Технология сотрудничества в начальной школе

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальной из педагогических технологий становится обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Секрет успешности обучения – формирование коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом.

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой
деятельности

Диалогические формы речевой
деятельности

Выступать с заранее подготовленной

Учебная беседа учителя и ученика

Учебная беседа в парах

Спрашивать и задавать вопросы

Учебная беседа в группах

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Доказывать и опровергать

Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.)

Важно учитывать принципы обучения в сотрудничестве:

1. Учащиеся работают в группах (4–6 учеников), состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

3. Члена группы, который должен отчитаться за задание, может выбирать учитель или члены команды.

4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся и совместная работа.

Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.

Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества:

1. Этика вербального обращения к учащемуся.

Этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. «Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» – в этих словах заложено участие педагога, а в словах «Мне интересно…», «Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.

2. Стимулирующее общение, вызывающее радость учающегося.

Данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.

3. Дорисовывание. Независимо от того как обучающийся ведет себя на конкретном уроке, учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование. «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Алена, за которую все переживали, выполнила все задания без ошибок. Давайте поздравим ее с успехом и будем ждать большего!» – взгляд ребенка в этот момент выражает просьбу: «Накладывай на меня “краски”, и я стану таким».

4. Приобщение детей к плану урока. Обучающиеся сами должны задать тон уроку, стать единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать исключительную роль в его творении.

5. Доверие ученику. Обращаясь к ученику со словами: «Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому, добровольцы, вперед!», – учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.

Этапы обучения сотрудничеству

1-й этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия.

2-й этап: парная работа.

1) Работа «хором»: обучающиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе.

2) Действия по операциям: 1-й ученик называет слово, 2-й ученик кладет карточку, 1-й ученик соглашается или протестует.

3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации деятельности, вынося их на общее обсуждение.

3-й этап: групповая работа. Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1–2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и успехи. Образец работы усваивается после разбора 2–3 ошибок.

• Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10–15 мин, во 2 классе – более половины урока.

• При освоении работы в парах выделяют три этапа:

1-й – организация специальной деятельности учителя и ребенка, где педагог передает навыки социального общения;

2-й – демонстрация учителем способов организации деятельности; взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога;

3-й – самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.

Результат работы в паре

• Повышает речевую и мыслительную активность каждого обучающегося.

• Способствует воспитанию нравственных качеств личности.

• Формирует школьную мотивацию, повышает интерес к учебе.

Задачи групповой работы

• Активизация познавательной деятельности.

• Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

• Развитие умений успешного общения.

• Совершенствование межличностных отношений в классе.

Группа – это собрание людей, включенных в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели.

Основная цель групповой работы – развитие мышления обучающихся, а развивать мышление – значит развивать умение думать.

Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока еще сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа обучающихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу (Г. Цукерман), при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.

• На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный обучающийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

• Учитель делит обучающихся на группы, назначая организатора.

• Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учеников, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

• Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

• Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое.

• Вначале учитель объясняет цели работы, а обучающиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.

Положительные моменты
при использовании групповых технологий

• Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развиваются умения отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

• Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.

• Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

• Знания усваиваются прочнее.

Цели использования групповых технологий в обучении

a) Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

б) Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.

в) Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.

г) Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить и человеческие, и деловые отношения школьников.

Варианты заданий для парной и групповой работы

• Запись слов со взаимопроверкой.

• Составление звуковых схем слов.

• Составление схем предложений.

• Работа с карточками в парах сменного состава.

• Разбор слов по составу.

• Работа с деформированным предложением.

• Работа с деформированным текстом.

• Составление слов по звуковой схеме.

• Составление предложений по схеме.

• Выбор способа проверки орфограмм.

• Деление текста на логические части.

• Составление схем к задаче.

• Поиск способа решения:

– примеров с переходом через разряд;

– способов проверки результатов вычисления.

• Составление и решение задач:

– к одной схеме на разные темы;

– к разным схемам на одну тему;

– разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.

Составление плана текста (словесного, картинного);

Чтение текста по ролям (инсценирование);

Составление рассказа о герое;

Поиск средств художественной выразительности речи (эпитеты, сравнения, метафоры..).

Составление плана-конспекта текста;

Составление и решение кроссвордов;

На разных предметах можно использовать следующие приёмы групповой работы.

Приём "Мозговой штурм" Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма (далее УМШ). Это активная форма работы. Здесь учащиеся учатся кратко и лаконично выражать свои мысли. Участники УМШ учатся слушать и слышать друг друга. Выслушиваются масса идей, создаётся "Банк идей", обязательно все идеи фиксировать на доске или ватмане. Затем идеи анализируются.

Приём «Снежный ком»

Работа начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

Четверки объединяются в восьмёрки и снова выбирается лучшее решение.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы. Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Приём "Лови ошибку!" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений — неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.

Приём "Пресс-конференция". Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга.

Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества

Задача школы сегодня – формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.

Секрет успешности обучения – формирование коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.

Формирование коммуникативной компетенции, определенной в контексте нового ФГОС как ключевой, решает проблему активной социализации личности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом.

Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;

они будут открывать это новое сами, моя главная задача –

помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

Скачать:

Вложение Размер
tehnologiya_sotrudnichestva_na_urokah.docx 23.52 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Задача школы сегодня – формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.

Секрет успешности обучения – формирование коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.

Формирование коммуникативной компетенции, определенной в контексте нового ФГОС как ключевой, решает проблему активной социализации личности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом.

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой
деятельности

Диалогические формы речевой
деятельности

Выступать с заранее подготовленной

Учебная беседа учителя и ученика

Учебная беседа в парах

Спрашивать и задавать вопросы

Учебная беседа в группах

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Доказывать и опровергать

Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

Целевые ориентации данной технологии

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Единство обучения и воспитания.

Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.)

Важно учитывать принципы обучения в сотрудничестве:

1. Обучающиеся работают в группах (4–6 учеников), состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

3. Члена группы, который должен отчитаться за задание, может выбирать учитель или члены команды.

4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся и совместная работа.

Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.

Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества:

1. Этика вербального обращения к обучающемуся.

Этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. «Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» – в этих словах заложено участие педагога, а в словах «Мне интересно…», «Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.

2. Стимулирующее общение, вызывающее радость обучающегося.

Данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.

3. Дорисовывание. Независимо от того как обучающийся ведет себя на конкретном уроке, учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование. «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Алена, за которую все переживали, выполнила все задания без ошибок. Давайте поздравим ее с успехом и будем ждать большего!» – взгляд ребенка в этот момент выражает просьбу: «Накладывай на меня “краски”, и я стану таким».

4. Приобщение детей к плану урока. Обучающиеся сами должны задать тон уроку, стать единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать исключительную роль в его творении.

5. Доверие ученику. Обращаясь к ученику со словами: «Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому, добровольцы, вперед!», – учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.

Этапы обучения сотрудничеству

1-й этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия.

2-й этап: парная работа.

1) Работа «хором»: обучающиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе.

2) Действия по операциям: 1-й ученик называет слово, 2-й ученик кладет карточку, 1-й ученик соглашается или протестует.

3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации деятельности, вынося их на общее обсуждение.

3-й этап: групповая работа. Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1–2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и успехи. Образец работы усваивается после разбора 2–3 ошибок.

• Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10–15 мин, во 2 классе – более половины урока.

• При освоении работы в парах выделяют три этапа:

1-й – организация специальной деятельности учителя и ребенка, где педагог передает навыки социального общения;

2-й – демонстрация учителем способов организации деятельности; взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога;

3-й – самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.

Результат работы в паре

• Повышает речевую и мыслительную активность каждого обучающегося.

• Способствует воспитанию нравственных качеств личности.

• Формирует школьную мотивацию, повышает интерес к учебе.

Задачи групповой работы

• Активизация познавательной деятельности.

• Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

• Развитие умений успешного общения.

• Совершенствование межличностных отношений в классе.

Группа – это собрание людей, включенных в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели.

Основная цель групповой работы – развитие мышления обучающихся, а развивать мышление – значит развивать умение думать.

Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока еще сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа обучающихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу (Г. Цукерман), при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.

• На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный обучающийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

• Учитель делит обучающихся на группы, назначая организатора.

• Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учеников, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

• Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

• Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое.

• Вначале учитель объясняет цели работы, а обучающиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.

Положительные моменты
при использовании групповых технологий

• Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развиваются умения отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

• Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.

• Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

• Знания усваиваются прочнее.

Цели использования групповых технологий в обучении

a) Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

б) Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.

в) Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.

г) Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание , строить и человеческие, и деловые отношения школьников.

Варианты заданий для парной и групповой работы

• Запись слов со взаимопроверкой.

• Составление звуковых схем слов.

• Составление схем предложений.

• Работа с карточками в парах сменного состава.

• Разбор слов по составу.

• Работа с деформированным предложением.

• Работа с деформированным текстом.

• Составление слов по звуковой схеме.

• Составление предложений по схеме.

• Выбор способа проверки орфограмм.

• Деление текста на логические части.

• Составление схем к задаче.

• Поиск способа решения:

– примеров с переходом через разряд;

– способов проверки результатов вычисления.

• Составление и решение задач:

– к одной схеме на разные темы;

– к разным схемам на одну тему;

– разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.

  • Составление плана текста (словесного, картинного);
  • Чтение текста по ролям (инсценирование);
  • Составление рассказа о герое;
  • Поиск средств художественной выразительности речи (эпитеты, сравнения, метафоры..).
  • Составление плана-конспекта текста;
  • Составление и решение кроссвордов;
  • Проведение опытов.

На разных предметах можно использовать следующие приёмы групповой работы.

Приём "Мозговой штурм" Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма (далее УМШ). Это активная форма работы. Здесь учащиеся учатся кратко и лаконично выражать свои мысли. Участники УМШ учатся слушать и слышать друг друга. Выслушиваются масса идей, создаётся "Банк идей", обязательно все идеи фиксировать на доске или ватмане. Затем идеи анализируются.

Приём «Снежный ком»

Работа начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

Четверки объединяются в восьмёрки и снова выбирается лучшее решение.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы. Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Приём "Лови ошибку!" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений — неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.

Приём "Пресс-конференция" . Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для реализации деятельностного подхода в обучении детей необходимо использовать работу в парах, в группе. В данном методическом материале описана и схематически показана пошаговая работа в.

Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

В статье автор знакомит с методом TASK и приемами рефлексии, применяемыми в групповой работе на уроках в начальной школе.

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы).

В соответствии с ФГОС общего образования целью образования становится формирование и развитие у школьников ключевой компетенции «умение учиться».Важнейшей задачей современной системы образ.

Технология сотрудничества на урокахв начальной школе.

Технология сотруднтчества на уроках в начальной школе. Приёмы групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Технология сотрудничества на уроках в начальной школе.»

Администрация г. Улан – Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 57 имени Алдара Цыденжапова»

Технология сотрудничества на уроках
в начальной школе

Технология сотрудничества на уроках
в начальной школе

Задача школы сегодня – формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.

Секрет успешности обучения – формирование коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.

Формирование коммуникативной компетенции, определенной в контексте нового ФГОС как ключевой, решает проблему активной социализации личности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом.

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой
деятельности

Диалогические формы речевой
деятельности

Выступать с заранее подготовленной

Учебная беседа учителя и ученика

Учебная беседа в парах

Спрашивать и задавать вопросы

Учебная беседа в группах

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Доказывать и опровергать

Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

Целевые ориентации данной технологии

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Единство обучения и воспитания.

Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.)

Важно учитывать принципы обучения в сотрудничестве:

1. Обучающиеся работают в группах (4–6 учеников), состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

3. Члена группы, который должен отчитаться за задание, может выбирать учитель или члены команды.

4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся и совместная работа.

Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.

Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества:

1. Этика вербального обращения к обучающемуся.

Этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. «Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» – в этих словах заложено участие педагога, а в словах «Мне интересно…», «Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.

2. Стимулирующее общение, вызывающее радость обучающегося.

Данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.

3. Дорисовывание. Независимо от того как обучающийся ведет себя на конкретном уроке, учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование. «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Алена, за которую все переживали, выполнила все задания без ошибок. Давайте поздравим ее с успехом и будем ждать большего!» – взгляд ребенка в этот момент выражает просьбу: «Накладывай на меня “краски”, и я стану таким».

4. Приобщение детей к плану урока. Обучающиеся сами должны задать тон уроку, стать единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать исключительную роль в его творении.

5. Доверие ученику. Обращаясь к ученику со словами: «Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому, добровольцы, вперед!», – учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.

Этапы обучения сотрудничеству

1-й этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия.

2-й этап: парная работа.

1) Работа «хором»: обучающиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе.

2) Действия по операциям: 1-й ученик называет слово, 2-й ученик кладет карточку, 1-й ученик соглашается или протестует.

3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации деятельности, вынося их на общее обсуждение.

3-й этап: групповая работа. Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1–2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и успехи. Образец работы усваивается после разбора 2–3 ошибок.

• Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10–15 мин, во 2 классе – более половины урока.

• При освоении работы в парах выделяют три этапа:

1-й – организация специальной деятельности учителя и ребенка, где педагог передает навыки социального общения;

2-й – демонстрация учителем способов организации деятельности; взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога;

3-й – самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.

Результат работы в паре

• Повышает речевую и мыслительную активность каждого обучающегося.

• Способствует воспитанию нравственных качеств личности.

• Формирует школьную мотивацию, повышает интерес к учебе.

Задачи групповой работы

• Активизация познавательной деятельности.

• Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

• Развитие умений успешного общения.

• Совершенствование межличностных отношений в классе.

Группа – это собрание людей, включенных в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели.

Основная цель групповой работы – развитие мышления обучающихся, а развивать мышление – значит развивать умение думать.

Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока еще сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа обучающихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу (Г. Цукерман), при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.

• На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный обучающийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

• Учитель делит обучающихся на группы, назначая организатора.

• Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учеников, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

• Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

• Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое.

• Вначале учитель объясняет цели работы, а обучающиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.

Положительные моменты
при использовании групповых технологий

• Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развиваются умения отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

• Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.

• Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

• Знания усваиваются прочнее.

Цели использования групповых технологий в обучении

a) Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

б) Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.

в) Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.

г) Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить и человеческие, и деловые отношения школьников.

Варианты заданий для парной и групповой работы

• Запись слов со взаимопроверкой.

• Составление звуковых схем слов.

• Составление схем предложений.

• Работа с карточками в парах сменного состава.

• Разбор слов по составу.

• Работа с деформированным предложением.

• Работа с деформированным текстом.

• Составление слов по звуковой схеме.

• Составление предложений по схеме.

• Выбор способа проверки орфограмм.

• Деление текста на логические части.

• Составление схем к задаче.

• Поиск способа решения:

– примеров с переходом через разряд;

– способов проверки результатов вычисления.

• Составление и решение задач:

– к одной схеме на разные темы;

– к разным схемам на одну тему;

– разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.

Составление плана текста (словесного, картинного);

Чтение текста по ролям (инсценирование);

Составление рассказа о герое;

Поиск средств художественной выразительности речи (эпитеты, сравнения, метафоры..).

Составление плана-конспекта текста;

Составление и решение кроссвордов;

На разных предметах можно использовать следующие приёмы групповой работы.

Приём "Мозговой штурм" Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма (далее УМШ). Это активная форма работы. Здесь учащиеся учатся кратко и лаконично выражать свои мысли. Участники УМШ учатся слушать и слышать друг друга. Выслушиваются масса идей, создаётся "Банк идей", обязательно все идеи фиксировать на доске или ватмане. Затем идеи анализируются.

Приём «Снежный ком»

Работа начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

Четверки объединяются в восьмёрки и снова выбирается лучшее решение.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы. Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Приём "Лови ошибку!" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений — неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.

Приём "Пресс-конференция". Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга.

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий