Рассказ о растении дерево

Татьяна Скрягина
Конспект занятия-беседы «Рассказ о деревьях»

Рассказ о деревьях (область познание).

Деревья верные друзья и помощники человека. Без них была бы не возможна жизнь на Земле. Лист дерева маленькая лаборатория, где из чистой воды и солнечного света готовится чудесное кушанье — чистый воздух. Деревья и другие растения производят кислород газ, необходимый для дыхания человеку и животным. Леса краса и гордость нашей планеты. Они очищают воздух. Зеленой стеной встают леса на пути шума и пыли. Представьте себе, что с открытого места (например, с поля) сильный ветер, несущий с собой множество пылинок и песчинок, прелетел в густой лес. Здесь, среди деревьев, скорость ветра уменьшается, и пылинки, которые он нес с собой, оседают на листьяхъ. Потом пылинки с листьев смывает дождь.

Из древесины человек делает дома, мебель, бумагу, музыкальные инструменты и многое другое. Под густой кроной дерева можно переждать ливень и укрыться от солнечных лучей в летний зной. Лес это большой дом, где живут птицы и звери. Приходя в лес, вы как бы приходите к ним в гости. Лес щедрый хозяин, он дарит своим гостям подарки: ягоды, грибы и свежий воздух. Но и вести себя в лесу надо так, чтобы не побеспокоить его обитателей, занятых своими делами. Нельзя понапрасну ломать ветви деревьев, ранить их стволы. Ведь деревья живые, просто они не умеют двигаться и говорить. Нельзя громко кричать: ваш голос может спугнуть птицу, высиживающую птенцов, она улетит, яйца остынут и птенцы погибнут. Обязательно нужно гасить за собой костер, если ты его разжигал. Помните, что вы люди самые совершенные создания природы, а это значит, что ты в ответе за птиц и зверей, травы, цветы и деревья.

Давайте рассмотрим: как устроено дерево? У любого дерева есть несколько частей. Во-первых, это корни. Корень очень важная часть дерева: он закрепляет растение в земле, поглощает из неё воду и питательные вещества и "кормит" ими остальные части дерева. Корни некоторых деревьев уходят в почву на глубину несколько десятков метров. Во-вторых, это ствол. Он нест на себе его крону (ветви с листвой) — это третья часть дерева. по форме кроны можно уже издалека отличить одно дерево от другого. Ствол обычно покрыт корой — это четвертое. Колра защищает "тело" дерева. Каждый год на дереве вызревает множество плодов — это пятое, внутри которых спрятаны семена. Семена — это шестое и считают их детьми растений. Если семя упадет на благодатную почву, то из него вырастет новое деревце. Вообще же деревья живут очень долго. На земле растут "долгожители", которым исполнилась уже не одна тысяча лет.

Давайте рассмотрим: как устроет лист? Он крепится к ветке с помошью черешка. Лист может быть цельным (как листья вяза и берёзы, а может быть разделен на несколько лопастей (как листья клёна, и дуба) или более мелких листочков (как листья каштана или рябины). Если внимательно присмотреться к листу любого дерева, то станет видно, что лист расчерчен тонкими черточками. Это жилки листа. Обычно одна из них основная, она делит листок пополам, а от нее, как ручейки, разбегаются боковые жилки. Край листа может быть ровным (такой лист называется цельнокрасним, волнистым (как у дуба) или напоминающим зубья пилы (он так и называется пильчатый).

После беседы предложить детям поиграть в игры:

В рубрике «Детям о растениях» вы найдете сказки, загадки, рассказы, развивающие задания, видео, презентации, интересные опыты и эксперименты, наблюдения для детей и узнаете много нового: о деревьях и кустарниках, цветах и травах, овощах и фруктах, сельскохозяйственных растениях (пшеница, рожь, гречиха, лен и другие), о комнатных растениях.

Знакомя детей с растениями, нам очень важно привить любовь малыша к природе, показать, как она мудра и прекрасна. В основе знаний маленького ребенка о растениях — его собственный опыт взаимодействия с ними, его собственные открытия в мире природы. Поэтому все рассказы о растениях построены как интересный диалог с ребенком, включающий занимательные задания — открытия.

Малыш с помощью взрослых откроет и важные закономерности в взаимосвязи из жизни растений, узнает интересные ему занимательные факты: как они приспосабливаются к среде обитания, почему у разных растений разные стебли и листья, как растений защищаются от врагов, что такое «живые камни», откуда произошли необычные названия растений, какие необычные растения растут в разных странах. В этом вам поможет наша рубрика «Детям о растениях». В добрый путь в мир природы!

На данном уроке будет рассмотрена тема «Деревья, кустарники и травы», которая поможет школьникам больше узнать об окружающем мире. С её помощью учащиеся смогут узнать о деревьях, сроках их жизни, отличия кустарников от деревьев, а также о различных видах трав, которые встречаются на нашей планете.

Урок: Деревья, кустарники и травы

1. Деревья

Деревья – это многолетние растения. «Многолетние» значит, что они живут много лет. А сколько же живут деревья? Одни живут десятки, а другие – сотни лет. Есть на нашей планете деревья-долгожители, они живут более тысячи лет. Рассмотрим таблицу продолжительности жизни некоторых деревьев.

2. Кора дерева

Долгожителем является Секвойя, ее продолжительность жизни составляет более тысячи лет.

Много лет нужно дереву, чтобы стать большим и могучим. Сколько лет дереву, можно узнать по годовым кольцам на спиле. Каждый год дерево растет, образуя новое годовое кольцо. Внимательно рассмотрите годовые кольца, в них зашифрована история всей жизни дерева.

Все деревья имеют общее строение. У них есть корни, твердый ствол, покрытый корой, ветви образуют крону дерева. Отличаются деревья толщиной ствола, формой кроны и цветом, узором коры. Рассмотрим рисунки и определим деревья по коре.

Рис. 3. Это кора березы (Источник)

Рис. 4. Это кора сосны (Источник)

Рис. 5. Это кора дуба (Источник)

3. Листья дерева

А еще деревья отличаются друг от друга листьями, цветами, плодами, семенами. Они разной величины, формы и окраски. Рассмотрим строения листьев.

Рис. 6. Липа Рис. 7. Дуб (Источник)

Лист состоит из листовой пластины и черешка. Простые листья имеют одну листовую пластину. Такие листья есть у липы, дуба, осины.

Рис. 9. Каштан (Источник) Рис. 10. Рябина (Источник)


Рис. 11. Ясень (Источник)

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластин, каждая из которых имеет собственный черешок. Такие листья есть у каштана, рябины, ясеня.

Иногда на одном месте растут деревья одного вида. Например, только березы, дубы, ели или осины; такие места имеют свои названия.

Рис. 12. Березовая роща (Источник)

Рис. 13. Дубовая роща или дубрава (Источник)

Рис. 16. Сосновый бор (Источник)

4. Цветки дерева

Как и все растения, деревья начинают цвести весной. Первыми зацветают верба и ольха, а за ними – береза, рябина, клен. Последним зацветает дуб. На месте цветов образуются плоды. Рассмотрим рисунки и определим деревья по их цветам.

Рис. 17. Клен рис. 18. Каштан (Источник)
Рис. 19. Рябина (Источник) рис. 20. Черемуха (Источник)

5. Плоды дерева

Определите деревья по их плодам.

Рис. 20. Клен (Источник) рис. 22. Рябина (Источник)
Рис. 23. Дуб (Источник) рис. 24. Каштан (Источник)

6. Древесина

Как человек использует древесину? Древесина – это внутренняя часть дерева без коры. Из древесины люди строят дома, делают мебель, бумагу, используют как топливо и изготавливают разные вещи.

7. Кустарники

Кустарники – это многолетние растения. Они живут 10-20 лет. У кустарников нет главного ствола, они имеет несколько твердых стволиков, покрытых корой. Давайте познакомимся с некоторыми представителями этой группы.

Название произошло от слова «лещ». Круглые листья этого кустарника по форме напоминают рыбу. Плоды лещины – орехи, он съедобны. Второе название кустарника – орешник.

Рис. 26. Черноплодная рябина (Источник)

Кустарник с черными плодами. Плоды съедобны, обладают лечебными свойствами. Второе название этого кустарника – Арония.

Рис. 27. Снежноягодник (Источник)

Этот кустарник получил свое название от цвета плодов. Плоды – не съедобны.

8. Травянистые растения

Травянистые растения не имеют твердого ствола, Стебель у них мягкий, сочный и зеленый. Среди травянистых растений тоже есть многолетние растения.

К ним относится Пижма. Это растение легко узнать по желтым цветам и листьям, похожим на листья рябины.

Лопух или репейник. Плоды этого растения имеют крючки, стоит хоть одному крючку зацепиться за шерсть животного или одежду человека, и оторвать их почти невозможно. Не зря существует выражение: «Пристал, как репей». А еще благодаря лопуху было сделано открытие – застежка-липучка. Она была изобретена в 1948 году швейцарским инженером Жоржем де Местралем, который разглядел семена лопуха, прицепившиеся к шерсти его собаки.

Среди травянистых растений есть и однолетние растения, которые живут на протяжении одного года. Весной они прорастают из семян, летом – цветут, осенью – дают плоды с семенами и отмирают.

К однолетним травянистым растениям относится пастушья сумка. Плоды этого растения по форме напоминают сумку пастуха.

Лебеда. Листья этого растения покрыты серебристыми волосками, поэтому кажется, что они посыпаны мукой.

Мокрица. Название растение получило потому, что оно всегда мокрое даже в сухую погоду. Из-за цветков напоминающих звездочки, растение получило второе название – Звездчатка.

9. Сорняки

Мокрица, лебеда и пастушья сумка – это дикорастущие растения, которые получили еще одно название – сорные растения или сорняки. Они растут на полях и огородах вместе с культурными растениями. Сорняки поглощают большое количество воды и питательных веществ, тем самым они заглушают культурные растения и снижают урожай.

Прополка – один из способов борьбы с сорняками.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Лиственные и хвойные деревья». В ходе урока мы разделим деревья на две группы и выясним их отличительные признаки.

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. В чем различие между деревьями, кустарниками и травами?

2. Какие деревья и кустарники растут на вашем школьном участке?

3. Какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними?

4. * Расскажите, как происходит рост и развитие растения. Пронумеруйте рисунки.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий