Почему нельзя рубить рябину

В этом году в лесу, да и в городе тоже уродилось много рябины. В ходе осенних поездок я не могла обойти вниманием эту красоту — получилось много фотографий этого дерева и его ягод.
Тут как раз и в интернете нашлась очень интересная статья, которой я хочу поделиться с вами.

РЯБИНА — (лат.Sorbus aucuparia) — от кельтского слова «sor» — терпкий, и латинского aucupari, что означает «ловить птиц». Такое название связано, вероятно, с ловлей дроздов, которые любят лакомиться ягодами рябины.

Русское название произошло от древнеславянского «рябъ» – рябой (по В.И. Далю — крапинка, веснушка). Действительно, плоды рябины заметны издали, яркими крапинками, украшая лес.

В народе рябину называют птицелов, зимняя ягодка — только после заморозков рябина становится вкусной. Есть и совсем необычное название – удел быка, за ярко-красный цвет ее ягод, на который резко реагируют быки.

Происхождение названия рябины поморская легенда объясняет так. Жили как-то муж с женой, и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая дочь, была злой, завистливой и имя ей дали неласковое — Восьмуха. А младший, сынок, был добрым, приветливым, родители звали его Романушкой и души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить его совсем. Выросло на том месте приветливое кудрявое деревце, растет с тех пор по всей русской земле и назвали его люди ласково рябинкой.

Другая старинная легенда рассказывает, что рябина появилась от большой любви. В нее превратилась жена, у ног которой погиб ее любимый супруг. Злые люди хотели их разлучить, но ни с помощью золота, ни с помощью власти они этого не добились. Тогда убили мужа, но даже смерть не разлучила их. Жена, поцеловав его в последний раз, взмолилась Богу, чтобы он не разлучал ее с любимым. В тот же миг она превратилась в рябину на его могиле. С той поры и колышется она на ветру, и пламенеют осенью гроздья ее ягод красных, как кровь, пролитая во имя верной и негасимой любви.

А согласно белорусским преданиям, рябину создал сатана на месте пролившихся слез изгнанной из рая Евы — в знак своей победы над человеком. Однако Господь, увидев, что листья на дереве напоминают по форме крест, забрал рябину из дьявольского сада. Потеряв власть над деревом, в отместку дьявол, чтобы нанести людям вред, сделал их горькими.

Наши предки, древние славяне, считали рябину, наряду с дубом, березой, вербой, священным деревом. Они верили, что в кроне рябины прячутся перуновы молнии (такие же красные, как ее ягоды). Ветка рябины с ягодами воспринималась как символ палицы Перуна, способной защитить человека от всех бед. Издревле сyществовал запpет pyбить, ломать, обpывать цветы и ягоды pябины. Разрешалось срезать ее крупные ветви только для посохов священнослужителей и странников, отправлявшихся в дальний путь. А мелкие ветки с цветами или плодами — для украшения жилищ и проведения ритуальных действий.

Бытовало поверье — кто ее поломает или сpyбит, тот вскоpе yмpет сам или же yмpет кто-либо из его близких. Поэтому, прежде чем сломать рябиновую ветку, дереву кланялись, просили прощения поясняли, зачем берут его частицу, а иначе — быть бедам, самая мелкая из которых — зубная боль.

Не только у славян, у многих народов лучшая палочка для волшебника – рябиновая, лучший венок для невесты – из ее цветов, лучший оберег от злых сил – гроздья ее ягод.

В народном творчестве рябина, наряду с березой, является поэтическим символом России. Испокон веков она являлась так же символом плодородия и благополучия. Ее ягоды (как и калины) считаются символом семейного счастья, сильной и верной любви, а значит и крепкой семьи. Поэтому молодожёны сажали её у своего дома, гроздья ягод выкладывали на подоконник или между рамами. По старинному поверью пока ягоды сохраняют свой цвет, семейному союзу ничего не грозит и, кроме того, считалось, что рябина охраняет дом от злых сил. Традиция эта жива до сих пор, хотя большинство уже не знают ее смысла. Поссорившимся влюбленным советовали посидеть вместе в тени рябины. Под рябиной встречались и расставались, у рябины просили совета.

В народных песнях рябина ассоциируется с образом тоскующей в разлуке с любимым женщины. Ярче всего, по-моему, рассказывается об этом в древненовгородской легенде. Однажды купеческая дочь полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о зяте бедняке. Чтобы избавить семью от позора он пошел к колдуну, а дочь случайно узнала об этом и решила убежать из родного дома. Темной дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи с любимым. В тот же час появился там и колдун, но парень заметил его. Для того чтобы отвести опасность от девушки и отвлечь его, храбрый юноша бросился в воду.

Колдун дождался, пока тот переплывет реку, и когда парень уже выбирался на берег, взмахнул волшебным посохом. Тут сверкнула молния, ударил гром, и юноша превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя опоздавшей к месту встречи. Колдун и ее заколдовал. Девичий тонкий стан стал стволом рябины, а руки-ветви протянулись в сторону любимого. Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. Весной рябинка надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, горюя о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть», и никак «нельзя рябине к дубу перебраться, знать, судьба такая — век одной качаться». Быть может, именно эта легенда легла в основу популярной в народе песни «Тонкая рябина».

И хотя рябина – невысокое хрупкое деревце, а ни засухи, ни мороза не боится и около 100 лет живет и плодоносит. Не удивительно, что в русском фольклоре она воспринималась деревом, обладающим сильным характером: «Ее кудри треплет ветер, обрывая белый цвет, но сильнее, чем рябина дерева на свете нет». Считали, что она способна отогнать от тяжелобольного смерть, вернуть его к жизни, может преградить путь призракам и привидениям, может своей силой наделять людей.

Одно из башкирских племен, живших на берегах Яика (р.Урал) – усергены – храбро сражались с налетевшими саранчой монгольскими ордами. Получив отпор, монголы не пошли дальше на Урал, а повернули в другую сторону. Люди других родов объясняли храбрость и воинственность усергенов тем, что родовым деревом их племени была рябина, и кровь у них была рябиновая.

Издревле считалось, что рябина является мощным и действенным оберегом. Если присмотреться, то можно увидеть, что на нижней стороне ее ягод находится рисунок, напоминающий звёздочку. В языческой культуре звезда являлась одним из самых древних и важнейших символов – символом защиты. Вероятно, поэтому появилось представление о рябине, как о дереве, способном защитить от злых сил, порчи, болезней, и оно характерно для многих народов нашей страны.

Так, в одной чувашской легенде рассказывается, что злые духи решили погубить Бога, мол, он не дает им творить злые дела. Окружили они Бога и начали спорить, как убить его. Бог в это время убежал от них, залез на рябину и спрятался в ее кроне. Так рябина спасла Бога. Поэтому, считают чуваши, ее сила способна защитить человека от любой напасти.

У вепсов (финно-угорский народ, живут в основном в Карелии) был обычай – обращаться к рябине, чтоб защитила от пожара. Считалось, что ее яркие ягоды смогут остановить красные языки пламени. А на Руси с той же целью сажали рябину вокруг избы, а в сенях висели ее гроздья на случай угара от печей.

Популярный злой персонаж удмуртского фольклора Палэсмурт живет в лесу. Он представляет собой как бы рассечённого вдоль человека — с половиной головы, половиной тела, одной рукой и ногой, одним глазом, видны его внутренности. Он всегда вредит людям, для защиты от него надо было помянуть небесного бога или спрятаться за рябиной.

Рябина, как и яблоня, считается женским деревом. Именно их она в первую очередь берет под свою защиту, дарит красоту и здоровье. Недаром ни одна свадьба на Руси не обходилась без рябины. В Воронежской губернии сваха сыпала жениху за голенище рябиновые коренья, чтобы на него не навели порчу на свадьбе. Рябиновыми листьями выстилали обувь новобрачных, а венки из ее веток с россыпями ягод надевали им на головы. Считалось, что в таком наряде молодые спрятаны от сглаза с головы до ног. Ее ветками очищали спальню для первой брачной ночи, невеста надевала рябиновые бусы, а жених мог прикрепить гроздья к поясу — дабы не сглазили.

С рябиной связано множество примет – если порвется венок из рябины, надетый невесте на голову во время свадьбы, то значит, не по любви выходит она замуж или жизнь ее сложится несчастливо. Если венок из ягод долго сохраняет свою свежесть и не засыхает, значит, искреннее чувство в сердцах молодых, и все у них будет хорошо. Если бусы из ягод, повешенные около кровати девушки, вдруг рвутся и рассыпаются по полу, значит, скоро будет свадьба. А в какой стороне света больше ягод насыпалось, оттуда и придет жених.

Если девушка вдруг под окном увидела ягоды, рассыпанные по снегу, или веточку, воткнутую в окно, или просто несколько ягод на подоконнике – значит, скоро будет она счастлива. Бытовало также поверье, что если девушка попарится в бане рябиновым веником, а потом бросит его на двор суженого, то он её отыщет "по запаху", а девушка всегда будет молодой и красивой. Если рябина, растущая во дворе, вдруг прекращает плодоносить, болеет и чахнет, это значит, что-то не к добру в этой семье. То же самое означает, если вдруг зачахли и умерли саженцы рябины, посаженные с целью оберегать дом от зла и беды.

У рябины искали помощи при бесплодии, женских болезнях, фригидности. Ягоды рябины традиционно входили в состав приворотных зелий, помогая преодолеть неразделенную любовь, из них делали обереги, для защиты от чужих чар, отвода порчи, защиты от сглаза. Даже в наши дни девушки и женщины в деревнях осенью делают бусы из ягод рябины, не задумываясь, что раньше подобные бусы были важным ритуальным оберегом. Эти бусы носили целый год, до появления новых спелых ягод. Такой талисман всегда считался лучшей защитой от чужой магии любого сорта. Когда изготавливались новые бусы, старые сжигались или закапывались

Рябина служила оберегом не только для женщин. Согласно народным поверьям она охраняет воина в походе. Снаряжая мужей на войну, жены пришивали к их одежде крестики из рябиновых прутиков, перевязав их красной ниткой. Рябиновые грозди клали в походные сумки как средство от цинги и усталости в дороге. Было поверье: если человек страдает бессонницей, это означает, что его нечисть мучает, сна не дает. Надо взять ветку рябины, очертить ею окружность вокруг себя – сгинет нечисть и пройдет бессонница. У марийцев младенца символически парили рябиновым веником, считая, что тогда ребенок будет защищен от болезней. Олонецкий знахарь лечил так: находил в лесу подходящую рябину, расщеплял ее ствол пополам, пролезал через отверстие, а затем оставлял в этом расщепленном стволе письмо для лешего с вопросами.

В старину рябину применяли в похоронных обрядах, считая, что она охраняет живых от мира мертвых. Поэтому была традиция ставить на свежую могилу крест из рябиновых веток, которые перевязывали красными нитками. Этот крест помогает покойнику успокоится в могиле и не тревожить живущих. В Новгородской губернии, вернувшись с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья, чтобы покойник не возвратился домой.

С приходом христианства отношение к рябине не изменилось, просто приняло другие формы. Наши предки посвятили рябине особенный день, в который отмечали ее именины. В народе его назвали днем «Петра – Павла Рябинников». Приходился он на 23 сентября, день святителей Петра и Павла. По поверью с этого дня солнце на зиму спать ложится, до весны глаза закрывает, заканчивается Бабье лето и приходит настоящая осень. Уже наступают первые заморозки, горьковатая рябина становится сладкой и ее можно собирать, делать заготовки на зиму, обязательно оставляя немного ягод птицам. Красивая традиция, рожденная поверьем, что того, кто в этот день соберет с дерева всю рябину, впереди будут ждать несчастья.

Гроздья рябины связывали в пучки и развешивали под крышами домов, на воротах, в сараях со скотиной. Таким образом крестьяне «открещивались» от происков нечистой силы, от «лихих людей и плохих вестей». В этот день устраивали народные гуляния, пекли пироги с мясом, грибами, ягодами. Девушки делали куклу-оберег «Рябинку» как символ материнства и семейного лада, водили хороводы. Праздники сопровождались особым колокольным звоном, который в народе назывался – “Рябиновый звон”. А 31 октября отмечали День красной рябины и прилетевших синиц.

На Руси, в Украине и Белоруссии в старину существовало почти забытое сегодня понятие «рябиновая или воробьиная» ночь. Так называли ночи с сильной грозой или зарницами и считали их временем разгула нечистой силы. Существовало поверье, что в каждом году непременно бывают три рябиновые ночи: первая -когда рябина цветет, вторая — когда образуются ее ягоды, и третья — когда ягоды эти совершенно созреют (весной, летом и осенью). В Белоруссии рябиновая ночь представлялась одновременно и как время разгула нечисти, и как время, когда буря и удары молнии уничтожают нечистую силу. В Древней Руси с рябиновой ночью также связывалась своеобразная небесная битва. На Киевщине же воробьиной называли ночь на 1 сентября, когда "черт меняет воробьев». Фактически рябиновой или воробьиной можно назвать любую грозовую ночь с ветром и зарницами.

О рябине существует немало примет. В старинном травнике читаем: «В случае, если рябина в сем году обильно уродилась, то ждать нужно напастей страшных – войны или голода с мором повальным». Исследователи связывают появление такой негативной приметы со страхом простого народа перед рябиной, как перед колдовским деревом и тем, что ее ягоды цветом напоминают кровь.

Самая, пожалуй, известная народная примета — обильный урожай рябины предвещает холодную зиму. Об этом есть красивая древняя индейская легенда. Однажды, много лет назад наступила холодная зима. Охотники бродили по лесу в поисках пищи, с трудом пробираясь сквозь огромные сугробы. Чем больше они ходили, тем больше страх сковывал их души: лес был буквально усеян погибшими от холода птицами и мелкими животными. Племена объединились и вознесли свои молитвы к Великому Маниту с просьбой помочь им.

Великий Дух ответил: “Возьмите по капле крови от каждой мертвой птицы и животного и смажьте ею дерево”. Индейцы выполнили приказ. На следующее утро на всех деревьях, которые они смазали кровью, появились гроздья красных ягод, а на ветвях сидели птицы и мелкие зверьки и с радостью их поедали.

Счастливые индейцы танцевали до поздней ночи, восхваляя Великого Маниту, который пообещал им, что всякий раз, когда будет приближаться холодная зима, на рябине будет много ягод.

Еще несколько примет, связанных с рябиной.

Если рябина полностью расцвела, то заморозков больше не будет.

Если на рябине листья завянут и останутся на зиму, то будут сильные морозы. Кстати, эта примета справедлива не только для рябины, но и для других деревьев.

Три рябины вокруг дома – защита от пожара

Рябина перед окном – защита от зависти

Рябина у крыльца – достаток в доме.

Рябина в огороде – будешь всегда с урожаем.

И, в заключение, интересный факт. Рябина обладает бактерицидными свойствами, поэтому является, наряду с серебром, отличным средством для очищения воды. Исстари, когда люди ходили на покосы, они бросали в заводи гроздь рябины, чтобы вода была питьевой. А охотники, рыболовы и туристы пользуются этим приемом до сих пор: в затхлую воду опускают на два часа ветку рябины с листьями – и вода обеззараживается, становиться пригодной для питья.

Рябина издавна считается одним из самых мистических и сильных деревьев. Народные приметы об этом дереве способны помочь вам вовремя узнать о будущем и предугадать грядущие события с пользой для себя.

Во все времена люди придавали большое значение приметам и обычаям. Самые верные из них передавались из поколения в поколение, в итоге дойдя до нас в неизменном виде. На сегодняшний день практики в области целительства и биоэнергетики делают выводы о грядущих событиях в судьбе того или иного человека с помощью народных примет о рябине. Это дерево с горьковато-сладкими «огненными» ягодами не зря считается одним из самых загадочных и наделенных мистической силой.

Содержание
  1. Народные приметы о рябине
  2. Много красной рябины: верные приметы
  3. Рябина во дворе: приметы и поверья
  4. Народные приметы о рябине в доме
  5. До яблочного Спаса яблоки грешно есть.
  6. Зацветет зимой комнатный цветок, дотоле летом расцветавший, – к смерти в семье.
  7. Не спи возле белены – не проснешься.
  8. Украденные цветы и прочие растения приживаются лучше, чем купленные или подаренные.
  9. Горох рассыпать – к слезам.
  10. Горох сей только тогда, когда накануне ночь была звездная.
  11. Чужую беду на бобах разведу, а к своей ума не приложу.
  12. Рябину нельзя рубить, особенно возле дома. Срубил – значит, скоро погибнешь или в доме мертвец будет.
  13. При зубной боли надо взять рябиновый прут, надколоть начетверо и на больной зуб положить. Но ягоды рябины после этого нельзя есть несколько лет.
  14. Увидишь цветок сирени о пяти лепестках – съешь. Это к счастью, к удаче.
  15. Если снег растаял и на этом месте плесень появилась – к грибам.
  16. Сад поздно зацветает – к смерти хозяина.
  17. Кто вербу своими руками у дома посадит, тот себе заступ готовит.
  18. Большой урожай рябины – к долгой и морозной зиме. Рябина в лесу урожайная – к дождливой осени, если нет – к сухой.
  19. Береза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
  20. Если больного на Максима березовым соком напоить, то он выздоровеет.
  21. Если с бузинным посохом в путь отправиться, то не страшны будут ни злые люди, ни дикие звери.
  22. Грибы на стене растут – к богатству.
  23. Вековую ель рубить нельзя – к неприятностям.
  24. Мужчина, пристрастившийся к конопле, может остаться бездетным.
  25. Если травой колюкой окурить ружье, то оно становится метким.
  26. Хочешь, чтоб лен хороший уродился, – сей его обнаженным.
  27. Засохла липа в саду – к худу.
  28. Если во время падежа на шею животному привязать луковицу, оно не заразится.
  29. Кто любит миндаль, тот и жену любит.
  30. Найти одолень-траву и с собой носить – талант и добро обрести.
  31. Для того чтобы уберечь новобрачных от порчи, им в карманы кладут кусочки коры ольхи.
  32. Кто носит с собою орех-двойчатку, богатым будет.
  33. От вампира можно избавиться, либо проткнув ему грудь осиновым колом, либо путем сожжения его на осиновом костре.
  34. Излечить больного от лихорадки можно, спрятав в осиновом пне его волосы и ногти.
  35. Чтобы ребенок перерос свою болезнь, его волосы и ногти надо спрятать в ствол осины на уровне роста ребенка. Когда осина подрастет, она и болезнь унесет.
  36. Если больной человек посидит на свежем осиновом пне, то пень заберет его болезнь.
  37. При бессоннице ребенка надо положить ему в колыбель веточку осины.
  38. Петунья-трава от хмельного питья бережет.
  39. Если приложить разрыв-траву к замку, он тут же откроется или на части разлетится.
  40. Разрыв-трава ломает и железо, и сталь, и золото, и серебро. Если бросить ее в кузницу, то кузнец работать не сможет.
  41. Если к хвосту курицы пристала соломинка – к покойнику.
  42. Кто сон-траву съест, тот всю зиму проспит и будущее предсказывать сможет.
  43. Хранить в доме сушеный трилистник – к благополучию.
  44. Если редьку или редиску резать ножом не сверху, а от корня, то отрыжки не будет.
  45. Если сварить репу, а оставшейся водой омыть чирьи, то они вскоре исчезнут.
  46. Просыпать нечаянно рожь – к удаче.
  47. Улика-трава мужа к жене возвращает, а жену – к мужу.
  48. Кто при себе сухой хмель носит, тот от порчи спасается.
  49. Если в доме ругаются, то цветы гибнут.
  50. Завяли цветы в доме – к обнове.
  51. Кто ест с пищей чернобыльник, тот может не бояться ни колдунов, ни змеиных укусов.
  52. Если чернобыльник повесить в доме, то нечистая сила там не появится.
  53. Кто перед днем Ивана Купала надевает венок из чернобыльника на голову, того головная и глазная боль минует.
  54. Если взять с собой чертополох в дорогу, он убережет от искушений.
  55. Отваром стеблей чертополоха хорошо растирать бока и спину при простуде.
  56. Чертополох защищает дом от ведьм, а людей – от порчи.
  57. Кто ест чеснок, того даже нечистая сила боится.
  58. Если толченый вареный чеснок приложить к нарывам, то они вскоре пройдут.
  59. При укусе змеи надо это место мазать чесноком, прожаренным в деревянном масле.
  60. Кто ест хлеб с чесноком, не заболеет.
  61. Ешь натощак печеный чеснок -голос звонким будет.
  62. Если лихорадка настигла, надо водку на чесноке настоять и пить понемногу после приступов.

Народные приметы о рябине

  • Раннее цветение рябины — к жаркому и сухому лету.
  • Листья на рябине желтеют и опадают летом — к суровой и долгой зиме.
  • Если цветы на рябине опадают, не раскрывшись до конца, следует ожидать поздней зимы.
  • Если листья рябины не опадают полностью, а вянут, оставшись на ветках, то февраль будет лютым и морозным.

Много красной рябины: верные приметы

Рябина во все времена считалась крайне необычным деревом. В ранних погребальных обрядах славян использовались ее ягоды, а ветки рябины вешали над дверью, чтобы защитить дом от мертвецов, проклятий и болезней.

  • Если ягод рябины уродилось много, то следует ждать затяжную и суровую зиму.
  • Рано созревшие ягоды говорят о долгих холодах и поздней весне.
  • Ягоды падают с веток, не созрев — к богатому урожаю и дождливому лету.
  • Большой урожай красной рябины сулит холодную и долгую зиму.

Рябина во дворе: приметы и поверья

Помимо защиты от потусторонних сил, рябина издавна считается «женским» деревом: она бережет красоту и молодость девушек, живущих в доме под защитой этого дерева.

Считается, что три рябины, посаженные вокруг дома, уберегут его от пожаров, воров и иных неприятностей.

Одна рябина во дворе способна вернуть здоровье любому хворому человеку, находящемуся в доме больше трех дней. Для этого необходимо приготовить отвар из листьев, цветов или ягод дерева и давать больному пить его три раза в день до выздоровления.

Две рябины у крыльца, по поверьям, отгоняют от дома незваных гостей и людей, пришедших в дом со злым умыслом.

Считается, что одна рябина, растущая возле забора родового дома, указывает на наличие магических способностей у женщин из этой семьи.

Народные приметы о рябине в доме

Согласно поверьям и приметам, букет с ягодами рябины, подаренный девушке, говорит о скорой свадьбе.

Веточка рябины, повешенная над оконной рамой, поможет уберечь дом от порчи, сглаза и недобрых пожеланий.

Согласно народным поверьям, девушке, желающей сохранить свою молодость и красоту, следует сделать бусы из созревших ягод рябины и носить их на себе.

Рассыпавшиеся ягоды рябины — к большому счастью с любимым человеком.

Не пропустить момент, когда радость и везение постучатся в ваш дом, помогут проверенные народные приметы о счастье. Мы желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

О причине хотя бы символической оплаты подарка, особенно живого (кошка ли это, птица или растение), мы уже говорили: за подарок должен быть отдарок; поскольку об отдарке за недорогую вещь можно и забыть, так лучше сразу ее “выкупить”. На мистическом уровне можно принять и такую версию: растение, просто оставленное в чужом доме, считает себя здесь чужим, а если его купили – понимает, что у него новый хозяин появился.

До яблочного Спаса яблоки грешно есть.

Поверье зародилось на мистическом уровне: яблок до Спаса нельзя есть тем, у кого дети умерли, – чтобы им на том свете яблоки достались (имеется в виду духовная субстанция сохраненных на дереве плодов). Но об этом со временем забылось, и остался лишь запрет для всех. Основан он на том, что в деревнях до августа (то есть именно до Спаса) далеко не все яблоки успевают созреть; дети, наевшись зеленых яблок, страдают затем расстройством желудка. Чтобы не было соблазна, им и говорят об этом запрете.

Зацветет зимой комнатный цветок, дотоле летом расцветавший, – к смерти в семье.

Поверье это распространено не только в России, но и во многих других странах. Причем относится оно не только к комнатным растениям, а и к тем, которые не ко времени зацветут во дворе (особенно плодовые деревья). Причину можно искать на символическом уровне: зацвести среди зимы – скоро погибнуть. Есть и более щадящее поверье: не ко времени расцветший цветок – к вестям, которых не ждали.

Не спи возле белены – не проснешься.

Употребление белены или долгое вдыхание запаха ее цветов приводит к галлюцинациям, временному расстройству рассудка и необдуманным поступкам. Говорят: “Дурит, словно белены объелся”. Если долго вдыхать ее запах, можно и в самом деле умереть.

Украденные цветы и прочие растения приживаются лучше, чем купленные или подаренные.

Это вполне бытовая примета, оставляющая в стороне и этику, и мистику. Украденные приживаются лучше, чем купленные, потому что их быстрее в землю сажают, пока уличить не успели. К тому же у купленного или полученного в подарок растения корни подсохнуть могут, а украденное – только что из земли и снова в землю.

Горох рассыпать – к слезам.

Поверье построено на внешнем сходстве слезы и горошины. Но есть и более легендарное пояснение, когда за прегрешения род людской был наказан голодом, то, чтобы спасти людей, Матерь Божия плакала и слезы ее становились горошинами.

Горох сей только тогда, когда накануне ночь была звездная.

Очень простая взаимосвязь: желание, чтобы гороха было столько, сколько звезд на небе.

Чужую беду на бобах разведу, а к своей ума не приложу.

Имеется в виду распространенное гадание на бобах, которым приписывают мистические, сверхъестественные свойства. На бобах не просто гадают, а стремятся предотвратить беду, развести ее “в разные стороны”, уничтожить.

Рябину нельзя рубить, особенно возле дома. Срубил – значит, скоро погибнешь или в доме мертвец будет.

При зубной боли надо взять рябиновый прут, надколоть начетверо и на больной зуб положить. Но ягоды рябины после этого нельзя есть несколько лет.

С рябиной связано много примет и поверий – как из-за красного цвета ягод, похожих на кровь, так и из-за того, что ее плоды используются в домашней медицине. В частности, рябиновый квас – это и слабительное, и противовоспалительное средство, его дают при высокой температуре как жаропонижающее и т.д. Обильный урожай ягод на рябине предвещает долгую холодную зиму. Некоторые исследователи полагают, что таким образом сама природа заботится о пропитании для птиц на зиму. Срубить рябину-кормилицу, особенно возле собственного дома, – лишить себя на зиму природного лекарства и оставить без пропитания птиц. Запрет на ягоды после использования рябинового прута – “извинение” перед деревом за причиненный вред.

Увидишь цветок сирени о пяти лепестках – съешь. Это к счастью, к удаче.

Считается, что счастье так же редко встречается, как и цветок с пятью лепестками. Поэтому, став его полным обладателем (съев), человек закрепляет за собою удачливость. Кстати, можно сравнить это с находкой “курьего божка” – камня с дырочкой посередине – на морском побережье. Нашедший считается удачливым и должен загадать желание, которое обязательно исполнится.

Если снег растаял и на этом месте плесень появилась – к грибам.

Речь идет не просто об урожае на грибы, а об изобилии грибов именно на этом, примеченном месте. Плесень, появившаяся из-под снега, свидетельствует о грибнице (она же – мицелий) – тончайших разветвленных и переплетенных нитях, образующих вегетативное тело грибов.

Сад поздно зацветает – к смерти хозяина.

Объяснение то же, что и по поводу зимнего или несвоевременного цветения растений: несвоевременный расцвет грозит гибелью – и это символически переносится на хозяина. Явный перебор с подобными приметами в коллективном сознании народа – свидетельство его нелегкой жизни на протяжении многих веков.

Кто вербу своими руками у дома посадит, тот себе заступ готовит.

Имеется в виду, что этот человек умрет тогда, когда из посаженной им вербы можно будет вытесать лопату. Поверье относится к числу щадящих: верба растет долго, и к тому времени действительно можно умереть от старости. В отличие от молодой вербы, символизирующей здоровье и плодородие, старая верба повсеместно считалась “проклятой”, потому что ни плодов, ни тени она не дает. Пословица “влюбился, как черт в старую вербу” подтверждает негативное отношение. Такое дерево, особенно дуплистое, слыло прибежищем нечистой силы. Одно из пояснений может крыться в забытой уже легенде о гвоздях, которыми распяли Иисуса: они были не железными, а сделанными из вербы.

Большой урожай рябины – к долгой и морозной зиме. Рябина в лесу урожайная – к дождливой осени, если нет – к сухой.

Примета проверена временем и фиксирует регулирующие функции природы. Как уже говорилось, перед затяжной морозной зимой рябина плодоносит больше обычного, потому что без ее ягод птицы не смогут дожить до весны. Вопрос в том, как природа выдерживает эту закономерность. Но сама по себе примета верна, как и вторая из приведенных здесь.

Береза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.

От молнии оберегает всякое высокое дерево, поскольку оно служит естественным громоотводом (молниеулавливателем). Именно поэтому в поле во время грозы нельзя прятаться от дождя под дерево: будучи единственным возвышающимся объектом, оно в первую очередь станет жертвой молнии. Что касается особенности березы отпугивать зло, это связано с ее белым цветом и с преданиями. Некогда березка укрыла от непогоды Богородицу и Иисуса, а в другой раз спрятала в своих ветвях от нечистой силы Святую Пятницу, – потому и пользуется покровительством всех троих. Одно из объяснений может крыться и в предании, что на Троицу в березовые ветви вселяются души умерших родственников, которые продолжают помогать оставшимся в живых.

Если больного на Максима березовым соком напоить, то он выздоровеет.

День Максима и Ясона (Иассона) – 28 апреля старого стиля – 11 мая нового. В этот день обычно начинают собирать березовый сок. Наиболее целебным считается сок из верхней части ствола. Добывание сока обставлялось магическими обрядами и строго регулировалось, чтобы не повредить дереву. Смысл приметы в том, что именно в этот день – “на Максима” – березовый сок обладает наибольшими целебными свойствами.

Если с бузинным посохом в путь отправиться, то не страшны будут ни злые люди, ни дикие звери.

Такое отношение к бузине зафиксировано исследователями не только в России, но и в Англии, Германии, Шотландии и других странах. Это основано на ее- целебных свойствах и благотворном запахе. Настоем из цветков бузины излечивают лихорадку. Ветку бузины с собою носят от сглаза. Естественно, что эти особенности перенесены и на посох, который может к тому же физически защитить путника.

Грибы на стене растут – к богатству.

Речь идет, конечно, о внешней, а не внутренней стене дома. Смысл поверья порядком подзабыт, и теперь уже мало кто может выявить истинное его происхождение. Многие говорят, что в основе – количество: мол, богатства будет – как грибов. Или что оно само появится, как появляются грибы.

Вековую ель рубить нельзя – к неприятностям.

В народе считается, что старая, вековая ель – это жилище лешего. Если ее срубить, то леший начнет мстить всеми ему доступными способами, вплоть до поджога. И уж точно станет сбивать с дороги в лесу, где он хозяин.

Мужчина, пристрастившийся к конопле, может остаться бездетным.

Ранее это было просто приметой, основанной на опыте, на наблюдениях. Теперь же, зная о наркотических свойствах конопли и о ее воздействии на организм, можно убедиться в верности давнего народного наблюдения: действительно, употребление конопли (имеется в виду очень частое) снижает потенцию.

Если травой колюкой окурить ружье, то оно становится метким.

Конечно, само по себе ружье, без охотника, не может быть метким или неметким. Поэтому резонно предположить, что речь идет о воздействии дыма колюки не на ружье, а на зрение охотника.

Хочешь, чтоб лен хороший уродился, – сей его обнаженным.

Поверье родилось еще в дохристианские времена, когда природа одухотворялась и обожествлялась; славяне считали, что любое растение так же мыслит и чувствует, как и человек. Обнажаясь, хотели обмануть лен – чтобы он подумал: надо мне уродить, а то человеку и надеть-то на себя нечего! Ведь лен служил основной тканью для одежды: из грубого льняного полотна изготовлялась вся повседневная одежда русских крестьян, из тонко выделанного и украшенного – праздничная.

Засохла липа в саду – к худу.

Объяснение здесь такое же, как и в случае с рябиной и другими растениями, являющимися природной аптекой. Липа излечивает от простуды и других болезней, обеспечивает медосбор, в старину она же и обувала (лапти из липового лыка), и служила сырьем для деревянных поделок. Лишиться липы в своем саду – действительно, к худу.

Если во время падежа на шею животному привязать луковицу, оно не заразится.

Вполне логичное и верное наблюдение, поскольку лук (как и чеснок) обладает лечебными свойствами. Это закреплялось в сознании народа такой, например, пословицей: кто ест лук, того Бог избавит от мук. Сохранилась и рекомендация: есть сырой лук с хлебом, солью и квасом – быть здоровым и ликом светлым.

Кто любит миндаль, тот и жену любит.

Это наблюдение можно отнести к любым орехам (в том числе и к лесным, и к грецким). Все они рекомендуются в пищу мужчинам, т.к. положительно действуют на половую функцию организма. Рецептов, как древних, так и современных, существует великое множество. К тому же орехи хорошо насыщают, и вегетарианцы с успехом заменяют ими (а также фасолью) мясо.

Найти одолень-траву и с собой носить – талант и добро обрести.

Одолень-трава – народное название кувшинки. Особыми свойствами ее наделили за то, что она применялась в медицине, служа противоядием и средством от зубной боли. Со временем ей, уже на основе названия, приписали свойство одолевать не только боль, но и злых людей, колдунов, всяческие несчастья.

Для того чтобы уберечь новобрачных от порчи, им в карманы кладут кусочки коры ольхи.

Магическим оберегом ольха стала из-за красного цвета коры, который ассоциируется с кровью. Как все яркое, красная кора привлекает взгляд и, соответственно, оберегает от сглаза. Даже если кора спрятана в карман, у человека есть уверенность, что его не сглазят.

Кто носит с собою орех-двойчатку, богатым будет.

В основе поверья – количественный принцип и уверенность в том, что пустой орех – к голоду, а полный – к достатку. Тем более – орех-двойчатка.

От вампира можно избавиться, либо проткнув ему грудь осиновым колом, либо путем сожжения его на осиновом костре.

Корни поверья кроются в отношении к осине как к дереву, на котором повесился Иуда. Считается, что коль это дерево справилось с предавшим Иисуса, то с упырем оно уж точно справится. Упыря, вселившегося в человека, винили в самоубийстве этого несчастного.

Излечить больного от лихорадки можно, спрятав в осиновом пне его волосы и ногти.

Чтобы ребенок перерос свою болезнь, его волосы и ногти надо спрятать в ствол осины на уровне роста ребенка. Когда осина подрастет, она и болезнь унесет.

Если больной человек посидит на свежем осиновом пне, то пень заберет его болезнь.

При бессоннице ребенка надо положить ему в колыбель веточку осины.

В основе этих и многих других поверий лежит отношение к осине как к оберегу. В то же время ее запрещалось сажать возле дома, топить печь ее дровами без нужды (хотя замечено, что дым этих дров уничтожает сажу в печи) и применять в строительстве.

Петунья-трава от хмельного питья бережет.

Действительно, это растение, часто встречающееся в садах, обладает свойством нейтрализовать действие алкоголя. Рецепт прост: перед употреблением спиртного смешать ложку оливкового масла с двумя ложками истолченной петуньи и принять это внутрь.

Если приложить разрыв-траву к замку, он тут же откроется или на части разлетится.

Разрыв-трава ломает и железо, и сталь, и золото, и серебро. Если бросить ее в кузницу, то кузнец работать не сможет.

Эти и многие другие поверья, связанные с легендарной разрыв-травой, пока не имеют под собою четких оснований. Считается, что листья этой загадочной травы имеют форму крестиков. Как и папоротник, распускается разрыв-трава только в ночь на Ивана Купалу. Цветет очень недолго – за это время возможно лишь прочитать “Отче наш”, “Богородицу” и “Верую”.

Если к хвосту курицы пристала соломинка – к покойнику.

Эта примета – скорее следствие, чем предвестник. С мистической точки зрения она может быть основана на том, что курица, несущая яйца, символизирует продолжение жизни, а солома – нечто отжившее, умершее. Но если исходить из обычая выбрасывать в отдаленные места солому, на которой обмывали покойника, и куриной привычки везде шастать и все разгребать, то реальная причина связи между этой соломинкой и покойником станет ясна.

Кто сон-траву съест, тот всю зиму проспит и будущее предсказывать сможет.

Трав, обладающих ярко выраженным снотворным воздействием, немало. К ним относятся: дурман, горицвет, atropa belladonna, pulsatilla patens, viscaria vulgaris, известные в народе сон-дрема, песьи вишни, синий анемон, сонник, самсончики и пр. Другими словами, сон-трава – собирательное название. Что касается ее особенностей наделять пророческим даром, то речь надо вести о легком наркотическом состоянии, в которое впадает человек. А, как известно, некоторые сны бывают вещими.

Хранить в доме сушеный трилистник – к благополучию.

Думается, что хранить в доме любую сушеную траву, которая используется в народной медицине, будь то зверобой, тысячелистник, мята или ромашка, – к благополучию, если под таковым для начала разуметь здоровье.

Если редьку или редиску резать ножом не сверху, а от корня, то отрыжки не будет.

Действительно, так устроены волокна этого растения. Кстати, на этой особенности построены народные розыгрыши с применением другого растения: если горький перец разрезать поперек, то горечь его очевидна, но если тот же плод разрезать вдоль, то его можно спокойно есть, вместо горечи ощущая сладость.

Если сварить репу, а оставшейся водой омыть чирьи, то они вскоре исчезнут.

Наблюдение, основанное на опыте народной медицины. Это средство вошло в некоторые, травники. Вероятно, в отваре репы содержатся вещества, помогающие заживлению.

Просыпать нечаянно рожь – к удаче.

Поверье основано на том же принципе, что и осыпание зерном молодоженов: зерно – символ плодородия и жизни.

Улика-трава мужа к жене возвращает, а жену – к мужу.

Не исключено, что эта трава и впрямь обладает такой особенностью. Сохранился заговор, который надо произносить, готовя из улики-травы питье для того, кто разлюбил: “Как ты, трава, приклонила главу свою к земле, так бы и он (она) приклонил главу свою ко мне и был со мною сердцем и душою до гробовой доски!” Травники сообщают, что трава эта -красно-вишневого цвета, цветки желтые, листья лапками.

Кто при себе сухой хмель носит, тот от порчи спасается.

Хмель стоит в ряду природных оберегов в силу того, что используется и в медицине, и при изготовлении пищевых продуктов (например, пива). Следовательно, с ним связано представление о веселье и здоровье.

Если в доме ругаются, то цветы гибнут.

Давнее и, безусловно, верное наблюдение. Многие обращали внимание на то, что в иных домах цветы растут пышно, а в иных не приживаются. Дело может быть как в ссорах, так и в характере, в биополе хозяина. Некоторые виды цветов реагируют даже на резкие звуки.

Завяли цветы в доме – к обнове.

Вполне естественно, поскольку придется покупать или разводить новые. Примета направлена на утешение, что не так уж часто встречается, к сожалению, в поверьях и приметах нашего народа.

Кто ест с пищей чернобыльник, тот может не бояться ни колдунов, ни змеиных укусов.

Если чернобыльник повесить в доме, то нечистая сила там не появится.

Кто перед днем Ивана Купала надевает венок из чернобыльника на голову, того головная и глазная боль минует.

Чернобыльник (он же – чернобыл, он же – будыльник, artemisia vulgaris) – вид крупной полыни. Корень ее дают при падучей болезни. Как и многие растения с острым запахом, трава эта служит оберегом: либо отпугивает, либо вызывает доминирующее внимание, не оставляя у завистника сил на сглаз.

Если взять с собой чертополох в дорогу, он убережет от искушений.

Отваром стеблей чертополоха хорошо растирать бока и спину при простуде.

Чертополох защищает дом от ведьм, а людей – от порчи.

Чертополох, известный также под названиями: мурат, осот, волчец, репец (виды cirsium и carduus), – колючая сорная трава. Отпугивающие свойства приписываются ей из-за колючек. Считается, что все колющее (иголки, булавки), направленное острием на злого человека, лишает его способности наводить порчу, поскольку взгляд натыкается на острое.

Кто ест чеснок, того даже нечистая сила боится.

Если толченый вареный чеснок приложить к нарывам, то они вскоре пройдут.

При укусе змеи надо это место мазать чесноком, прожаренным в деревянном масле.

Кто ест хлеб с чесноком, не заболеет.

Ешь натощак печеный чеснок -голос звонким будет.

Если лихорадка настигла, надо водку на чесноке настоять и пить понемногу после приступов.

Примет и поверий, связанных с чесноком, очень много. Одинаково почитаемо это растение и славянами, и египтянами, и англичанами, и немцами, и персами, и турками, и греками, и многими другими народами. Причина в том, что чеснок – природная аптека, кладовая витаминов. В наше время столь же часто, как в старину, чеснок применяется в борьбе с простудой. Что касается способности чеснока отпугивать нечистую силу, предохранять от сглаза и порчи, то способность эта приписывается ему благодаря стойкому резкому запаху, который отвлекает “глазливых” людей и саму нечисть. С древних времен к чесноку относились как к драгоценному продукту, это и закрепило его мистический культ.

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий