Тяговая характеристика трактора мтз 80

В 1974 году Минский тракторный завод приступил к серийному производству универсального колесного трактора под обозначением Беларус 80 МТЗ.

Конструкция оказалась настолько удачной, что трактор МТЗ 80, пройдя несколько модификаций, выпускается по настоящее время.

К особенностям модели, которые обеспечили такой продолжительный и массовый период производства относят:

  • переднемоторный вариант компоновки;
  • полурамную конструкцию;
  • качественную схему трансмиссии,
  • устройство гидравлической системы;
  • экономичное потребление топлива;
  • общую надежность.

В соответствии с высокими технико-экономическими характеристиками трактора, было налажено производство большого количества специализированной техники.

К наиболее интересным модификациям, по информации заводского каталога, относят:

  • 80.1– вариант с многофункциональной увеличенной кабиной;
  • 82 – полноприводная версия;
  • 80 МК – трактор для ЖКХ;
  • 80 Х – трехколесный вариант с одним передним колесом для хлопковых полей;
  • 80 Л – для сельхозработ в горных условиях;
  • Т 80У – трелевочный вариант для лесной промышленности.

Технические параметры и основные виды работы

МТЗ 80 обладает многофункциональностью благодаря следующим техническим параметрам:

  1. Привод – 4х2.
  2. Тяговый класс – 0,6.
  3. Грузоподъемность – 3,20 т.
  4. Двигатель – Д-243:
  1. Тип – дизельный, с непосредственным впрыском.
  2. Охлаждение – жидкостное.
  3. Количество цилиндров – 4.
  4. Объем – 4,75 л.
  5. Мощность – 81,60 л. с,
  6. Расход топлива (норма) – 4,6 л/маш-час,
  7. масса – 0,43 т.
  • Габаритные размеры:
    1. База – 2,37 м.
    2. Полная длина – 4,12 м.
    3. Ширина – 1,97 м.
    4. Высота – 2,78 м.
    5. Трансмиссия:
      1. КПП – механическая, ступенчатая,
      2. количество передних передач – 18,
      3. количество задних передач – 4.
      4. Сцепление – однодисковая муфта.
      5. Скорость движения наибольшая (наименьшая):
      6. Переднего хода – 34,30 (1,90) км в час.
      7. Заднего хода – 9,25 (4,10) км в час.
      8. Гидросистема:
        1. Наибольшее давление – 20,0 МПа.
        2. Производительность – 45,0 л/м.
        3. Объем – 25,0 л.
        4. Общие данные:
          1. Масса – 3,15 т.
          2. Объем баков для горючего – 130,0 л.
          3. Агропросвет – 0,65 м.
          4. Радиус поворота – 3,77 м.
          5. Типоразмер шин:
            1. Передний мост – 9,00-20.
            2. Задний мост – 15,5R38.
            3. Указанные технические характеристики обеспечивают МТЗ 80 возможность применения в различных видах работ.

              Агрегатирование трактора

              Беларусь 80 выполняет следующие востребованные для механизированной техники операции:

              • пахота, культивация, боронование почвы;
              • внесение удобрений;
              • междурядная обработка;
              • транспортировка грузов;
              • погрузо-разгрузочные работы.

              Такую многофункциональность и универсальность трактору обеспечивает возможность агрегатирования со следующим навесным и прицепным специализированным оборудованием (более 100 моделей):

              • различные типы пропашных плугов;
              • культиваторы навесные;
              • бороны навесные;
              • разнообразные сеялки и копалки;
              • полуприцепы и цистерны;
              • косилки в нескольких исполнениях (дисковые, навесные);
              • обмотчики рулонов;
              • бульдозерные отвалы;
              • уборочные щетки;
              • поливочные агрегаты.

              Одним из востребованных агрегатов так называемой навески для МТЗ 80 является почвообрабатывающая фреза.

              Такая фреза обладает свойствами сразу нескольких приспособлений, а именно плуга, культиватора, дисковой бороны.

              Совместно с МТЗ 80, повышается скорость обработки земельных участков и снижает расход топлива потребляемого на обработку единицы площади.

              Часто серийно сделанные фрезы не учитывают характер земель, на которых приходится работать, и не справляются с задачами.

              Поэтому механизаторам и сельским специалистам приходится руками делать самодельные фрезы для трактора, используя чертежи серийной продукции, а также описания уже выполнивших модернизацию специалистов.

              По аналогичной причине руками приходилось изготавливать и самодельные культиваторы на, при этом внося изменения в крепление заднего гидроцилиндра для навески.

              Фронтальный погрузчик КУН позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные работы, обеспечивает круглогодичное использование за счет уборки снега, погрузки силоса и сена в зимнее время.

              Серийно выпускаемые КУНы дорогие в цене, а период использования ограничен. Поэтому сельские специалисты часто руками, по серийным чертежам изготавливают самодельные КУНы на МТЗ 80.

              Иногда они универсальны, и предназначенный изначально КУН на МТЗ 80, устанавливается на все трактора агрохозяйства.

              Основные системы и главные агрегаты трактора Беларус 80

              Кабина

              Для того чтобы использовать многофункциональность трактора необходимо создать комфортные условия для механизатора.

              Важную роль в этом составляет конструкция кабины на Беларус 80. На начальном этапе производства МТЗ 80 старого образца комплектовался малой кабиной, которая без изменений досталась по наследству от модели МТЗ 50.

              Особенностью маленькой кабины трактора была простота конструкции, небольшой вес. Это позволяло легко снять кабину в условиях мало оборудованных сельских мастерских и выполнить необходимый ремонт кабины руками.

              Кроме простоты в ремонте такая малая кабина имела гораздо больше недостатков:

              • отсутствие обшивки и как следствие низкая шумоизоляция;
              • недостаточный обзор и освещенность;
              • неудачная схема электропроводки на щитке приборов;
              • сложность ремонта рулевой колонки без полного ее демонтажа.

              Для частичного устранения указанных недостатков механизаторы вносили изменения или как сейчас говорят, проводили тюнинг в устройстве малой кабины МТЗ 80. К такому тюнингу относились следующие действия:

              • монтаж самодельной войлочной обшивки;
              • установка дополнительных светильников;
              • изменение угла наклона рулевой колонки;
              • использование самодельного дворника на заднем стекле и увеличенных боковых зеркал.

              Эти работы по улучшению и тюнингу старой кабины трактора носили локальный характер и не улучшали условия труда для механизаторов.

              Поэтому в середине восьмидесятых годов была разработана и затем запущена в производство модификация Беларус МТЗ 80.1 с большой кабиной. Преимущества новой кабины:

              • высокая герметичность;
              • хорошие теплоизоляционные и шумопоглощающие свойства;
              • увеличенная коррозийная стойкость;
              • широкое круговое остекление;
              • измененное устройство рулевой колонки;
              • возможность ремонта в сельских условиях;
              • регулировка рулевой колонки.

              В настоящее время Беларус 80 производится только с большей по габаритам кабиной.

              Двигатель Беларус 80

              На первых этапах производства трактор комплектовался двигателем Д 240, в дальнейшем основным стал дизель Д 243.

              Отличия состояли в увеличенной мощности 81,60 л. с. (78,0 л. с. — Д 240) и меньшим удельным расходом топлива 226 против 238 г/кВт*ч.

              Для обоих силовых агрегатов присуща надежность, низкая чувствительность к качеству топлива и тяговые свойства, несмотря на то, что сколько допустимо весит трактор МТЗ с грузом.

              Важной операцией по ТО мотора на МТЗ 80 является регулировка клапанов. На дизельных агрегатах Д 240 и Д 243 такую регулировку клапанов выполняют каждые 480 работы для повышения надежности и снижения расхода топлива.

              При этом порядок регулировки клапанов должен соответствовать схеме работы цилиндров дизеля 1-3-4-2, а величина зазоров в клапанах по результатам работы не должна превышать 0,25 мм.

              Для запуска обоих дизелей использовался пусковой двигатель или электростартер. В настоящий период на трактор стандартно выполняется установка системы электрозапуска с применением стартера вместо пускача.

              Пускач или компактный двухтактный пусковой двигатель ПД-10 (используемое топливо – бензин) для МТЗ 80 состоит из двух узлов: одноцилиндрового двигателя и редуктора.

              Несмотря на простое устройство пускача он требовал постоянного обслуживания. К таким операциям относились:

              • выставление зажигания запальной свечи;
              • прочистка и настройка карбюратора для уменьшения расхода топлива при запуске ДВС;
              • очистка фильтра.

              Трактор часто не заводился с пускача с первого раза в зимний период. А также в такое время трудно было завести и сам пускач.

              Поэтому механизаторы часто переделывали пускач на стартер. Такая переделка, позволяющая установить стартер, выполнялась руками в условиях сельских мастерских.

              В системе питания силового агрегата МТЗ 80 применяется ТНВД 4УТНИ с приводом от коленчатого вала. В устройстве ТНВД основными являются следующие элементы:

              • плунжерная пара;
              • кулачковый вал;
              • подкачивающий насос;
              • всережимный регулятор.

              Основой экономичной и нормативной тяговой работой двигателя служит правильно установленное зажигание в ТНВД или как еще называют угол опережения впрыска топлива.

              При правильно выставленном угле топливо в цилиндры дизеля должно поддаваться конкретно в заданный период при окончании такта сжатия. Несвоевременная подача вызывает износ и разрушения в работе узлов мотора.

              В случаях нарушения фазы подачи топлива ТНВД, определить неисправность без применения специальных стендов сложно, а выполнить ремонт и регулировку насоса руками без специнструмента — невозможно.

              Для обеспечения Беларус МТЗ 80 электроэнергией совместно с двигателем применяется генератор трехфазный Г-306 Д.

              Для выработки электрического тока, согласно схеме подключения, генератор соединен со шкивом силового агрегата клиновидным ремнем размером 11х10х1250, где (в мм):

              • 11 – ширина сечения;
              • 10 – высота сечения;
              • 1250 – расчетная длина.

              Генератор трактора МТЗ 80 это сложное электротехническое устройство. Поэтому для надежной и долговременной работы Г-306 Д необходимо выполнять требования по техническому обслуживанию, так как осуществить ремонт руками — трудно. Для проведения ремонтных работ необходимы специальные контрольно-измерительные приборы.

              Ходовая часть Беларус 80

              Ходовая часть имеет устройство в виде тележки. Основными элементами такой схемы служат:

              • задний мост;
              • передний мост;
              • колеса;
              • полурамный остов.

              Передний мост является опорой для передней части и одновременно с рулевым механизмом осуществляет направленное движение трактора. Устройство переднего моста состоит из следующих деталей:

              • балки;
              • валов поворотных цапф;
              • выдвижной трубы;
              • рулевых тяг.
              • полуосей.

              Одним из недостатков при движении трактора с задним приводом является низкая управляемость. Для ее повышения, особенно в прошлом веке, механизаторы применяли следующие изменения:

              • переделывали рулевое управление на дозатор;
              • устанавливали на МТЗ 80 в качестве переднего моста аналогичный мост от ГАЗ 66;
              • адаптировали передний ведущий мост от владимирского трактора Т30А-80.

              При этом установка переднего моста от автомашины и от компактного трактора Т30А совместно с блокировкой заднего моста и изменением регулировок заднего моста улучшали проходимость Беларус 80.

              Для технического обслуживания и ремонта приходилось руководствоваться схемами по ремонту и каталогами указанных транспортных средств.

              Переделка рулевого управления с колонки на дозатор с насосом, кроме повышения управляемости, снижала усилия для работы с рулевым колесом.

              А также установка дозатора или переоборудование рулевого управления трактора под насос-дозатор упрощало обслуживание и продлевало сроки службы рулевого механизма.

              Трансмиссия Беларус 80 МТЗ

              Механическая трансмиссия трактора МТЗ 80 состоит из следующих агрегатов:

              • муфта сцепления;
              • МКПП;
              • понижающий редуктор (промежутка);
              • задний мост с датчиком автоматической блокировки дифференциала;
              • задний ВОМ.

              Беларус 80 это многофункциональный трактор, который используется на различных операциях. Качественная работа устройств трансмиссии позволяет эффективно выполнять данные операции.

              С этой целью механизаторы руками проводят регулировку сцепления, и регулировку ВОМ.
              Основными элементами сцепления являются корзина сцепления, диск сцепления и муфта.

              Качественная работа сцепления зависит от регулировки лапок корзины и состояния диска.
              Часто правильно отрегулировать сцепление не удается из-за деформации диска. В таких случаях ремонт осуществляется механизатором, за счет замены.

              Регулировка ВОМ является важной операцией, так как устройство обеспечивает работу спецоборудования.

              Такой вал на Беларус 80 обладает как независимой, так и синхронной схемой привода ВОМ. Использование двух вариантов обеспечивает применение зубчато-кулачковой муфты переключения привода ВОМ.

              Применяемый на тракторе понижающий редуктор или промежутка используется при работе с оборудованием, требующим пониженных эксплуатационных скоростей. Согласно используемой схеме это устройство работает только на первой и второй передаче движения.

              Понижающий редуктор, применяемый на Беларус 80 — надежен. Редкие ремонты чаще связаны с поломкой двухвенцовой шестерни.

              Выполнить замену и отрегулировать ее механизатор может самостоятельно, но в связи с тем, что выпущено большое количество модификаций трактора, требуемую шестерню подбирают по каталогу данной сельхозмашины.

              Повысить проходимость позволяет применение в конструкции заднего моста стандартной автоматической блокировки дифференциала.

              Эта система удобна на полевых работах, позволяя избежать пробуксовки колес. Но для преодоления труднопроходимых участков она не подходит.

              Поэтому многие МТЗ 80 переделаны механизаторами руками с автоматической блокировки дифференциала на механику.

              При этом управление устройством включения блокировки с помощью вала выносится на педаль в кабине.

              Принцип работы состоит в том, что при нажатии на педаль включается блокировка дифференциала и задние колеса начинают работать с одинаковой скоростью вращения, что позволяет преодолеть труднопроходимый участок.

              Но использовать такую работу блокировки можно только на кратковременных режимах. Длительный режим, а это движение более пяти километров, приводит к поломке полуосей и последующему ремонту.

              Для поддержания трансмиссии в работоспособном состоянии, кроме указанных работ по агрегатам, соблюдают полноту и своевременность технического обслуживания (ТО).

              Кроме обслуживания трансмиссии, выполняют ТО двигателя, гидросистемы и электрооборудования.

              Наиболее трудоемким и важным является ТО 3, которое выполняется каждые 960 моточасов работы трактора. Выполнение регламента ТО обеспечивает его надежную и долговременную эксплуатацию.

              Заключение

              Универсальность, экономичность, цена наряду с надежностью и ремонтопригодностью стали основой популярности, сделав трактор МТЗ 80 поистине легендарным.

              Расчет и построение основных характеристик трактора МТЗ-82 на первой передаче графоаналитическим способом. Оценка характеристик двигателя, кривой буксования, тяговых возможностей колесного трактора. Анализ удельного расхода топлива и тягового КПД.

              Рубрика Транспорт
              Вид практическая работа
              Язык русский
              Дата добавления 25.11.2013
              Размер файла 546,8 K

              Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

              Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

              Размещено на http://www.allbest.ru/

              Размещено на http://www.allbest.ru/

              Колесные универсально-пропашные трактора МТЗ 82 тягового класса 1,4 предназначены для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных работ — от подготовки почвы под посев до уборочных и транспортных операций; могут использоваться в лесном, коммунальном хозяйстве, строительстве и промышленности, способны работать в различных климатических зонах.

              Работа выполнена в соответствии с заданием кафедры «дорожные машины»

              1. Исходные данные

              Рисунок 1. Трактор МТЗ-82

              Колесные универсально-пропашные трактора МТЗ 82 тягового класса 1,4 предназначены для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных работ — от подготовки почвы под посев до уборочных и транспортных операций; могут использоваться в лесном, коммунальном хозяйстве, строительстве и промышленности, способны работать в различных климатических зонах.

              Тракторы МТЗ 82.1 обладают высокой надежностью и экономичностью при низких эксплуатационных затратах и высокой производительности. Наличие большого количества основного и дополнительного оборудования для агрегатирования делает трактор МТЗ-82.1 универсальным и дает возможность использовать трактор МТЗ 82.1 в сельском хозяйстве в различных комбинациях. Трактор способен выполнять разнообразные работы с навесными, полунавесными, полуприцепными и прицепными машинами. Универсальность и высокая навесоспособность тракторов МТЗ 82.1 обеспечивают их агрегатирование с различными отечественными и зарубежными машинами и орудиями.

              Трактор МТЗ 82.1 используется в течении всего года без затрат связанных с простоями благодаря универсальности применения и простоте обслуживания.

              2. Технические характеристики трактора

              Габаритные размеры, мм:

              Масса трактора, кг;

              обозначение шин (ГОСТ 7463—80) задних колес……15,5/R38

              Номинальное тяговое усилие, кгс………………………….1400

              В 1974 году Минский тракторный завод приступил к серийному производству универсального колесного трактора под обозначением Беларус 80 МТЗ. Конструкция данной модели оказалась настолько удачной, что трактор МТЗ 80, пройдя несколько модификаций, выпускается по настоящее время.

              История

              Трактор МТЗ-80 стал продуктом глубокой модернизации машин МТЗ-50 и МТЗ-52. Первый прототип был создан в 1970 году. Начало конвейерного производства было положено в 1974 году на Минском тракторном заводе. Выпуск тракторов был учрежден постановлением Совета Министров СССР. Из этого можно сделать вывод, что МТЗ-80 был стратегически важной машиной для советского сельского хозяйства.

              Совет постановил в пользу создания нового трактора 1,4 тягового класса с мощностью 75-80 л.с.. Чтобы ускорить создание новой машины, было принято решение о модернизации существующих МТЗ-50 и МТЗ-52. Получившийся в итоге МТЗ-80 на 70% унифицирован с предшественниками. Такой подход позволил также сократить затраты на переоборудование заводов, выпускавших модификацию.

              Конструкция машины претерпела значительные изменения. Причем они коснулись как внутреннего устройства, так и внешнего вида. Конструктивные изменения были внесены преимущественно в двигатель. Он стал мощнее и производительнее. Внешний облик трактора был дополнен новой кабиной и обшивкой.

              Традиционная полурамная компоновка была сохранена. Двигатель по-прежнему располагается в передней части. На МТЗ-80 установили новые задние колеса увеличенного диаметра и передние колеса уменьшенного диаметра. Испытания новой машины были окончены в 1972 году полным успехом. На момент окончания мероприятий были определены агрегатируемые орудия и устройства, количество которых превысило 200 модификаций. На сегодняшний день МТЗ-80 «Беларус» остается одним из самых универсальных тракторов общего назначения.

              Увеличенная скорость движения позволила использовать технику для транспортировки грузов и буксировки на задней сцепке. Через год после освоения выпуска в 1974 году было запущено производство МТЗ-80 на гусеничном ходу.

              Технические характеристики

              Трактор МТЗ 80 обладает большой многофункциональностью благодаря следующим техническим параметрам (приведены характеристики выпускаемого в настоящее время варианта МТЗ 80):

              1. Привод – 4х2.
              2. Тяговый класс – 0,6.
              3. Грузоподъемность – 3,20 т.
              4. Двигатель – Д-243:
                • Тип – дизельный, с непосредственным впрыском.
                • Охлаждение – жидкостное.
                • Количество цилиндров – 4.
                • Объем – 4,75 л.
                • Мощность – 81,60 л. с,
                • Расход топлива (норма) – 4,6 л/маш-час,
                • масса – 0,43 т.
                • Габаритные размеры:
                  • База – 2,37 м.
                  • Полная длина – 4,12 м.
                  • Ширина – 1,97 м.
                  • Высота – 2,78 м.
                  • Трансмиссия:
                    • КПП – механическая, ступенчатая,
                    • количество передних передач – 18,
                    • количество задних передач – 4.
                    • Сцепление – однодисковая муфта.
                    • Скорость движения наибольшая (наименьшая):
                    • Переднего хода – 34,30 (1,90) км в час.
                    • Заднего хода – 9,25 (4,10) км в час.
                    • Гидросистема:
                      • Наибольшее давление – 20,0 МПа.
                      • Производительность – 45,0 л/м.
                      • Объем – 25,0 л.
                      • Общие данные:
                        • Масса – 3,15 т.
                        • Объем баков для горючего – 130,0 л.
                        • Агропросвет – 0,65 м.
                        • Радиус поворота – 3,77 м.
                        • Типоразмер шин:
                          • Передний мост – 9,00-20.
                          • Задний мост – 15,5R38.

                          Агрегаты и основные механизмы, устройство

                          Рис. 1.1 Схема размещения агрегатов на тракторах МТЗ-80:
                          а—вид справа; б — вид слева; в — вид справа;
                          1 — водяной радиатор;

                          2 — масляный радиатор;

                          3 — гидроусилитель руля;

                          4 — водяной насос;

                          5 — масляный насос;

                          7 — центробежный маслоочиститель;

                          8 — корпус сцепления и понижающего редуктора;

                          9 — вал отбора мощности;

                          11— гидроцилиндр задней навески;

                          13 — головка цилиндров;

                          15 — топливный насос;

                          16 — дизель (МТЗ-80Л, МТЗ-82Л);

                          17 — пусковой двигатель;

                          18 — задняя навеска;

                          19 — коробка передач;

                          20 — редуктор пускового двигателя;

                          21 — передний ведущий мост;

                          22 — карданный вал;

                          23 — промежуточная опора карданного вала;

                          24 — раздаточная коробка

                          Рассмотрим основные узлы и агрегаты подробнее. Начать стоит с обустройства рабочего места водителя.

                          Кабина

                          Для того чтобы эффективно использовать многофункциональность трактора необходимо создать комфортные условия для механизатора. Важную роль в этом составляет конструкция кабины на Беларус 80. На начальном этапе производства МТЗ 80 старого образца комплектовался малой кабиной, которая практически без изменений досталась ему по наследству от модели МТЗ 50.

                          Особенностью маленькой кабины трактора была простота конструкции, небольшой вес. Это позволяло легко снять кабину в условиях малооборудованных сельских мастерских и выполнить необходимый ремонт кабины своими руками.

                          При этом кроме простоты в ремонте такая малая кабина имела гораздо больше недостатков. К ним следует отнести наиболее важные:

                          • отсутствие обшивки и как следствие низкая шумоизоляция;
                          • недостаточная обзорность и освещенность;
                          • неудачная схема электропроводки на щитке приборов;
                          • сложность ремонта рулевой колонки без полного ее демонтажа.

                          Для посильного устранения недостатков выше механизаторы вручную вносили изменения или как сейчас говорят, проводили тюнинг в устройстве малой кабины МТЗ 80. К такому тюнингу относились следующие действия:

                          • монтаж самодельной в основном войлочной обшивки;
                          • установка дополнительных светильников;
                          • изменение угла наклона рулевой колонки МТЗ 80;
                          • использование самодельного дворника на заднем стекле и увеличенных боковых зеркал.

                          Но все эти локальные работы по улучшению и тюнингу старой кабины трактора МТЗ 80 носили локальный характер и не позволяли качественно улучшить условия труда для механизаторов. Поэтому в середине восьмидесятых годов была разработана и затем запущена в производство модификация Беларус МТЗ 80.1 с большой кабиной.

                          Основные преимущества новой кабины:

                          • высокая герметичность ;
                          • хорошие теплоизоляционные и шумопоглощающие свойства ;
                          • увеличенная коррозийная стойкость ;
                          • широкое круговое остекление ;
                          • измененное устройство рулевой колонки ;
                          • возможность ремонта своими руками в сельских условиях ;
                          • возможность индивидуальной регулировки рулевой колонки .

                          В настоящее время Беларус 80 производится только с большей по габаритам кабиной.

                          Двигатель

                          На первых этапах своего производства трактор МТЗ 80 комплектовался двигателем Д 240, в дальнейшем основным стал дизель Д 243. Его основные отличия состояли в увеличенной мощности 81,60 л. с. (78,0 л. с. — Д 240) и меньшим удельным расходом топлива 226 против 238 г/кВт*ч. Для обоих силовых агрегатов присуща высокая надежность, довольно низкая чувствительность к качеству топлива и качественные тяговые свойства, несмотря на то, что сколько допустимо весит трактор МТЗ с грузом.

                          Важной операцией по ТО мотора на МТЗ 80 является регулировка клапанов. На дизельных агрегатах Д 240 и Д 243 такую регулировку клапанов необходимо выполнять каждые 480 работы МТЗ 80 с целью повышения надежности и снижения расхода топлива. При этом порядок регулировки клапанов на тракторе МТЗ 80 должен соответствовать схеме работы цилиндров дизеля 1-3-4-2, а величина зазоров в клапанах по результатам работы не должна превышать 0,25 мм.

                          Для запуска обоих дизелей использовался пусковой двигатель или электростартер. В настоящий период на трактор МТЗ 80 стандартно выполняется установка системы электрозапуска с применением стартера вместо пускача. Пускач или просто компактный двухтактный пусковой двигатель ПД-10 (используемое топливо – бензин) для МТЗ 80 состоит из двух основных узлов: одноцилиндрового двигателя и редуктора. Несмотря на простое устройство пускача МТЗ 80 он требовал постоянного обслуживания. К таким операциям относилось:

                          • выставление зажигания запальной свечи;
                          • прочистка и настройка карбюратора для уменьшения расхода топлива при запуске ДВС трактора МТЗ 80;
                          • очистка фильтра.

                          Кроме того, трактор очень часто не заводился с пускача с первого раза в зимний период. А также в такое время трудно было завести и сам пускач. Поэтому чтобы избежать данных проблем механизаторы очень часто переделывали пускач на стартер. Такая переделка, позволяющая установить стартер, могла выполняться своими руками в условиях сельских мастерских.
                          В системе питания силового агрегата МТЗ 80 применяется ТНВД 4УТНИ с приводом от коленчатого вала. В устройстве ТНВД основными являются следующие элементы:

                          • плунжерная пара;
                          • кулачковый вал;
                          • подкачивающий насос;
                          • всережимный регулятор.

                          Основой экономичной и нормативной тяговой работой двигателя МТЗ 80 служит правильно установленное зажигание в ТНВД или как его еще называют угол опережения впрыска топлива. При правильно выставленном угле топливо в цилиндры дизеля должно поддаваться конкретно в заданный период при окончании такта сжатия. Несвоевременная подача вызывает износ и разрушения в работе узлов мотора.

                          В случаях нарушения фазы подачи топлива ТНВД, определить неисправность без применения специальных стендов очень сложно, а выполнить ремонт и регулировку насоса своими руками без специнструмента практически невозможно.

                          В целях обеспечения Беларус МТЗ 80 электроэнергией в паре с двигателем применяется генератор трехфазный Г-306 Д. Для выработки электрического тока, согласно схеме подключения, генератор соединен с соответствующим шкивом силового агрегата клиновидным ремнем размером 11х10х1250, где (в мм):

                          • 11 – ширина сечения;
                          • 10 – высота сечения;
                          • 1250 – расчетная длина.

                          Генератор трактора МТЗ 80 это сложное электротехническое устройство. Поэтому для надежной и долговременной работы Г-306 Д необходимо выполнять все требования по техническому обслуживанию, так как осуществить его ремонт своими руками достаточно трудно. Обычно для проведения ремонтных работ необходимы специальные контрольно-измерительные приборы.

                          Подвеска

                          Ходовая часть имеет устройство в виде тележки. Основными элементами такой схемы служат:

                          • задний мост МТЗ 80;
                          • передний мост МТЗ 80;
                          • колеса;
                          • полурамный остов.

                          Передний мост является опорой для передней части МТЗ 80 и одновременно с рулевым механизмом осуществляет направленное движение всего трактора. Устройство переднего моста состоит из следующих основных деталей:

                          • балки;
                          • валов поворотных цапф;
                          • выдвижной трубы;
                          • рулевых тяг.
                          • полуосей.

                          Одним из недостатков при движении трактора с задним приводом является нмзкая управляемость. С целью ее повышения, особенно в прошлом веке, механизаторы применяли следующее изменения:

                          • переделывали рулевое управление на дозатор;
                          • устанавливали на МТЗ 80 в качестве переднего моста аналогичный мост от ГАЗ 66;
                          • адаптировали передний ведущий мост от владимирского трактора Т30А-80.

                          При этом установка переднего моста от автомашины и от компактного трактора Т30А совместно с блокировкой заднего моста и изменением регулировок заднего моста заметно улучшали проходимость Беларус 80. Для осуществления технического обслуживания и ремонта приходилось руководствоваться схемами по ремонту и каталогами указанных транспортных средств.

                          Переделка рулевого управления на МТЗ 80 с колонки на дозатор с насосом, кроме повышения управляемости, снижала усилия для работы с рулевым колесом. А также установка дозатора или переоборудование рулевого управления трактора под насос-дозатор упрощало обслуживание и продлевало сроки службы рулевого механизма.

                          Трансмиссия

                          Механическая трансмиссия трактора МТЗ 80 состоит из следующих агрегатов:

                          • муфта сцепления;
                          • МКПП;
                          • понижающий редуктор (промежутка);
                          • задний мост с датчиком автоматической блокировки дифференциала;
                          • задний ВОМ.

                          Беларус 80 это многофункциональный трактор, который используется на различных операциях, поэтому качественная работа всех устройств трансмиссии позволяет эффективно выполнять данные олерации. С этой целью механизаторами своими руками проводится регулировка сцепления на МТЗ 80, а также регулировка ВОМ.

                          Основными элементами сцепления МТЗ 80 являются корзина сцепления, диск сцепления и муфта. Качественная работа сцепления во многом зависит от регулировки лапок корзины и состояния диска. Очень часто правильно отрегулировать сцепление не удается из-за деформации диска. В таких случаях ремонт осуществляется механизатором своими руками за счет его замены.

                          Регулировка ВОМ является очень важной операцией, так как данное устройство обеспечивает качественную работу спецоборудования трактора МТЗ 80. Такой вал на Беларус 80 может обладать как независимой, так и синхронной схемой привода ВОМ. Использование двух вариантов обеспечивает применение зубчато-кулачковой муфты переключения привода ВОМ.

                          Применяемый на тракторе МТЗ 80 понижающий редуктор или промежутка используется при работе с оборудованием, требующим пониженных эксплуатационных скоростей. Согласно используемой схеме это устройство может работать только на первой и второй передаче движения трактора.

                          Понижающий редуктор, применяемый на Беларус 80, обладает высокой надежностью. Редкие ремонты чаще всего связаны с поломкой двухвенцовой шестерни. Выполнить замену и отрегулировать ее механизатор может самостоятельно, но в связи с тем, что выпущено большое количество модификаций трактора, требуемую шестерню необходимо подбирать по каталогу данной сельхозмашины.

                          Повысить проходимость МТЗ 80 позволяет применение в конструкции заднего моста стандартной автоматической блокировки дифференциала. Эта система удобна на полевых работах, позволяя избежать пробуксовки колес. Но для преодоления труднопроходимых участков она не подходит. Поэтому очень многие трактора МТЗ 80 переделаны механизаторами своими руками с автоматической блокировки дифференциала на механику. При этом управление устройством включения блокировки с помощью вала выносится на педаль в кабине.

                          Принцип работы состоит в том, что при нажатии на педаль включается блокировка дифференциала и задние колеса начинают работать с одинаковой скоростью вращения, что позволяет преодолеть труднопроходимый участок. Но использовать такую работу блокировки можно только на кратковременных режимах. Длительный режим, а это движение более пяти километров, приводит к поломке полуосей и последующему ремонту.

                          В целях поддержания трансмиссии в работоспособном состоянии, кроме указанных работ по агрегатам, необходимо соблюдать полноту и своевременность техническое обслуживание (ТО) МТЗ 80. Кроме обслуживания трансмиссии, необходимо выполнять ТО двигателя, гидросистемы и электрооборудования. Наиболее трудоемким и важным является ТО 3, которое выполняется каждые 960 моточасов работы трактора. Выполнение регламента ТО трактора призвано обеспечить его надежную и долговременную эксплуатацию.

                          Модификации

                          К наиболее интересным модификациям, по информации заводского каталога, следует отнести:

                          • 80.1 – вариант с многофункциональной увеличенной кабиной;
                          • 82 – полноприводная версия;
                          • 80 МК – трактор для ЖКХ;
                          • 80 Х – трехколесный вариант с одним передним колесом для хлопковых полей;
                          • 80 Л – для сельхоработ в горных условиях;
                          • Т 80У – трелевочный вариант для лесной промышленности.

                          Ремонтопригодность

                          Специалисты и пользователи отмечают, что тракторы семейства «Беларус» отличаются потрясающей ремонтопригодностью. Именно этим во многом объясняется их популярность среди российского потребителя. Ремонт машин, в большинстве случаев, можно произвести на месте. Запасные части и сервисные жидкости отличаются дешевизной и доступностью.

                          Неприхотливый мотор доставит минимум неудобств. Основные неисправности связаны с коробкой переключения передач. Для замены деталей или поиска неисправностей можно воспользоваться профессиональными форумами. За многолетнюю историю МТЗ-80 успел раскрыть все свои немногочисленные слабые стороны. Поэтому ремонт техники не вызовет трудностей.

                          Применение

                          Изначально сельскохозяйственная модель МТЗ-80 в скором времени приобрела популярность и в других сферах деятельности. Завод выпустил лесопромышленную версию, машину на гусеничном ходу для слабонесущих грунтов и условий трудной проходимости, а также модификации с бульдозерным оборудованием.

                          «Беларус» МТЗ-80 успешно применяется в коммунальном хозяйстве и строительстве. Трактор может быть использован для транспортировки и буксировки. Достаточная мощность, высокая производительность и неприхотливость в обслуживании сделали МТЗ-80 поистине универсальным. Техника выпускается по сей день с небольшими дополнениями и доработками.

                          Универсальность, экономичность, стоимость наряду с общей надежностью и ремонтопригодностью стали основой высокой популярности, сделав трактор МТЗ 80 поистине легендарным.

                          Оцените статью
                          Обзортека
                          Добавить комментарий