Чем отличается пирс от причала

Пирс (от англ. piers , множественное число от «pier» — столб, мол, пристань, причал) — гидротехническое сооружение, выступающее в акваторию водоёма (реки, озера, моря, океана и т. д.) и имеющее весьма разнообразное предназначение.

Содержание

Конструкция [ править | править код ]

Пирс поднят над водой и, как правило, поддерживается опорами (сваями или столбами). Открытая структура позволяет потокам воды течь относительно беспрепятственно, в то время как более прочные основания набережной или близко расположенные груды причала могут действовать как волнорез и, следовательно, более подвержены заиливанию. Пирсы могут варьироваться по размеру и сложности от простой легкой деревянной конструкции до крупных конструкций, простирающихся на 1600 метров.

Пирсы строятся для различных целей, и поскольку эти цели имеют разные региональные различия, термин «пирс» имеет разные нюансы значения в разных частях света. Таким образом, в Северной Америке и Австралии, где до недавнего времени многие порты были построены по модели с несколькими причалами, этот термин, как правило, подразумевает сооружение для принятия/отправления грузов. В отличие от этого, в Европе, где порты чаще используют бассейны и набережные рек, этот термин в основном ассоциируется с прогулочным пирсом.

Типы [ править | править код ]

Пирсы могут быть разделены на различные группы в соответствии с основной целью [1] .

  • пирсы для швартовкисудов с одной или двух сторон в портах, (где также осуществляется их загрузка/разгрузка);
  • плавучие пирсы;
  • прогулочные пирсы с различными рекреационными целями (купание, приём воздушных и солнечных ванн, загар, пробежка, упражнения, прыжки в воду, рыбалка, фотосессии, приём пищи в кафе и т. д.). В СНГ и Прибалтике именно последнее предназначение пирсов наиболее знакомо широким массам населения.
  • Тем не менее, существует много общего между различными типами пирсов. Например, прогулочные пирсы часто также допускают стыковку с прогулочными пароходами и другими подобными судами, в то время как рабочие пирсы часто используются в качестве прогулочных, так как такая технология обработки грузов с развитием технологий начинает устаревать. Многие пирсы являются плавающими, чтобы поднимаются и опускаются во время отлива вместе с привязанными к ним лодками. Это предотвращает ситуацию, когда канаты становятся чрезмерно натянутыми или ослабленными из-за повышения или понижения приливов. Чрезмерно тугая или свободная стяжка может повредить лодки, вытащив их из воды или предоставив им настолько большую свободу действий, что они будут сильно биться о стенки пирса.

    Рабочие пирсы [ править | править код ]

    Рабочие пирсы были построены для обслуживания пассажиров и грузов на судах. Рабочие делятся на две группы. Более длинные отдельные причалы часто встречаются в портах с большими приливными диапазонами, причем пирс простирается достаточно далеко от берега, чтобы достигать глубоководья во время отлива. Такие пирсы обеспечили экономичную альтернативу плавучим докам, где объёмы грузов были низкими, или где обрабатывались специальные навалочные грузы, такие как на угольных пирсах. Другая форма рабочего пирса, часто называемая «пальчиковым пирсом» (англ. finger pier ), были построены в портах с меньшим приливным диапазоном. В данном случае главное преимущество заключалось в том, чтобы обеспечить большую доступную длину причала для стоянки судов по сравнению с линейным прибрежным причалом, который обычно намного короче. Как правило, каждый пирс будет нести один «передаточный навес» (англ. transit shed ) по всей длине пирса, а корабли причаливают к носу или кормой к берегу. Некоторые крупные порты состояли из большого количества таких причалов. Классическими примерами которых являются фасад реки Гудзон в Нью-Йорке или Эмбаркадеро в Сан-Франциско.

    Появление контейнерных перевозок с необходимостью в больших пространствах для обработки контейнеров, прилегающих к причалам, сделало рабочие пирсы устаревшими для обработки больших грузов, хотя некоторые все ещё действуют для обработки пассажирских судов или навалочных грузов. Одним из примеров является использование в Прогресо (Юкатан), где пирс простирается более чем на 6,5 км в Мексиканский залив, что делает его самым длинным пирсом в мире. Пирс Прогресо обеспечивает большую часть полуострова транспортом для рыболовства и грузовой промышленности и служит портом для крупных круизных судов в этом районе. Многие другие рабочие пирсы были снесены или остаются заброшенными, но некоторые были переработаны в качестве прогулочных пирсов. Самый известный пример этого Пирс 39 в Сан-Франциско.

