Содержание
Почему-то в России совершенно не используется как тротуарное покрытие бетон. Посмотрите, как это выглядит, например,
в Сан-Франциско:
По такому тротуару и пешком, и на роликах, и на скейтбордах достаточно удобно передвигаться. Даже идеально уложенная плитка хуже просто из-за гораздо большего количества швов на квадратный метр, не говоря уж о том, что в этих швах может расти. Для пешехода это некритично. А для скейтера — очень даже.
Кстати, по данным специалистов, в год на каждого жителя США укладывается примерно 0,3 м2 бетонного тротуара, а в Европе — более 30 м2 на человека. И это при том, что, кажется, во всех американских городах тротуары залиты бетоном.
Нет необходимости сравнивать любое бетонное покрытие с натуральным камнем. Понятно, что камень, правильно обработанный и уложенный, — это идеальный вариант. Понятно, что по возможности нужно стараться мостить тротуары именно каменными плитами. В долгосрочной перспективе — это самый не только эстетичный и удобный, но и самый выгодный вариант — просто по причине отсутствия необходимости в обслуживании.
Итак, бетонная плитка или бетон?
Давайте сравним по нескольким характеристикам.
1. Доступность в разных фактурах и цветах:
Плитка: да.
Бетон: да.
И то, и другое можно изготовить практически любой фактуры и любого цвета. В этом они равны.
2. Долговечность:
Плитка: 5–20 лет
Бетон: 5–20 лет
Если качество смеси, защитной пропитки и защитного покрытия одинаковое, то плитка уступает бетону,
если она не армирована.
3. Время на установку покрытия (300 м2) при наличии уже подготовленной поверхности:
Плитка: 7-10 дней
Бетон: 3-4 дня на установку арматуры и укладку + 2-3 дня на высыхание — 7 дней
Здесь очень важна площадь покрытия. Чем она больше, тем больше бетон выигрывает у плитки.
Чем меньше площадь, тем сильнее выигрывает плитка. Ей не нужно время на высыхание.
4. Максимально допустимые нагрузки:
Плитка: пешеходы, эпизодически — легковой транспорт
Бетон: грузовой транспорт
Понятно, что по тротуарам грузовики ездить и не будут. Но сам факт говорит о несравнимо большей прочности,
а значит — долговечности бетонного покрытия.
5. Обслуживание:
Плитка: ежегодное удаление растительности и засыпка песка в швы
Бетон: раз в 3-4 года пропитка для выравнивания цвета покрытия
В России подобные мероприятия обычно вообще не проводятся. Но они необходимы для долгосрочной службы покрытия. Проводить такое обслуживание дешевле, чем делать новое покрытие раз в несколько лет.
6. Стоимость укладки 1 м2 (включая материалы и работу, примерная):
Плитка: 650–1500 руб. (в зависимости от качества плитки)
Бетон: 500–600 руб. (при максимальном качестве смеси)
7. Дополнительные преимущества:
Плитка:
• Удобство демонтажа в случае необходимости;
• Эстетика (лучше смотрится из-за большего количества деталей и оттенков);
Бетон:
• Более удобен для передвижения пешком (особенно — на каблуках), на роликах и скейтбордах и, что важно — на инвалидных колясках;
• Возможность делать идеально плавные переходы между уровнями, любые углы и скосы;
• Возможность наносить спец-покрытия для слепых, а также — любую объемную маркировку, надписи (фотка чуть ниже), обозначения.
• Больше возможностей для контроля качества смеси;
• Большая доступность материала в местах, удаленных от производства плитки.
8. Прочие недостатки:
Плитка:
• Неудобна для передвижения на любых колесных средствах (ну и каблуках, если качество укладки не идеально);
• Неудобство нанесения спец-покрытий и маркировки;
• Невозможность сделать идеально ровные стыки, нужные углы и переходы между уровнями;
• Невозможность (проблематичность) проконтролировать качество изготовления;
Бетон:
• Неудобство демонтажа;
• Менее эстетичен (сильно зависит от плитки, с которой сравнивать);
• Коррупция (всё уже завязано на производстве плитки);
• Неосведомленность чиновников о преимуществах такого покрытия.
В принципе, понятно, что центральные улицы лучше вымащивать натуральным камнем или качественной плиткой. Для остальной части наших городов, а также — для частных территорий бетонное покрытие для тротуаров мне кажется идеальным вариантом.
Посмотрите вот ещё, как может выглядеть бетонное покрытие:
в JFK
на улице в Сан-Франциско
в провинциальном городке
Кому интересна тема, просто погуглите или заютюбте: concrete sidewalk. Фоток, схем, описаний, видео полно.
Тема бетонного покрытия у частных домов раскрыта по запросу: concrete driveway.
Обратный звонок
Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется
Отправить заявку
Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется
Перед тем, как настелить на дорогу, тротуар или аллею дорожное покрытие, хороший хозяин выбирает материал и технологию его укладки.
В статье вы найдете сравнение покрытия из бетона и тротуарной плитки, узнаете преимущества и недостатки обоих видов.
Для чего дороге покрытие
Чтобы выбрать, чем именно накрывать дорогу, необходимо понять, зачем дороге покрытие. В средневековье дорогами были протоптанные и укатанные колесами телег тропинки и направления. Передвижение по таким дорогам хоть пешком, хоть в телеге не радовало удобством и комфортом. В летнюю засуху дорога пылила, в осеннюю и весеннюю распутицу превращалась в непроходимое болото.
Затем, когда поток грузов по дорогам увеличился, тропы и направления стали облагораживать. В одних местах их заливали местными аналогами бетона, в других мостили камнями или бревнами. Цели этих мероприятий – возможность эксплуатировать дороги круглый год и повысить комфортность передвижения по ним. Некоторые дороги, оставшиеся со времен Римской Империи, все еще хранят каменную отмостку, которую укладывали легионеры и строители.
Перед выбором материала для дорожного покрытия, задайте себе вопрос: какие планы у вас на этот участок дороги, террасы или тротуара? Если вам необходимо обеспечить беспрепятственное движение пешеходов или транспорта, – это одно. Если необходимо сделать красивое покрытие, гармонично вписывающееся в дизайн ландшафта, по которому будут ходить исключительно пешеходы, – это другое. Если необходимо сделать красивое и прочное покрытие, рассчитанное на передвижение людей и автотранспорта (включая средние и тяжелые грузовики), – это третье.
Территория, мощеная брусчаткой
Нет идеального универсального покрытия, которое подходит для любой ситуации. Бетонное дорожное покрытие (при соблюдении технологии) используют для тротуаров и автомагистралей. Ему не страшны даже тяжелые грузовики. Но по внешнему виду такое покрытие уступает даже цветной бетонной тротуарной плитке.
Бетонная тротуарная плитка выдерживает движение и пешеходов и автомобилей, но щебенчато-песчаное основание не выдержит давления тяжелых грузовиков. А стоимость работ по укладке бетонной тротуарной плитки на бетонное основание взвинтит и без того высокую стоимость работ. Использование более дорогой и прочной плитки из натурального камня, клинкера или керамогранита еще больше увеличит затраты.
Преимущества и недостатки бетонного покрытия
Преимущества бетонного покрытия:
- высокая прочность на излом;
- высокая механизация всех этапов работ;
- невысокая стоимость.
Недостаток бетонного покрытия:
- низкая эстетическая привлекательность.
Бетон используют, когда необходимо соорудить прочное и надежное покрытие дороги или тротуара. Такое покрытие выдерживает высокие нагрузки (интенсивное движение тяжелых грузовиков), но сделать его декоративным и художественным невозможно.
Требования к земляному корыту (траншея, из которой удаляют лишний грунт, чтобы уложить на уплотненную землю подстилающие слои основания) для плитки и бетона одинаковы и зависят от ожидаемой нагрузки. Идентичен расход щебня и песка для участков с небольшой нагрузкой (для пешеходов и редкого легкового транспорта).
На участках с возможным движением тяжелого грузового автотранспорта для укладки бетона не нужно заливать мощную армированную стяжку, а для плитки такая стяжка необходима. Поэтому стоимость подготовительных работ по укладке бетона на участке с движением тяжелого грузового транспорта в 2-5 раз меньше, чем для плитки.
Строительство бетонной дороги
Стоимость работ по укладке плитки превышает стоимость работ по заливке бетона в 1,5-3 раза. Стоимость бетона в 2-5 раз меньше, чем вибропрессованной плитки такого же качества и в 4-10 раз меньше плитки из натурального камня.
Кубометр бетона марки М-300, состав аналогичен тому, который используют для вибролитья и вибропрессования, стоит 3-5 тысяч рублей. Квадратный метр вибропрессованной плитки толщиной 50 мм стоит 350-450 рублей за квадратный метр. В одном кубометре 20 квадратных метров плитки, поэтому стоимость кубометра 7-9 тысяч. Разница почти в два раза.
Преимущества и недостатки тротуарной плитки
- высокая эстетическая привлекательность;
- возможность выкладывать рисунки;
- более высокая стойкость к истиранию и морозостойкость.
- высокая доля ручного труда;
- повышенные требования к квалификации и опыту исполнителя;
- стоимость работ и материала в 3-10 раз выше, чем для бетона.
При изготовлении плитки методом вибролитья и вибропрессования уплотнение бетона качественней, чем при заливке дорожного (тротуарного) покрытия. Ведь плитку изготавливают на специальном оборудовании, уплотняют с помощью вибростола и пресса. Это повышает износо- и морозостойкость готовой плитки по сравнению с застывшей бетонной стяжкой.
Прочность мощеного плиткой участка в первую очередь зависит от основания (подстилающих слоев). Поэтому избыточную прочность плитки невозможно использовать без серьезного увеличения качества основания. Но стоимость таких работ превысит цену стандартной подготовки в 2-3 раза. Если же работы выполняет бригада гастарбайтеров (с минимальным качеством, зато быстро и дешево), то превышение составит 3-8 раз.
Нет идеального материала для покрытия дорог и тротуаров. В одних условиях предпочтительней бетон, в других – вибролитая или вибропрессованная плитка, в третьих – брусчатка из натурального камня. Теперь вы знаете преимущества и недостатки бетона и тротуарной плитки и сможете выбрать тот материал, который больше соответствует вашим целям, ожиданиям и возможностям.
На сегодня существует множество способов обустроить придомовую территорию или дорожку, к наиболее распространенным относится тротуарная плитка и бетонное покрытие. Ответить на вопрос какое из них лучше довольно сложно, так как каждое из них обладает своими плюсами и минусами.
Тротуарная плитка и бетон для отделки придомовой территории
Для того чтобы ответить, что лучше тротуарная плитка или бетон, рассмотрим каждый вид по отдельности и проведем сравнительную характеристику.
Тротуарная плитка и ее особенности
Укладка тротуарной плитки производится по определенной технологии, которая предусматривает такие этапы:
- Подготовка дренажной подушки, состоящей из гравия и песка. Иногда укладывается дополнительный гидроизоляционный слой. В зависимости от предназначения будущей поверхности, определяется толщина слоев. Чем больше нагрузка, тем толще должна быть прослойка.
- На готовое основание засыпается финальный слой песка, на который и укладывается материал.
Для отделки тротуаров используются разные виды плиток, имеющие разную толщину, форму и цвет. Можно подобрать изделие на любой вкус и под любой интерьер.
Разновидности тротуарной плитки
К преимуществам тротуарной брусчатки можно отнести высокую прочность покрытия, отсутствие водопоглощения. На такой поверхности не образуется луж.
Технология укладки проста и не трудоемка, с ней может справиться даже новичок. К тому же на обустройство небольших площадей достаточно 1–2 дня. После чего покрытие будет готово к эксплуатации.
Срок службы тротуарного покрытия достигает 20–30 лет.
Особенности бетонного основания
Изготовление бетонного основания состоит из таких этапов:
- подготовка основания (дренажной подушки);
- армирование;
- изготовление опалубки для раствора, чтобы он не растекался;
- заливается раствор.
Технология изготовления бетонного покрытия
На изготовление такого основания уходит также 1–2 дня, но в эксплуатацию оно будет готово только по истечении 20–30 дней, в зависимости от толщины слоя.
Бетонный пол обладает высокой прочностью и водонепроницаемостью, но при нарушении технологии на нем может скапливаться вода, образуя лужи, а зимой лед.
Важно! Укладка бетона своими руками возможна только на небольших площадях, в остальных случаях рекомендуется пригласить специалистов.
При нарушении технологического процесса бетон быстро деформируется. При соблюдении всех требований, основание прослужит от 5 до 10 лет.
Сравнительная характеристика
Так, разобравшись с основными особенностями материалов, можно подвести небольшой итог и ответить на вопрос, что лучше использовать бетон или тротуарную плитку.
Сравнительные критерии | Тротуарная плитка | Бетон |
Срок службы покрытия | 20–30 лет | 5–10 лет |
Дизайнерское оформление | Имеет множество видов, отличающиеся между собой формой, цветом и толщиной, позволяя украсить любой ландшафт. | Основание из бетона имеет серый, невзрачный вид, который нисколько не украшает участок или дачу. В основном используется с практической точки зрения. |
Длительность и трудоемкость работ | 1–2 дня и покрытие сразу готово к эксплуатации. Процесс укладки простой. | 1–2 дня, но покрытие можно использовать только после полного высыхания бетона, через 20–30 дней. Изготовление такого основания трудоемкий процесс, который не всем под силу. |
Мобильность | При деформации поверхности ее можно с легкостью заменить, непосредственно разрушенный участок. |
Демонтированную плитку можно использовать еще раз, так как этот процесс не нарушает ее структуру и внешний вид.
Визуальное сравнение внешних качеств плитки и бетона
Окончательный выбор покрытия зависит также от финансовых возможностей и личных предпочтений владельца участка или загородного дома.