Подъемная тележка своими руками

Выбирая подъемник для ульев, можно обнаружить многочисленные обсуждения на пчеловодческих форумах, видеоролики на YouTube, заметки в блогах, касающиеся его изготовления своими руками.

Это важный и незаменимый механизм в любом пчеловодческом хозяйстве, которому стоит уделить максимум внимания.

Вместо вступления

По своей сути обсуждение подъемников — бесконечная и местами спорная тема. У каждого хозяина свой подход к содержанию пасеки. Одни пчеловоды активно используют самодельные тележки и подъемники. Другие эксплуатируют заводские образцы механизмов. Третьи дорабатывают купленную модель под свои нужды.

Мы уже описывали самодельные средства механизации:

Здесь рассмотрена тележка подъемник для ульев в трех вариантах: Приспособления для перевозки ульев

А здесь дан обзор нескольких пасечных самоделок этого типа: Тележка и весы – важные пасечные самоделки

Вот еще одна интересная идея для самостоятельной сборки, подсмотренная нами на известном форуме:

Такая модель ульевого подъемника рассчитана на работу с альпийскими ульями. Ее основное достоинство – дешевизна. Опорные элементы, стойки, перекладина смонтирована из древесины. Ворот сварен из металлической трубы. В качестве подъемного механизма используется два ролика и прочная веревка.

Это одна из вариаций модели с подъемными блоками, уже рассмотренной в статье: Тележки своими руками для перевозки ульев

Большие разборные подъемники используются для кочевого содержания пасеки. С их помощью ульи загружаются на прицепы и платформы. А небольшие тележки, оснащенные подъемным узлом, предназначены для внутрипасечных нужд – с их помощью домики перемещают с одного места на другое в пределах одного точка, либо транспортируют к прицепу и используют вместе с большими разборными подъемниками.

Разборный подъемник

Этот механизм применяется для обслуживания многокорпусных домиков, уже установленных на платформу, а также для их погрузки. Собирается/разбирается приспособление легко и быстро.

Подъемник универсален благодаря конструкции, опоры которой переносятся и устанавливаются в любом положении относительно грузовой платформы или друг друга.

Сборка

Подъемник для ульев своими руками собирается по схеме, приведенной ниже:

Стойка (отмечена цифрой 2) вколачивается в грунт и крепится к борту автотранспорта посредством кронштейна. Второй кронштейн фиксирует механизм на двуногой опоре (на рисунке цифра 3).

Между опорой и стойкой перекидывается прочная горизонтальная трубка (отмечена как 1). В качестве крепления здесь выступает кольцо из металла (4) с приваренным стержнем. С другой стороны на этом креплении находится упор для винта – резьбовая бобышка.

  1. Чтобы погрузить пчелиные домики, сначала устанавливают стойку. Сверху размещают крепежный узел (вводят его стержнем внутрь стойки), в кольцо которого пропускают горизонтальную трубку.
  2. На эту же трубу надевают ролик для груза и второй крепежный элемент.
  3. Двуногая опора устанавливается с таким расчетом, чтобы между ней и бортом оставалось место для свободного проезда ручной тележки. После установки в опору сверху вставляют стержень второго крепежного элемента, также оснащенный кольцом.
  4. Трубка крепится на своем месте с помощью болтов. После чего к ролику можно подвесить полиспаст и захват для погрузки пчелиных домиков.
  5. Конструкция этого самодельного механизма легко меняет конфигурацию в процессе работы. Вначале горизонтальный элемент подъемника находится в параллельной плоскости относительно грузовой платформы. Ульи подвозят на ручной тележке и поднимают наверх.
  6. После полной загрузки одной части платформы (домики расположены вдоль всего борта), горизонтальную трубку смещают – она проходит по диагонали, что облегчает загрузку центральной части.
  7. А затем смещают переднюю опору – механизм вновь становится параллельно борту, но уже с другой стороны автотранспорта. На завершающем этапе погрузки домики устанавливают вдоль второго борта.

Универсальный подъемник

Этот механизм сварен из профильных труб размером 20 на 40 мм. Имеет две рамы – опорную и подвижную, оснащенную лебедкой. Лебедка собрана из двух фрез, насаженных на трубу 20 мм заваренную на концах. Автор идеи Виктор Ефименко.

Основное предназначение устройства:

  • перемещение пчелиных домиков в пределах точка;
  • их перевозка в зимовник;
  • манипуляция корпусами;
  • погрузка на прицеп при кочевке.

На подвижную раму можно установить специальные насадки, облегчающие работу с корпусами. Они имеют захваты, надежно входящие в металлические ручки корпусных секций.

На фото: верхние насадки для перестановки корпусов и нижние для перемещения всего улья.

Как именно происходит погрузка и работа с корпусами можно ознакомиться в этом коротком видеообзоре:

Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях:

Пчелиные ульи периодически приходится перемещать. Сделать это вручную нельзя: пчелиное жилище хоть и не настолько тяжелое, но довольно крупное и относительно хрупкое. Кроме того, перевозка улья не должна беспокоить его обитателей. Апилифт – специальное устройство, разработанное для перевозок такого рода.

Что такое апилифт и для чего он нужен

Перевозка улья – занятие не самое простое. Поскольку перемещение конструкции производится вместе с обитателями, то и выполнять такую транспортировку приходится с соблюдением множества требований:

  • тележка для перевозки ульев в первую очередь должна обладать достаточной грузоподъемностью, чтобы перемещать пчелиное жилище;
  • обязательное условие при перевозке пасеки – минимальное механическое воздействие, апилифт должен гарантировать минимальное сотрясание и максимально мягкий подъем улья;
  • наибольшую опасность при перевозке улья составляет угроза обрушения сот, при этом не только разрушается конструкция, но и гибнут насекомые, перед транспортировкой все внутренние элементы улья необходимо закрепить, то же самое касается и внешних деталей, если их нельзя предварительно разобрать, апилифт для более надежных работ оснащается специальными зажимами;
  • вентиляция улья чрезвычайно важна: так удается избежать перегрева, тележка должна обеспечивать нормальную вентиляцию, не быть герметичной.

Принцип работы таков: тележку подводят вплотную к улью, регулируют уровень кронштейна так, чтобы он соответствовал положению корпуса. Затем лебедкой перегружают улей на апилифт, закрепляют и перевозят на другую пасеку.

Конструкция пасечной тележки

Тележка для перевозки улья представляет собой стальную конструкцию, включающую мобильную часть, подъемный блок и устройство для фиксации корпуса. В любом варианте апилифта имеются следующие элементы:

  • статичная металлическая рама – основа конструкции, к которой закрепляются остальные детали;
  • 2 колеса, насаженные на ось – диаметр последних зависит от габаритов и веса улья;
  • подвижная рама, на которую устанавливается улей, как правило, здесь имеются боковые зажимы, предупреждающие опрокидывание груза при перевозке;
  • подъемный блок – сложная часть апилифта, включает несколько блоков и рычагов, позволяющих поднимать ульи;
  • кронштейны – фиксирующие приспособления;
  • вилы – опорные приспособления для подъема улья, как правило, они съемные, чтобы облегчить хранение тележки;
  • фиксаторы – апилифт оборудуют регулируемыми приспособлениями, так обеспечивается надежная фиксация ульев разного размера, кроме того, это позволяет использовать тележку для перевозки других крупных предметов, наподобие бидонов, бочек.

Изготовленные на производстве модели обычно рассчитаны на транспортировку груза весом до 150 кг. Выполненные своими руками апилифты не такие грузоподъемные. Зато собственноручное изготовление учитывает индивидуальные особенности пасечника и пчелиных ульев.

