Устройство щебеночно песчаного основания

Устройство песчано- щебеночного основания

Подстилающий слой песка служит для снижения нагрузок на земляное основание от движения машин, аккумулирует влагу, осуществляет дренажную функцию на глинистых грунтах. Уплотнение песчаного основания осуществляют катками, виброуплотнителями или пневмо- катками. При устройстве песчаного основания, в целях придания песку влажности, его поливают.

Щебеночное основание — конструктивный слой дорожной одежды из естественного или искусственного щебня с расклинкой и заполнением пор более мелким щебнем, поливкой водой и послойным уплотнением.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

Устройство щебеночного основания и покрытий

Общие положения

1. Контроль качества и приемку работ по устройству щебеночных, гравийных, шлаковых оснований и покрытий автомобильных дорог и мостовых необходимо производить в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.

2. До начала устройства указанных оснований и покрытий должно быть подготовлено земляное полотно и дренаж.

3. В ходе устройства оснований и покрытий в состав контролируемых операций входят:

— завоз и послойное распределение применяемых материалов;

— предварительное уплотнение, профилирование и окончательное уплотнение.

4. При завозе и распределении материалов следует учитывать запас на усадку при уплотнении:

— для песчано-гравийных (щебеночных) смесей оптимального зернового состава и щебня фракций 40-70 и 70-120 мм марки по прочности 800 и более — 25-30%;

— для щебня марок по прочности 300-600 и шлака — 30-50%.

5. Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 1,5 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см — при укладке на прочное основание и не менее 15 см — при укладке на песок. Максимальная толщина слоя не должна превышать значений, указанных в таблице 1.

Максимальная толщина уплотняемого слоя, см, при применении катков

с гладкими вальцами массой 10 т и более

решетчатых и на пневматических шинах массой 15 т и более

вибрационных и комбинированных массой, т

1. Трудноуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности 1000 и более, гравий прочный, хорошо окатанный, шлаки остеклованной структуры)

2. Легкоуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности менее 1000, осадочные, гравий неокатанный, шлаки с пористой структурой)

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта разработана на устройство щебеночных оснований и покрытий.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОКРЫТИЙ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА

Покрытия названы переходными потому, что по мере роста интенсивности движения они служат основанием для покрытий усовершенствованных типов. Последние являются экономичными уже при интенсивности движения более 200 авт./сут.

К недостаткам покрытий переходного типа относят сильную пылимость в сухое время года, отсутствие ровности, особенно у булыжных мостовых, и быструю потерю первоначальной ровности.

Неэкономичность покрытий переходного типа объясняется их сравнительно быстрым износом, требующим частых и дорогостоящих ремонтных работ, а также высокой стоимостью автомобильных перевозок.

При строительстве переходных покрытий применяют в основном минеральные материалы с грунтовыми вяжущими: минеральные зерна удерживаются между собой пылевато-глинистыми частицами, при увлажнении приобретающими вяжущие свойства. К переходному типу относят также покрытия из грунтов и малопрочных минеральных материалов, обработанных органическими вяжущими. Такие покрытия меньше пылят, но обладают меньшей прочностью и общими для всех покрытий данной группы недостатками. К покрытиям переходного типа относят также гравийные и щебеночные покрытия, булыжные мостовые.

Особенности подготовки земляного полотна для дорожных одежд с покрытиями переходного типа

Для дорожных одежд с покрытиями переходного типа земляное полотно отсыпают за год до строительства дорожной одежды, чтобы оно доуплотнялось под воздействием автомобилей и атмосферных осадков. Земляное полотно устраивают главным образом корытного профиля.

Корытный профиль создают двумя способами. В первом (рис.1) земляное полотно отсыпают до уровня, соответствующего низу дорожной одежды, т.е. до поверхности, на которой будет расположено основание.

Рис.1. Земляное полотно, подготовленное для дорожной одежды с дополнительным слоем основания на всю ширину земляного полотна:

B — ширина дорожного полотна, B — ширина земляного полотна, L — ширина проезжей части, а — ширина обочины, i — уклоны

При втором способе земляное полотно возводят до отметки H , показанной на рис.2. При первом способе земляное полотно будет с присыпными обочинами. Одновременно с отсыпкой земляного полотна в этот же год отсыпают обочины из грунта привозного или надвигаемого из дорожных резервов бульдозерами. Грунт отсыпают и уплотняют послойно, чтобы образовать корыто требуемой глубины для размещения дорожной одежды (рис.3).

Рис.2. Земляное полотно при полукорытном профиле:

B — ширина дорожного полотна, B — ширина земляного полотна, L — ширина проезжей части, а — ширина обочины, i — уклоны

Рис.3. Земляное полотно с присыпными обочинами

При возведении земляного полотна с присыпными обочинами за год до строительства дорожной одежды в корыте может скапливаться вода, переувлажняющая земляное полотно. Во избежание этого в обочинах и в пониженных местах продольного профиля устраивают прорези для выпуска воды из корыта. Чтобы избежать переувлажнения земляного полотна водой из корыта, обочины присыпают непосредственно перед строительством дорожной одежды. В этом случае подсыпку производят из привозного грунта или грейдер-элеваторами из придорожных резервов. При втором способе земляное полотно называют полукорытного профиля.

Корыто в земляном полотне вырезают преимущественно автогрейдерами, которые двигаются по круговой схеме, срезая и перемещая грунт в стороны обочин.

После образования корыта перед устройством основания дно корыта уплотняют 6-8-тонным катком за два-три прохода по одному следу.

Покрытия гравийные и другие из аналогичных мелкозернистых материалов (шлак, ракушка и т.д.) на дорогах V категории строят серповидного типа на земляном полотне (рис.4, а), возведенном с двускатным профилем с уклонами 40-60+ , а иногда полукорытного профиля при необходимости утолщения покрытия по ширине проезжей части (рис.4, б).

Рис.4. Поперечный профиль дороги V категории с покрытием серповидного типа

При необходимости иметь корыто глубже 0,3-0,4 м в несвязном грунте, стенки его делают с откосами крутизной 1:1, а грунт для последующей засыпки пазухи хранят на обочине вдоль корыта или сдвигают за бровку на откос.

Указания по устройству работ по уплотнению грунта

Степень уплотнения грунта зависит от способа возведения насыпи. При отсыпке грунта грейдер-элеватором или экскаватором драглайном первоначальное уплотнение достигает 0,65-0,7 от оптимальной плотности (1,0). Бульдозеры дают 0,7-0,8, автомобили и скреперы 0,8-0,85. При влажности грунта, близкой к оптимальной, уплотнение может достигать 0,85-0,9. Таким образом, для достижения плотности грунта 0,95-1,0 требуется его искусственное уплотнение.

Основные факторы, влияющие на условия и качество уплотнения — влажность грунта (сухой материал уплотняется слоями меньшей толщины) и тип уплотняющей машины (механизма). Соответственно, выбор уплотняющих машин зависит от вида и влажности грунта, потребного уплотнения, необходимой толщины уплотняемого слоя, производительности и маневренности машин. Чем больше величина уплотнения, тяжелее грунт и ниже его влажность по сравнению с оптимальной, тем мощнее и тяжелее требуются машины и число их проходов по одному следу. Имеет значение продолжительность нахождения грунта в соприкосновении с уплотняющей машиной. Ряд весьма эффективных уплотняющих машин (тяжелые самоходные катки и механические трамбовки) требуют предварительного уплотнения легкими машинами.

Для оперативного контроля можно на месте работы установить "предел прочности" грунта при уплотнении его укаткой, характеризующий условия перехода грунта из стадии уплотнения в стадию выпирания из-под рабочего органа машины.

Для уплотнения грунтов при возведении насыпей применяют тяжелые катки (прицепные или самоходные), кулачковые, решетчатые и ребристые катки, катки на пневматических шинах, механические трамбовки (электрические или пневматические), трамбующие плиты, трамбовочные и виброуплотняющие машины, машины виброударного действия.

Уплотнение грунта на насыпи ведут в той же последовательности, что и его отсыпку. Грунт уплотняют путем последовательных круговых проходок катка по всей площади насыпи, причем каждая последующая проходка должна перекрывать предыдущую на 0,2. 0,3 м. После завершения цикла укатки грунта на всей насыпи, в такой же последовательности выполняют укатку и в последующих циклах.

Катки гладкие и с ребристыми вальцами уплотняют грунт на глубину до 10 см. Кулачковые катки применяют для уплотнения суглинистых и глинистых грунтов на глубину до 30 см, в песчаных грунтах уплотнение захватывает грунт на глубину 35. 50 см. Масса таких катков различна — от 5 до 30 т.

На рис.5 показана схема катка статического действия с пневматическими шинами и рабочим органом с гладкими (рис.5, а) и кулачковыми (рис.5, б) вальцами.

Рис.5. Катки для уплотнения грунта:

а — гладкий каток; б — кулачковый каток; в — тандемный шарнирно-сочлененный каток

Главный параметр грунтоуплотняющих машин — масса вместе с балластом. Основные технологические параметры: ширина полосы уплотнения, толщина уплотняемого слоя. Катки на пневматических шинах выпускают массой вместе с балластом от 10 до 100 т. Самоходные вибрационные катки имеют массу до 8 т. Катками с гладкими вальцами на пневмоколесном ходу можно уплотнять грунты слоями по 0,4 м. Число проходов катков по одному месту при уплотнении связных грунтов колеблется от 8 до 12.

При наличии воды для песчаных грунтов иногда применяют уплотнение избыточным увлажнением. Вода при этом подводится снизу уплотняемых слоев (путем подтапливания).

Гладкие катки, хотя и малопроизводительны, наиболее пригодны для связных и малосвязных грунтов. Недостатки их в том, что они могут уплотнять тонкие слои (не более 0,2 м), требуют сравнительно большого числа проходов на малых скоростях и большого фронта работ. Все это создает значительные затруднения при организации скоростного строительства земляного полотна и препятствует полноценному уплотнению насыпей.

Кулачковые катки предназначают в основном для связных и мало связных грунтов. Обладая одинаковой с гладкими катками массой, они дают почти вдвое большую глубину уплотнения и требуют меньшего числа проходов. Кулачковые катки эффективнее работают в рыхлых и комковатых грунтах и совершенно непригодны в переувлажненных. Прицепные катки обычно работают по несколько штук с одним тягачом. Особенность работы кулачковых катков в том, что они уплотняют грунт ниже уровня заглубления кулачков. Барабаны катков — полые, для загрузки их балластом. Эффективность укатки кулачковыми катками увеличивается при использовании их совместно с катками на пневматических шинах. Сначала укатку проводят кулачковые катки, а придание требуемой плотности верхнего слоя достигают укаткой катками на пневматических шинах.

Катки на пневматических шинах могут уплотнять связные и несвязные грунты (рис.6). Данные катки значительно эффективнее гладких жестких катков за счет снижения числа проходов. Самоходные катки на пневматических шинах применяют в основном для уплотнения оснований и покрытий.

Рис.6. Схема работы прицепного катка на пневматических шинах при уплотнении насыпи:

L — длина захватки, 1-10 — последовательность проходок

Трамбующие плиты применяют в качестве навесного оборудования на кранах или экскаваторах (рис.7). Они являются одним из наиболее эффективных средств уплотнения насыпей на глубину 0,6-1,5 м, пригодны для работы в связных и несвязных грунтах. Площадь плит 0,6-1,5 м , масса 1,5-2,5 т. Высота падения плиты — 1-2 м.

Рис.7. Схема работы тяжелой трамбовки при уплотнении грунтов

Для уплотнения слабо водостойких мелкозернистых или гравелистых грунтов, в том числе, суглинистых и глинистых гравийно-песчаных смесей, смесей с органическими примесями, содержание воды очень важно, особенно при виброуплотнении. Такие грунты могут уплотнять машины любых типов. Если содержание воды меньше оптимального, предпочтительнее использовать пневмо- и виброкатки.

Скальные и обломочные грунты уплотняют как пневмо-, так и виброкатками при толщине слоя от 30 до 80 см. Если размер камней превышает 80 мм, толщина слоя для виброкатков снижается до 30-40 см.

Чистые гравийно-песчаные смеси с зернами менее 50 мм, уплотняемые виброкатками и катками на пневматических шинах водоустойчивы, в связи с чем степень уплотнения этих смесей может быть меньше, чем у других материалов. Кулачковые катки не применяют для уплотнения чистых песков. Для уплотнения сыпучих грунтов (пески, супесь) можно применять вибрационные машины. При вибрировании возникают перемещения частиц грунта вследствие колебательных движений, сообщаемых вибратором. Повышение плотности грунта достигается тем, что частицы грунта перемещаются, занимая более устойчивое положение.

Пневматические и электрические трамбовки могут быть легкие 0,1-0,2 т и тяжелые — 0,5-1,5 т и уплотняющие на глубину соответственно 20-30 см и 40-90 см.

Самоходные трамбующие машины снабжены рядом молотков массой от 0,3 до 1,5 т, падающих с высоты 50-250 см. Ширина уплотняемой полосы 1,8-3 м, скорость 200-400 м/ч, глубина уплотнения 60-100 см, производительность 200-500 м /ч.

Основные данные по производству работ различными машинами


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ ИЗ ПЛОТНОЙ ЩЕБЕНОЧНО-ГРАВИЙНО-ПЕСЧАНОЙ СМЕСИ ОПТИМАЛЬНОГО ЗЕРНОВОГО СОСТАВА


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) — комплексный нормативный документ, устанавливающий по определенно заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по устройству основания из плотной щебеночно-гравийно-песчаной смеси оптимального зернового состава.

1.2. Плотную щебеночно-гравийно-песчаную смесь, оптимального зернового состава рекомендуется применять при устройстве:

— верхних и нижних слоев оснований под цементобетонные и асфальтобетонные покрытия;

— оснований под одно — и двухслойные покрытия из гравийных и щебеночных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими;

— под покрытия из холодного асфальтобетона.

1.3. Цель создания представленной ТТК — дать рекомендуемую схему технологического процесса по устройству основания из щебеночно-гравийно-песчаной смеси, содержание ТТК, примеры заполнения необходимых таблиц.

1.4. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.5. Применение ТТК способствует улучшению организации строительных работ, повышению производительности труда и его научной организации, снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительностистроительства, безопасному выполнению работ, организации ритмичной работы, рациональному использованию трудовых ресурсов и машин, а также сокращению сроков разработки ППР и унификации технологических решений.

1.6. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по устройству основания. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительнойорганизации с учетом ее проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и дорожно-строительныхматериалов и привязанных к местным условиям: виду гравийно-песчаной смеси, фракционного щебня и толщине слоя. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ. Конструктивные особенности устройства основания решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительно-монтажной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.7. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

СНиП 12-01-2004 "Организация строительства";

СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

СНиП 3.06.03-85. "Автомобильные дороги";

СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования";

СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство";

ВСН 19-89. "Правила приемки работ при стр-ве и ремонте автомобильных дорог".

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на устройство однослойного основания толщиной h=18 см из плотной щебеночно-гравийно-песчаной смеси, оптимального зернового состава, методом смешения на дороге с использованием навесной дорожной фрезы ДС-74 (Рис.1) в качестве ведущего механизма.

Рис.1. Фреза дорожная навесная на пневмоколесный трактор

1 — трактор-тягач; 2 — фреза однороторная; 3 — система дозирования жидких вяжущих и воды; 4 — приводной редуктор; 5 — фрезерный ротор; 6 — распределительная труба с соплами для жидких вяжущих и воды

2.2. Для устройства слоя основания используются:

— щебень фракции 20-40 мм;

2.3. Работы по устройству основания выполняются круглый год, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

час,

где — коэффициент использования механизмов по времени в течение смены (время, связанное с подготовкой к работе, и проведение ЕТО — 15 мин, перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машиниста — 10 мин через каждый час работы).

2.4. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

— прием гравийно-песчаной смеси и фракционного щебня, доставляемых на объект строительстваавтомобилями-самосвалами;

— развалка куч ГПС автогрейдером;

— равномерная укладка ГПС по рабочему слою земляного полотна автогрейдером;

— распределение по слою ГПС щебня;

— перемешивание фрезой ГПС со щебнем с последующим увлажнением смеси;

— разравнивание смеси и планировка поверхности слоя автогрейдером;

— уплотнение основания самоходными гладковальцовыми катками.

2.5. Основание дорожной одежды должно устраиваться шире покрытия на 0,5 м с каждой стороны для цементобетонных покрытий и на 0,3 м с каждой стороны для других типов покрытий или на ширину укрепительных полос.

2.6. Во всех случаях применения ТТК необходима привязка ее к местным условиям. При привязке Типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства, объемы работ, затраты труда, средства механизации, материалы, оборудование и т. п. После привязки карта может быть использована при устройстве оснований автомобильных дорог III-IV технических категорий.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. Перед устройством основания должны быть выполнены следующие работы:

— обеспечена готовность земляного полотна в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85;

— приготовлены временные подъездные пути для подачи материалов к месту производства работ;

— выполнены разбивочные работы, обеспечивающие соблюдение проектной толщины, ширины основания и поперечных уклонов.

3.2. Гравийно-песчаная смесь доставляется на объект строительства автомобилями-самосвалами и разгружается на земляное полотно в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя заданной толщины, с учетом коэффициента запаса расхода материала на уплотнение, который принят 1,25. Для создания фронта работ смесь должна быть доставлена с заделом на одну-две сменные захватки.

3.3. Работы по устройству основания из щебеночно-гравийно-песчаной смеси оптимального состава выполняются поточным методом на 4 захватках длиной 250-300 м каждая.

3.4. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

— развалка куч ГПС автогрейдером;

— разравнивание ГПС автогрейдером в сплошной призматический валик.

3.5. Развалку куч гравийно-песчаной смеси выполняют автогрейдером НВМ 190ТА-3 за 3 круговых прохода. Вслед за развалкой ГПС производится ее разравнивание. Разравнивание смеси выполняют автогрейдером на ширину 4-5 м и за 3-4 круговых прохода при установке ножа автогрейдера под углом захвата 80°-90° и углом зарезания 0°-3°.

3.6. На второй захватке выполняются следующие технологические операции:

— выгрузка на слой ГПС фракционного щебня;

— разравнивание щебня автогрейдером по слою ГПС.

3.7. Прием щебня фракции 20-40 мм из автосамосвалов КамАЗ-55111 на слой ГПС осуществляет дорожный рабочий кучами, расположенными на одинаковом расстоянии. Из одного автомобиля-самосвала должно получаться 4 равные кучи. Затем щебень равномерно распределяют по слою ГПС на всю длину захватки автогрейдером НВМ 190ТА-3 за 2 круговых прохода. Увлажнение слоя гравийно-песчаной смеси и щебеночного слоя водой производится с помощью поливомоечной машины КДМ-130В с расходом воды 0,4 м на 100 м поверхности.

3.8. На третьей захватке выполняют следующие технологические операции:

— перемешивание гравийно-песчаной смеси со щебнем;

— разравнивание полученной смеси и планировку основания.

3.9. После планировочных работ выполняется перемешивание гравийно-песчаной смеси со щебнем двумя навесными фрезами ДС-74 за два прохода по одному следу. Фрезы следуют друг за другом по одной полосе (на расстоянии не менее 10 м) на второй передаче и разворачиваются в конце захватки для прохода по следующей полосе. Первые два прохода фрезы выполняют по краям устраиваемого основания, а затем — по середине с перекрытием смежных полос в пределах 0,25-0,30 м. Перемешивание можно считать законченным, если состав смеси будет одинаковым по всей поверхности и толщине слоя.

После окончания перемешивания гравийно-песчаной смеси со щебнем и проверки однородности перемешивания производят разравнивание смеси и планировку основания автогрейдером НВМ 190ТА-3.

Разравнивание смеси следует выполнять на ширину устраиваемого основания. Планировку поверхности щебеночно-гравийно-песчаного слоя при устройстве основания осуществляют автогрейдером за 5 круговых проходов на I-II скорости. В случае недостаточной ширины земляного полотна для разворота автогрейдера на концах захватки устраиваются временные съезды.

Рис.2. Схема планировки основания

3.10. На четвертой захватке выполняют следующие технологические операции:

— увлажнение смеси до оптимальной влажности;

— подкатку щебеночно-гравийно-песчаной смеси;

— исправление дефектных мест на поверхности основания вручную;

— уплотнение щебеночно-гравийно-песчаной смеси.

3.11. Увлажнение смеси до оптимальной влажности выполняют поливомоечной машиной ПМ-130В, которая должна двигаться вдоль края спланированного материала по круговой схеме. Для равномерного распределения влаги в смеси и исключения возможности переувлажнения земляного полотна предусмотрен розлив воды через распылительные сопла в два приема из расчета 0,7-0,8 м на 100 м основания. Общий расход воды для увлажнения смеси составляет 1,5 м на 100 м основания.

3.12. Подкатку смеси производят гладковальцовым катком ДУ-50 от края основания к его середине с перекрытием предыдущего следа последующим на 1/3 ширины заднего вальца. Скорость движения катка должна быть равна 1,5-2,0 км/час. Число проходов катка по одному следу устанавливают по результатам пробной укатки (от 4 до 6).

Подкатку следует считать законченной, если перед передним вальцом катка не образуется волна и не наблюдается заметная на глаз осадка смеси.

После подкатки основания проверяют его ровность с помощью трехметровой рейки и соответствие поперечных уклонов проектным значениям. Участки основания, на которых имеются дефекты, исправляют вручную вслед два дорожных рабочих. Они выравнивают края основания слоя, снимают лишний материал и подсыпают заниженные места.

3.13. Уплотнение щебеночно-гравийно-песчаной смеси производят двумя гладковальцовыми катками ДУ-49. Число проходов катка по одному следу определяется пробной укаткой и колеблется от 10 до 25. Начинать уплотнение следует вдоль краев основания. При последующих проходах каток смещают к середине основания с перекрытием предыдущего прохода на 1/3 ширины. Скорость движения катка на начальной стадии уплотнения не должна превышать 3,0-5,0 км/час, при последующих проходах скорость катка может быть доведена до 12-15 км/час. На завершающей стадии уплотнения для создания надлежащей структуры материала и повышения прочности основания скорость движения катков также не должна превышать 1,5-2,0 км/час. Укатку выполняют по челночной схеме.

В процессе уплотнения ведется проверка влажности и плотности уплотняемого слоя. При необходимости производится доувлажнение его с помощью поливомоечной машины ПМ-130В, из расчета 6-12 л/м. Розлив воды производится за 10-15 мин до начала уплотнения в несколько приемов. Признаком окончания уплотнения слоя является отсутствие следа от прохода тяжелого катка.

Рис.3. Схема уплотнения слоя основания

4. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РАБОТ

4.1. Контроль и оценку качества работ по устройству щебеночно-гравийно-песчаного основания выполняют в соответствии с требованиями нормативных документов:

— СНиП 3.06.03-85. "Автомобильные дороги";

— ВСН 19-89. "Правила приемки работ при стр-ве и ремонте автомобильных дорог".

4.2. Контроль качества выполняемых работ должен осуществляться специалистами или специальными службами, оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля, и возлагается на руководителя производственного подразделения (прораба, мастера), выполняющего работы.

4.3. Производственный контроль качества работ должен включать входной контроль рабочей документации, поставляемых строительных материалов и изделий, а также качество выполненных предшествующих работ, операционный контроль отдельных строительных процессов или технологических операций и приемочный контроль выполненных работ с оценкой соответствия.

При входном контроле рабочей документации проводится проверка ее комплектности и достаточности в ней технической информации для производства работ.

Пригодность гравийно-песчаной смеси и щебня для устройства основания должны быть установлены лабораторными анализами.

Поступившие на объект материалы должны иметь сопроводительный документ (паспорт), в котором указываются наименование материала, номер партии и количество материала, содержание вредных компонентов и примесей, дата изготовления.

Результаты входного контроля фиксируются в Журнале учета результатов входного контроля по форме: ГОСТ 24297-87, Приложение 1.

4.4. Операционный контроль осуществляется в ходе выполнения строительных процессов или производственных операций с целью обеспечения своевременного выявления дефектов и принятия мер по их устранению и предупреждению. При операционном контроле проверяется соблюдение технологий выполнения работ, соответствие выполнения работ рабочим проектом и нормативными документами. Контроль проводится с помощью геодезических инструментов под руководством мастера, прораба. Инструментальный контроль должен осуществляться систематически от начала до полного его завершения. При этом должны проверяться:

— качество перемешивания гравийно-песчаной смеси со щебнем;

— толщина распределения смеси.

Результаты операционного контроля должны быть зарегистрированы в Общем журнале работ.

4.5. При приемочном контроле надлежит проверять качество работ выборочно по усмотрению Заказчика или Генерального подрядчика с целью проверки эффективности ранее проведенного операционного контроля и соответствия выполненных работ проектной и нормативной документации с составлением актов освидетельствования скрытых работ. Этот вид контроля может быть проведен на любой стадии работ.

4.6. Результаты контроля качества, осуществляемого Техническим надзором Заказчика, Авторским надзором, Инспекционным контролем и замечания лиц, контролирующих производство и качество работ, должны быть занесены вОбщий журнал работ.

4.7. Контроль качества работ ведут с момента поступления материалов на строительную площадку и заканчивают при сдаче объекта в эксплуатацию.

Качество производства работ обеспечивается выполнением требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем за ходом работ, изложенным в ПОС и ППР, а также в Схеме операционного контроля качества работ.

4.8. Пример заполнения Схемы операционного контроля качества приведен в таблице 1.

Наименование операций, подлежащих контролю

Состав и объем проводимого контроля

Разбивочные работы слоя основания

Ширина слоя — ±10 см
Поперечные уклоны — ±0,005
Высотные отметки — ±10 мм
Толщина слоя — ±10 мм

Завоз и распределение
материалов

Уплотнение слоя основания
Соблюдение схем укатки

Плотность слоя — нет следа на поверхности от катка 10-12 т
Толщина слоя — ±20 мм
Ширина слоя — ±10 см
Поперечный уклон — ±0,010
Просвет под 3-м рейкой 10 мм
Высотные отметки по оси 50 мм

Инструментальный промер, лабораторный контроль

4.9. По окончании устройства основания выполненные работы предъявляют Заказчику для освидетельствования скрытых работ и подписания Акта, к которому прилагают:

— общий журнал работ;

— исполнительную схему инструментальной проверки законченного слоя основания с нанесением на ней отклонений от проекта, допущенных в процессе строительства;

— паспорт и сертификат качества на щебень;

— лабораторное заключение на соответствие применяемой гравийно-песчаной смеси.

Вся приемо-сдаточная документация должна соответствовать требованиям СНиП 12-01-2004.

4.10. На объекте строительства необходимо вести Общий журнал работ, Журнал авторского надзора проектной организации, Оперативный журнал геодезических работ.

5. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА И МАШИННОГО ВРЕМЕНИ

5.1. Пример составления калькуляции затрат труда и машинного времени на устройство щебеночно-гравийно-песчаного основания приведен в таблице 2.

на ед. изм.

на весь объем

Устройство основания из гравийно-песчаной смеси толщиной 12 см

1000 м

Добавка фракционного щебня

100 м

Оцените статью
Обзортека
Добавить комментарий