    Прогулочные пирсы [ править | править код ]

    Специальные прогулочные пирсы были впервые начали строиться в Британии в начале 19 века [3] . Самыми ранними постройками были Пирс Райд (Ryde Pier), построенный в 1813/4 году, Пирс Тринити-Чейн (Trinity Chain Pier) около Лейта, построенный в 1821 году, и Королевский пирс с подвесной цепью (The Royal Suspension Chain Pier), построенный в 1823 году [3] . До сих пор сохранился только самый старый из этих пирсов. В то время введение железных дорог впервые разрешило массовый туризм на специально выделенные морские курорты. Большие приливы на многих таких курортах означали, что большую часть дня море не было видно с суши. Прогулочный пирс был ответом курортов на это, позволяя отдыхающим постоянно прогуливаться вдоль моря [4] . Самый длинный в мире прогулочный пирс находится в Саутенд-он-Си (Эссекс) и простирается на 2,1 км в устье Темзы [3] . Самая длинная пристань на западном побережье США с длиной 837 м — это пристань Санта-Крус [5] .

    Предоставляя прогулку к морю, прогулочные пирсы часто включают развлечения и театры в качестве аттракциона [4] . Такой пирс может быть открытым, закрытым, а также частично открытым или закрытым. Иногда у пирса есть две палубы. Исторический пирс Галвестон Айленд (Galveston Island Historic Pleasure Pier) в Галвестоне (шт. Техас, США), имеет 1 американские горки, 15 аттракционов, карнавальные игры и сувенирные магазины [6] .

    Ранние прогулочные пирсы имели деревянную конструкцию, железные конструкции были введены в 1855 году при строительстве пристани Маргейт в Маргейте (Англия) [7] . Маргейт был разрушен во время штормов в 1978 году и никогда не ремонтировался [7] . Согласно опросу, проведённом в 2006 году в Великобритании, приморский пирс вошёл в список символов Англии [8] .

    Рыболовные пирсы [ править | править код ]

    Многие пирсы построены с целью обеспечить рыболовам, не имеющим лодки, доступ к рыболовным угодьям, которые до этого были недоступны [9] . Многие «свободные пирсы» доступны в больших портах, которые отличаются от частных пирсов. Свободные пирсы часто в основном используются для рыбалки.

    Пирсы по странам [ править | править код ]

    В Бланкенберге первый прогулочный пирс был построен в 1894 году. После его разрушения во время Первой мировой войны новый пирс был построен в 1933 году. Он сохранился до наших дней, но был частично преобразован и модернизирован в 1999—2004 годах.

    Схевенинген, прибрежный курортный город Гаага, может похвастаться самым большим пирсом в Нидерландах, построенным в 1961 году. Кран, построенный на вершине панорамной башни пирса, дает возможность совершить 60-метровый прыжок с банджи-джампинга. Этот пирс является преемником более раннего пирса, строительство которого было завершено в 1901 году, но в 1943 году он разрушен немецкими оккупационными силами.

    Первым зарегистрированным пирсом в Англии был Пирс Райд, открытый в 1814 году на острове Уайт, в качестве пристани, на которой паромы с материка приставали к причалу и отправлялись обратно. Он все ещё используется для этой цели сегодня [10] . В прошлом у него также была функция досуга, когда в начале пирса когда-то был павильон. Сегодня на пирсе также имеются места для отдыха. Самым старым чугунным пирсом в мире является городской пирс Грейвсенда в Кенте, который был открыт в 1834 году. Однако Национальным обществом пирсов он не признан морским пирсом [11] .

    После постройки первого в мире морского пирса в Райде этот пирс стал модным на приморских курортах Англии и Уэльса в викторианскую эпоху, достигнув своего пика в 1860-х годах, когда были построены 22 пирса [12] . К 1914 году вокруг побережья Великобритании было расположено более 100 прогулочных пирсов [3] . Они считаются одним из лучших викторианских архитектурных сооружений. Всё ещё существует значительное количество приморских пирсов с архитектурными достоинствами, хотя некоторые из них были утеряны, включая два в Брайтоне в Восточном Суссексе и один в Нью-Брайтоне в Виррале и три в Блэкпуле в Ланкашире [4] . Национальное общество пирсов (National Piers Society) дает цифру в 55 уцелевших приморских пирсов в Англии и Уэльсе [1] .

    Строительство причалов– не бюджетное мероприятие, если планируется создать надежное, долговечное сооружение. Однако если в планах строительства – яхт-клуб или причал для маломерных судов, то в него необходимы капитальные вложения. На начальном этапе, проектирование должно включать в себя не только наличие готовых швартовых мест с целью создания удобств, но и возможность дополнительного оборудования причала швартовыми местами в необходимых случаях.

    Пирс: отличие от причала

    Существенных отличий пирсов и причалов не существует. Однако есть некоторые моменты, которые применимы исключительно к пирсам. Так, в отличие от причала, он может быть расположен не вдоль берега, а с пересечением плоскости воды под прямым углом, заходя до нескольких сотен метров вдаль от суши. Это позволяет производить швартовку не только маломерных, но и грузовых судов с обеих сторон конструкции. Пирсы могут иметь достаточно примитивную форму, в виде расположения одной (прямой) линии. Также они могут быть сложной конструкции, образуя собой два-три перпендикулярных ответвлений или параллельных друг другу линий.

    Причалы и пирсы подразделяются на несколько категорий:

    • закрепленные при помощи специальных опор. Они подбираются в индивидуальном порядке, исходя из глубины водоема и типа грунта. Опоры могут быть как металлические, так и бетонные. При этом, металлическая конструкция заливается гидротехническим бетоном;
    • плавающие. Такие конструкции плавают на воде, хотя закреплены специальными понтонами. Они могут иметь произвольный вид, размер и формы. Главная особенность – доступность, простота в использовании и монтаже, красивый внешний вид, долговечность, а также экологическая безопасность.

    Типы причалов

    В зависимости от назначения, причалы делятся на несколько типов:

    • Строительство стационарных причалов, они же прибрежные пирсы;
    • Строительство понтонных причалов;
    • Строительство грузовых причалов;
    • Строительство ремонтных причалов.

    Во время строительства причала важно на начальном этапе определиться с выбором опор и настила. Первые могут изготавливаться на железных и деревянных сваях. Главным показателем прочности является способность такой конструкции выдержать большую силу давления, производимую льдом в зимний период.

    Весьма надёжнее и долговечнее пирсы изготовленные по насыпной технологии. В отличие от прочих, на них не оказывают влияние погодные условия, такие как давление льда, шторм, ветер и так далее. Как правило, настилом выбирают древесину, устойчивую к влаге, гниению и прочим разрушениям. Помимо этого, он отлично сохраняет сцепление даже при намокании.

    пирс — Причал, выдвинутый в акваторию и обеспечивающий швартовку судов с двух сторон. [СО 34.21.308 2005] пирс Причальное сооружение, выступающее в акваторию и предназначенное для двусторонней швартовки судов [ГОСТ 19185 73] [ГОСТ 23867 79]… … Справочник технического переводчика

    пирс — 3.10.16 пирс: Причал, выдвинутый в акваторию и обеспечивающий швартовку судов с двух сторон. Источник: СО 34.21.308 2005: Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения 3.3.9 пирс: Причальное сооружение, выступающее от берега в акваторию… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    причал — дебаркадер, пирс Словарь русских синонимов. причал сущ., кол во синонимов: 12 • веревка (82) • … Словарь синонимов

    Пирс — Пирс: Пирс двусторонний причал для стоянки и швартовки судов. Фамилия Пирс, Алекс (р. 1988) ирландский футболист. Пирс, Александр (1790 1824) ирландский преступник, каннибал. Пирс, Бенджамин (1809 1880) американский астроном и математик.… … Википедия

    пирс — мол, пристань, причал, нефтепирс Словарь русских синонимов. пирс сущ., кол во синонимов: 4 • мол (9) • нефтепирс … Словарь синонимов

    пирс — а; м. [англ. piers (мн.)] Мор. Двусторонний причал, выдающийся в акваторию порта и предназначенный для швартовки судов с двух сторон. * * * пирс (англ. piers, множественное число от pier столб, мол, пристань), гидротехническое причальное… … Энциклопедический словарь

    пирс — (англ. piers, мн. ч. от pier) мор. портовое сооружение для причаливания судов с двух сторон. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. пирс [англ. pier] – мор. выступ причальной линии, сооружение для причала судов Большой словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Пирс (гидротехнич. сооружение) — Сопот, самый длинный деревянный пирс в Европе 450 метров от берега, 650 в целом Пирс (от англ. piers, множественное число от «pier» столб, мол, пристань, причал) гидротехническое сооружение, выступающее в акваторию водоёма (реки, озера, моря,… … Википедия

    причал — ▲ место ↑ для (чего), принимать, судно (какое) причал место, оборудованное для приема судна. чалить. причалить. подчалить. пристать. привалить. подвалить швартовка. швартовать, ся. швартовный. пришвартовать, ся. ошвартоваться. бросить якорь.… … Идеографический словарь русского языка

    пирс — причал (причальная линия), с обеих сторон которого швартуются, разгружаются и загружаются морские суда. Пирс, к которому можно пришвартоваться только с одной стороны, называется молом (вторая его сторона защищает порт от волн открытого моря).… … Географическая энциклопедия

    Оцените статью
    Обзортека
    Добавить комментарий