Как сделать тележку для перевозки ульев своими руками

Готовый подъемник для ульев стоит достаточно дорого. Собрать конструкцию самостоятельно при наличии необходимых деталей вполне возможно. Но при этом стоит учесть, что для сборки тележки нужно уметь обращаться со сварочным аппаратом.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы смастерить апилифт для пчеловодов, нужно запастись следующими материалами и инструментами:

  • стальные трубы размерами в 40*20, 30*20, 25*25 мм, предпочтительнее выбирать оцинкованные изделия;
  • трос для подъемного устройства;
  • вилки – можно приобрести готовые, а также кронштейны;
  • гайки и болты М8 и М6;
  • колеса соответствующего диаметра;
  • пружины и ролики на подшипниках;
  • ручки с резиновым или каучуковым покрытием, предупреждающим скольжение, но можно обойтись без них.

Из инструментов потребуется измерительная рулетка, ключ и, конечно, сварочный аппарат. Резьбовое соединение при изготовлении апилифта не применяется.

Пасечная тележка (апилифт) своими руками: чертежи с размерами

Конструкция самой тележки для ульев относительно проста: опорная рама, блок с колесами и вилы. А вот что действительно представляет сложность, так это подъемник. Чертежи для изготовления тележки для ульев своими руками, по сути, представляют собой схему сборки подъемника.

Пошаговая сборка апилифта своими руками

Порядок сооружения тележки для пчеловодов своими руками в общем виде включает следующие действия.

  1. Подготовка исходников: обработка при необходимости и нарезка металлических труб по размерам. Сборка боковых стоек, основной рамы и рамы для блока с помощью сварки.
  2. Конструирование подъемного блока для улья и подготовка к установке.
  3. Монтаж на раму вил, кронштейнов, подъемника, колес и ручек.
  4. Проверка изделия на готовность к эксплуатации – перевозка пустого улья.

Порядок сборки может варьироваться. Кроме того, разные модели могут потребовать установки дополнительных деталей.

Изготовление рамы

Сборку апилифта своими руками по чертежу начинают с рамы. Во-первых, это база конструкции, во-вторых – наиболее легкий для изготовления элемент. Используют для рамы профильные трубы. Для стандартной конструкции грузоподъемностью до 120 кг достаточно труб с сечением 40*20 мм.

Трубы нарезают по габаритам тележки – 1570 на 370 мм, как правило. Детали соединяют друг с другом так, чтобы сохранялись прямые углы и сваривают. При этом верхняя поперечная перекладина приваривается вертикально, а нижняя – плашмя.

С внешней стороны обеих стоек апилифта проделывают пропил шириной в 20 мм. Вдоль него будут смещаться оси подшипников.

На верхней части стоек вкручивают болты М6 – они служат ограничителями и предупреждают случайный выход каретки за границы стойки. Отступив от верха стойки 20 см, приваривают рукоятки для пасечной тележки.

Апилифт усиливают двумя дополнительными поперечинами из трубопровода сечением в 30*20 мм: нижняя фиксируется на расстоянии в 500 мм от низа рамы, верхняя – 380 мм от верхней. В нижней перекладине тележки для ульев просверливают отверстия под болт М8: здесь крепят кронштейны.

Наверху рамы на лицевой стороне жестко фиксируют ролик с подшипником – он выполняет роль подъемного блока. По краю ролика приваривают полукруглый бортик, который не позволяет тросу самопроизвольно спадать. Дистанция от ролика до края рамы 130 мм. В ролик заходит трос диаметром в 3 мм. На такой же дистанции с другой стороны фиксируют пластинки с болтами, где закрепляют свободный конец.

На второй более низкой поперечине апилифта на расстоянии в 120 мм от края приваривают катушку высотой в 35 мм для наматывания троса. Ее ось устанавливают в подшипник, а с тыльной стороны крепят рычаг, оснащенный рукояткой.

Рукоять подпружинена: стальной язычок утыкается в стопор в свободном состоянии – прут, закрепленный рядом с катушкой.

Сборка подъемного блока

Это наиболее ответственный узел тележки для ульев. Для блока потребуется собственная рама, сваренная из более тонких и легких труб и 4 подшипника.

Трубы сечением в 30*20 мм нарезают по размерам – 1720 на 380 мм и сваривают. Две нижние перекладины выполняются из труб 30*30 мм, сюда же входят боковые зажимы. По центру самой нижней поперечины приваривают катушку, аналогичную той, что размещается на верхней части основной рамы тележки.

Каретка апилифта двигается на 4 подшипниках. Для последних делают кронштейны из шины в 3 мм. Подшипники должны свободно смещаться в трубках боковые стоек тележки. На нижние кронштейны приваривают куски профильных труб сечением в 25*25 мм – здесь вставляют детали вил.

Изготавливают шарниры для боковых зажимов. Для регулировки угла наклона используют подпружиненные болты: чем сильнее шарнир наклонен, тем выше сила захвата. Зажимы должны легко вставляться через шарниры в трубы. Когда требуется зафиксировать улей на тележке апилифт, зажимы подводят вплотную к корпусу и зажимают. В каретку вставляют вилки, чтобы можно было ставить улей. Длина вилки не менее 490 мм.

Сжимающий механизм активируется рычагом с тягой. На чертежах апилифта конструкция устройства описывается подробней.

Сборка механизма перемещения

Эта часть тележки для ульев наиболее проста. Главное – правильно подобрать диаметр колеса.

Ось с подшипником вставляют в колесо. С внешней стороны ось фиксируют гайкой, с внутренней к оси приваривают трубу длиной в 290 мм.

Сваривают кронштейн – 2 трубы сечением в 30*30 мм под прямым углом. На их концах приваривают пластины для фиксации на раму.

Колеса смещаются относительно кронштейна, тем самым регулируется угол наклона апилифта для ульев.

Заключение

Апилифт – на редкость полезное приспособление не только для пасеки, но и для обычного дачного хозяйства. Кроме ульев она может перевозить весьма габаритные бочки и бидоны, да и другие тяжести. Конструкция ее не слишком проста, однако при умении пользоваться сварочным аппаратом, апилифт можно изготовить самостоятельно.

Уже несколько раз я получал на электронную почту письма с просьбой опубликовать чертежи апилифта или подробные фотографии. Имеют люди желание изготовить апилифт своими руками, говорят, уже и материал закупили, и в общих чертах представляют, что к чему, а вот детализации не хватает.

Чертежами я когда-то в училище зарабатывал себе деньги на авиабилеты Самарканд-Москва и обратно, чтобы слетать в отпуск. А сейчас мне их рисовать просто лень, муторное это дело и скучное…

Поехал специально в деревню, разобрал свою тележку, полдня фотографировал ее с разных сторон и снимал размеры. А теперь попытаюсь описать как все устроено, надеюсь, будет понятно. Внизу статьи еще небольшой видеоролик, где я пробовал объяснить работу некоторых частей.

Итак, вот апилифт в сборе, с боковыми зажимами и вилкой для подъема улья под днище.

Дальше я снял зажимы, вилку, подвижную каретку, одно колесо с кронштейном, чтобы показать их устройство в отдельности.

Конструктивно я разделил лифт на раму, подъемную каретку и кронштейны с колесами.

Боковые стойки рамы изготовлены из профильной квадратной трубы 40х20 мм.

С внешней стороны стоек вдоль всей длины сделан пропил шириной 20 мм, в котором перемещаются оси подшипников каретки.

Вверху каждой стойки вкручены болты М6, их головки не позволяют верхнему подшипнику каретки выйти за пределы стойки. На расстоянии 20 см от верхнего края стоек приварены ручки для удержания тележки с резиновыми рукоятками.

Рама имеет 4 поперечины.

Верхняя – из трубы 40х20 мм, приварена вертикально, посередине боковых стоек. Нижняя – тоже из трубы 40х20 мм, приварена плашмя к торцам боковых стоек. Две оставшиеся поперечины из трубы 30х20 мм, приварены заподлицо с тыльной стороной боковых стоек.

В третьей поперечине для крепления кронштейнов колес просверлены сквозные отверстия под болты М8.

На верхней поперечине с лицевой стороны жестко закреплен ролик с подшипником. Это подъемный блок. В канавке ролика перемещается трос диаметром 3мм. На таком же расстоянии от левой стойки пластинкой с болтами закреплен верхний свободный конец троса.

По краю блока приварен полукруглый бортик, он не дает тросу спадать с ролика. Маркировка подшипника видна на фотографии.

С лицевой стороны второй поперечины есть катушка для наматывания троса при подъеме каретки апилифта.

Высота катушки – 35 мм.

Ось катушки установлена в подшипнике. С тыльной стороны к ней приварен рычаг с деревянной рукояткой. Рукоятка свободно вращается на своей оси.

На поперечине, возле катушки приварены два куска 8 мм прута в качестве стопоров.

Рукоять подъемника тросиком связана с подпружиненным металлическим язычком.

В свободном состоянии пружина опускает язычок вниз, и он упирается в один из стопоров. Это своего рода предохранитель от произвольного опускания каретки с грузом.

Вообще хватает в апилифте мелких деталей. Не знаю, как вы будете все это делать своими руками… Едем дальше.

«Чертеж» колеса с кронштейном.

Ось колеса на подшипнике, с внутренней стороны ось приварена к квадратной трубе.

С внешней стороны ось зафиксирована гайкой.

Внешний диаметр колеса с шиной примерно 380 мм.

Кронштейн колеса – две трубы, сваренные между собой под прямым углом.

На концах труб – пластины для крепления к раме.

В местах крепления верхнюю поперечину болты проходят насквозь.

В нижней поперечине болт вставляется изнутри трубы.

Выдвигая колеса из кронштейнов, можно регулировать угол наклона апилифта к земле и длину опорного рычага.

Подъемная часть – каретка.

Это основной механизм, и деталей здесь больше всего. В основном, корпус сварен из труб 30х20 мм, только внизу две поперечины 30х30мм, внутрь которых входят боковые зажимы для схватывания улья. По центру нижней поперечины каретки приварен блок для троса, аналогичный тому, что на раме.

Каретка передвигается по раме на четырех подшипниках.

Кронштейны подшипников выполнены из 3 мм шины. Подшипники свободно входят в трубы боковых стоек рамы апилифта и перемещаются в них с небольшими зазорами.

В нижней части каретки приварены куски профильной трубы, в которые вставляются элементы подъемной вилки.

Шарниры, удерживающие боковые зажимы имеют вот такой вид.

Когда тяга наклоняет шарнир, квадрат перекашивается, «схватывает» вставленную в него трубу бокового зажима и тянет ее.

Угол наклона шарнира регулируется подпружиненным болтом. Чем сильнее наклонен шарнир, тем больше будет усилие сжатия боковых зажимов.

Сами боковые зажимы выглядят вот так.

Удерживающие «лапы» приварены к трубе не под прямым углом, а с небольшим наклоном в направлении удержания. Изнутри на «лапах» сделаны канавки для придания поверхности ребристой структуры – чтобы надежнее удерживать груз.

Боковые зажимы свободно вставляются через удерживающие шарниры в направляющие трубы.

При работе с ульями боковые зажимы вплотную подводятся к стенке улья, и приводится в действие сжимающий механизм.

Чтобы брать улей под днище, в каретку вставляются детали вилки и фиксируются болтами.

Сжимающий механизм каретки приводится в действие рычагом с тягой. Длина тяги может регулироваться разъемным резьбовым соединением.

Вот и все чертежи. Как видите, деталей достаточно много, некоторые требуют высокой точности обработки, например, втулки подшипников. Мне кажется, изготовить апилифт своими руками будет не просто. Нужен материал, инструмент, приспособления.

Я свой подъемник не изготавливал, я его купил. Мастер, у которого покупал, знает свое дело – это видно по качеству изделия, по тому, как все обработано, подогнано и собрано. Видно, что у него производство уже налажено, поставлено на поток. О том, где покупал, как доставлял и сколько заплатил, я уже писал здесь. Цена, кстати, на тот момент была ниже, чем у других производителей.

Понимаю, что не каждый может позволить себе купить такую тележку – дорого. Поэтому, если мои фотографии кому-то помогут – буду рад. Возникнут вопросы – пишите.

Чтобы получать новые статьи блога на свой e-mail, оформите подписку.

Буду благодарен, если поделитесь статьей в социальных сетях:

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий