянувшимся длинной зеленой лентой вдоль обрыва.

Тропинки и площадки из дикого камня, фиги и абрикосы, клумбы и грядки, прямо­угольный бассейн и больше двух сотен огромных терракотовых горшков с геранью и фуксиями — так выглядит место, которое Кокс называет своим собственным раем. В этом раю растет около 300 видов растений, чуть больше половины — местные, остальные — эмигранты, привезенные дизайнером из Индии, Мьянмы, Сицилии, Калифорнии и других точек мира. Возможно, для Мэдисона Кокса это способ путешествовать, даже не покидая своего сада.

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Пьер Берже
фр. Pierre Bergé
Имя при рождении фр. Pierre Vital Georges Bergé
Дата рождения 14 ноября 1930 ( 1930-11-14 )
Место рождения Сен-Пьер-д’Олерон, Франция
Дата смерти 8 сентября 2017 ( 2017-09-08 ) (86 лет)
Место смерти Сен-Реми-де-Прованс, Франция
Гражданство Франция
Род деятельности бизнесмен
Супруга Мэдисон Кокс [d]
Награды и премии
Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий